Проповедь духовника Санкт-Петербургской духовной академии, протоиерея Вячеслава Харинова в день священномученика Петра Скипетрова.
…В те времена, когда люди обнаруживали в мире Божественного больше, чем это делаем мы, почти в каждом городе были собственные Святые Врата. Неважно, как они приобретали это название, — они были…
Врата, рядом с которыми мы находимся, через которые проходили, подобно тысячам других богомольцев, много раз, врата, ведущие на территорию Александро-Невской лавры, могут смело называться Святыми Вратами. Ибо через них проходили те, кто стал украшением не только Русской, но и Вселенской Церкви. Через них вошел в вечность, не знающую Страшного Суда, в святую вечность служения у Престола Божия священномученик Петр, чью память мы совершаем сегодня.
Именно здесь, 19 января 1918 года, он не послушался увещаний сына остановиться и не входить на территорию Лавры, где звучал тревожный набат, слышались крики и выстрелы.
Кто из нас не задумался бы, не остановился бы в тревожном ожидании и замешательстве, обнаружив в месте молитвы присутствие безбожных и страшных сил?!..
Отец Петр, отстранив обеспокоенного и встревоженного сына Николая, молча шагнул туда, где его ждала возбужденная толпа, где его ждал любимый святитель, где его ждал мученический подвиг. В этом шаге – единственном, ради которого мы живем на Земле – и ревность древних пророков, и порывистость библейских героев духа, и безбоязненность познавших Бога Истинного. «Более теплохладный мог бы сохранить свою жизнь, но не отец Петр, с его смелою христианскою душой, с его «Илииною» ревностью», — скажет о нем потом его собрат и сослужитель.
Мог ли он, плоть от плоти своей Церкви и народа, выросший на духовности, благочестии и бесстрашии истинной, непритворной веры, которую видел каждый день у тысяч богомольцев, прикладывавшихся к почитаемой святыне Петербурга и России, остановиться перед глумлением, насилием и жестокостью безбожных варваров?..
Нет, не мог. Потому что примкнул к тем семистам, или семидесяти, или семи тысячам, которыми спасается целый народ, стал одним из тех таинственных десяти, которыми милуется от Божьего гнева целый город! Одна минута раздумья и, может быть, малодушная благоразумность взяла бы верх: предстали бы пред мысленным взором матушка и тринадцать детей, как в это время пред глазами его предстоял грузовик с вооруженными солдатами, жаждавшими крови…
Одна минута. Мы иногда называем время потерянным, когда чувствуем напрасность того, что делаем. Потерянным может быть и время бездействия. Потерю одной минуты мы можем не заметить, а праведник знает: эта минута может стоить Вечности. Отец Петр не потерял этой единственной минуты и шагнул в вечную жизнь. Он оказался тем человеком, по слову премудрого Екклезиаста, который знает свое время (Еккл. 9.12)!
Как часто у нас минута ошибки делается причиной скорби на долгие годы, как часто момент искушения и самозабвения приносит совершение зла, для исправления которого иногда не хватает и всей жизни!.. Как часто бывает: одно прегрешение, одна небрежность, одно маленькое преступление влекут за собою многочисленные последствия, гибельные и неотвратимые. В одно мгновение можно обесславить свое доброе имя, причинить близким горькую скорбь, приобрести угрызения совести на всю жизнь… И наоборот: можно совершить важное и значительное добро в кратчайшее время, одним мгновением приобрести Вечность, если делаешь шаг по пути истины и честности!
Так вот оно: поступайте осторожно, дорожа временем, потому что дни лукавы (Ефес. 5.15)!
Для малодушного и незрелого человека эта осторожность – преступная медлительность и промедление, смерти подобное.
А для истинного боголюбца – непрестанная память о том, что жизнь наша коротка и прерываема внезапно, что все на земле, кроме бессмертной души, тленно и ничтожно, что врагом себе и людям становится собирающийся жить на земле вечно…
Для связанного земным – наслаждение пользоваться благами мира для собственного довольства.
А для истинного христианина лишь одна драгоценность существенна – сокровище чистой совести.
Для души порочной время торжества греха – счастливейшее время.
А для души благочестивой такое время – дни лукавы!
И тогда делается праведником один-единственный шаг, уводящий от Божьего Суда к неизреченной Божией милости.
Поучимся у ныне почитаемого священномученика Петра этой мудрости знать свое время. Поучимся увидеть лукавство дней, когда Господь нас подвергнет испытанию.
У этих Святых Врат лавры поучимся у священномученика Петра отваге и решительности сделать правильный шаг в единственную и ответственную минуту нравственного выбора!..
Комментировать