протоиерей Георгий МитрофановПроповедь на притчу о званных на брачный пир

протоиерей Георгий Митрофанов
Проповедь на притчу о званных на брачный пир


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Притча о званых на пир, прозвучавшая в сегодняшнем евангельском чтении, для многих из нас хорошо знакома. Хорошо знаком нам и смысл этой притчи. Тот смысл, который изначально вкладывал в нее Спаситель во время Своей проповеди.

Да, действительно, званые на пир – это прежде всего богоизбранный иудейский народ, которому дано было Божественное откровение. Но то, что среди этого званого народа оказалось очень мало тех, кто был способен принять на себя одновременно и бремя, и радость брачного пира, было печальным пророчеством Спасителя.

Действительно, очень мало оказалось среди званого на пир пришедшего в мир Спасителя богоизбранного еврейского народа избранных сынов, которые пошли за Христом. Но Спаситель никогда не говорил Свои притчи только для Своих современников – Он обращал их и в будущее. И не случайно евангелисты, запечатлев Его притчи, обращают их к нам. И немного найдется таких выразительных притчей, которые бы как именно притча о званых на брачный пир, были бы постоянно обращены к христианам всех времен.

Увы! Пришедшие на смену богоизбранным евреям богоизбранные христиане точно так же очень редко оказывались достойными своего избрания. Почему в свое время иудеи в большинстве своем не приняли, не узнали Христа? Наверное, не только потому, что кто-то недавно женился, у кого-то был скот, который нужно было пасти. Помните, все эти объяснения, которыми отговариваются званые на пир в сегодняшней притче?

Христа не приняли прежде всего потому, что иудеи ожидали от Него для себя земного торжества и благоденствия. Они ожидали, что пришедший в мир Мессия утвердит царство богоизбранного народа как царство от мира сего и в мире сем. И когда выяснилось, что Христос пришел утвердить Царство не от мира сего, когда выяснилось, что Христос уготовал Своим избранным крестный путь страдания, многие предпочли остаться вне этого пира и сказать, что они не признают во Христе долгожданного Мессию.

Это было тогда. Но, увы, это происходит и в последующие времена, и в наше время, в том числе.

Попытаемся эту притчу перенести на нашу с вами современную жизнь, и мы поймем, насколько упрек, содержащийся в ней, обращен и к нам с вами.

Попытаемся сейчас представить, о чем думают, о чем говорят, из-за чего переживают многие наши с вами братья во Христе. И мы, в том числе.

Чаще всего темой наших размышлений и переживаний, темой наших разговоров являются суетные мирские дела. Более того, из года в год мы все больше говорим о том, как нам тяжело жить, как тяжелы наши материальные проблемы, каково наше здоровье, как трудно лечиться, как трудно учиться, как трудно просто выживать.

И нельзя сказать, что мы лукавим. Мы действительно говорим о том, что есть. Но незаметно в этих разговорах исчезает самое главное: ощущение того, что несмотря на все трудности нашей жизни, тот самый пир, на который мы призваны прийти, сейчас происходит, как никогда свободно и празднично.

Если бы мы голодали, если бы мы претерпевали немощи среди закрытых разрушенных храмов без возможности принести церковное покаяние, без возможности причаститься благодатных Святых Даров, тогда действительно можно было бы говорить о том, что жизнь наша ужасна.

Но ведь есть же у нас ни с чем несравнимый пир Божественной Литургии. Есть для нас с вами, как никогда свободно и доступно, возможность покаяться за всю свою жизнь. Возможность получить главную поддержку во всех наших житейских испытаниях – благодатную помощь Божию, которая дается нам в Святой Евхаристии. Но как мы, христиане, легко забываем об этом.

Да. Мы ходим в храм, мы совершаем молитвенное правило, периодически исповедуемся, причащаемся, и вместе с тем по большей части наши помыслы устремлены на другое.

Нередко сейчас приходится слышать, что и христиане, и не христиане, и люди церковные, и люди, не переступающие порога храма, чаще всего говорят, думают и переживают об одном: о хлебе насущном. И печально, что мы, христиане, в этом отношении очень редко выделяемся из всего окружающего нас несметного числа нецерковных людей.

Мы тоже вместе с ними кряхтим, стенаем, а очень часто преисполняемся зависти, ненависти и злобы на нашем трудном жизненном пути. И тем самым, незаметно для себя перестаем быть христианами. Тем самым мы как будто говорим всей своей жизнью, что, конечно, Божественная Литургия — это та самая Трапеза, на которую Господь призывает нас как на пир, но что нам до нее, если так трудно нам живется. И при этом мы забываем о том, что еще совсем недавно было время, когда этой самой главной Трапезы, этого самого главного средства поддержания наших немощных сил, Евхаристии, не было не просто во многих деревнях, но и во многих городах, во многих областях. И еще недавно бывали целые области, где не было ни одного открытого храма. Мы с легкостью забываем об этом. И самое главное, являем себя миру не христианами, а такими же захваченными страстями мирскими, немощными, мятущимися людьми, которые думают не об Иисусе, а о «хлеба кусе».

Задумаемся над тем, почему так происходит с нами.

Маловерие? Безусловно. Проявление в течение многих десятилетий насаждавшейся, в том числе и в наших душах, стихии неверия, зависти и ненависти? Тоже, конечно, присутствует. Но самое печальное заключается в том, что мы забываем, может быть, о самом главном. О том, что от нашей недооценки Святой Евхаристии, этой главной нашей Трапезы, и она сама может быть отнята от нас. И вот тогда мы действительно останемся ни с чем. И тогда у нас действительно не останется ничего. И тогда нам действительно не на что будет надеяться.

И так безусловно будет, если мы, христиане, не сможем явить миру себя так, как должно, если мы, будучи, может быть, беднее многих других, найдем в себе силы поделиться тем немногим, что у нас есть. Если будем жить свободно от того, что превращает людей в рабов мира сего.

Будем помнить об этом. И тогда из званых мы превратимся в избранных. И тогда наша с вами жизнь, наши с вами проблемы будут разрешаться Самим Господом нашим. Мы будем не только зваными гостями, но и избранными гостями на благодатном пиру Святой Евхаристии. Аминь.

Комментировать