- Возражение 1: Я не верю ни в какого Бога и поэтому зачем мне ваше купание? Тем более, что наука доказала, что Бога нет!
- Возражение 2: У меня Бог в душе и поэтому мне ваши обряды не нужны. Я и так делаю только добро. Неужели Бог меня отправит в ад за то, что я некрещеный? А как же быть с аборигенами Африки или Папуа Новой Гвинеи, которые ничего не слышали о Христе?
- Возражение 3: Я еще не созрел для Крещения. Вот пойду на пенсию (или буду свободней на работе) и приду креститься.
- Возражение 4: Если я крещусь, то мне придется жить как монах – ничего будет нельзя, не будет своего времени, выходные заняты, в общем никаких удовольствий – а зачем? Ведь жизнь дается один раз и прожить ее надо в свое удовольствие! А тут такой фанатизм.
- Возражение 5: Я не хочу креститься потому, что в вашей Церкви принимают всяких негодяев. Ельцин со свечкой стоял. А недавно еще говорил, что атеист. И вообще Церковь не борется за права народа. И в такой Церкви я быть не хочу.
- Возражение 6: Я не хочу креститься у священника, потому что все они корыстолюбцы, а еще проповедуют нестяжание, а сами на Мерседесах ездят. А ведь в Церкви должно быть все бесплатно! Уже не говорю, что между ними попадаются всякие негодяи, вроде стукачей, «голубых». Как Бог может их слушать?
- Возражение 7: Я по рождению мусульманин (или иудей, или буддист), и поэтому каждому нужно исповедывать ту религию, которой придерживались его отцы.
- Возражение 8: Я коммунист, меня так воспитывали и поэтому не буду креститься. Ведь иначе мне придется признать, что всю жизнь я ошибался.
- Возражение 9: В общении с Богом мне не нужны посредники.
- Возражение 10: Бог один и все религии ведут к одной вершине. А поэтому мне не нужно обязательно креститься. А вы, православные вообще фанатики. Говорите, что только вы спасетесь. А ведь это гордыня!
- Возражение 11: Ну там что-то есть, но сейчас мне это не нужно. У меня семья, работа, а все это... Вот попаду туда и все узнаю. Да тем более, что оттуда никто не возвращался. А еще некоторые говорят, что все равно на небо пойдут.
- Возражение 12: Мне в храме становится плохо, особенно от ладана. У вас нет скамеек, жарко. Не то, что у католиков!
- Возражение 13: У вас крестят в грязных купальнях. Да и причащаются все из одной ложки. Это не гигиенично.
- Возражение 14: У вас в храме все такие злые, сердитые. Бабки шипят и ругаются. А еще христиане. Я таким быть не хочу. Вот у меня знакомый православный, а пьет и ведет себя не лучше некрещеного. Так какая разница?
- Возражение 15: У вас в храме ничего не понятно. Служат на непонятном языке.
- Возражение 16: Я столько сделал зла, что Бог меня не простит. Мне все равно в ад идти. Так что буду жить как жил.
- Полный текст
Возражение 15: У вас в храме ничего не понятно. Служат на непонятном языке.
Ну и что? Даже если так. Ведь служба предназначена не для миссионерства среди неверующих, а для самих верующих. Нам, слава Богу, если мы внимательно молимся, все становится понятным уже через месяц-полтора постоянного хождения в храм. Но глубины богослужения могут раскрываться спустя годы. Это действительно удивительная тайна Господа. Мы имеем не плоскую проповедь протестантов, а, если угодно, вечный университет, в котором богослужебные тексты – это учебные пособия, а Преподаватель – Сам Господь. А теперь подумай, ведь если ты заглянешь на лекцию пятого курса мехмата МГУ, ты тоже можешь не понять сперва ни слова, но разве из этого следует, что математики и физики должны переходить на обычный язык, или что не надо поступать на этот факультет. Наоборот, если все было бы понятным, значит обучение бессмысленно. Ты и так уже знаешь все, о чем говорят. Поверь, что наука жить с Богом не менее сложна и изящна, чем математика, так позволь ей иметь свою терминологию и свой язык.
А с другой стороны, церковнославянский язык – это не латынь и не санскрит. Это священная форма русского языка. Потрудись немного, купи словарь, несколько книжек, выучи полсотни слов и поймешь, а труд твой окупится сторицею. Во время молитвы тебе легче будет сосредоточиться на Боге. Твои мысли не будут по законам ассоциации ускользать куда-то вдаль. И таким образом славянский язык улучшает условия для богообщения, а ведь именно для этого мы приходим в церковь. Что же касается получения информации, то она передается в храме на обычном языке. Мне не приходилось видеть ни одного проповедника, который говорил проповедь по-славянски. Так что в Церкви все соединено мудро. И древний язык молитвы, и новый язык проповеди.
И наконец, для самих православных славянский язык дорог тем, что он дает нам возможность максимально точно слышать Слово Божие. Мы в буквальном смысле можем слышать букву Евангелия, потому что грамматика славянского языка почти тождественна греческой, на котором и дано нам Откровение. Поверь, что как в поэзии и юриспунденции, так и в богословии, оттенки смыслов часто меняют суть дела. Думаю, что всякий, увлекавшийся литературой понимает это. И в детективе случайно оброненная спичка способна изменить ход расследования. Точно так же и для нас драгоценна сама возможность услышать как можно точнее слова Христа.
Конечно, славянский язык для нас не являет догматом. Во Вселенской Православной Церкви богослужение совершается более чем на восьмидесяти языках. И даже в России возможен отказ от славянского языка. Но произойдет это лишь тогда, когда для верующих он станет столь же далеким, как для итальянцев латынь. Тогда мы создадим новый, священный язык максимально точно переводящий Библию и не дающий нашему уму ускользать на страну далече. Церковь же сих пор жива и имеет силы оживить любого входящего в Нее. Войди же! Дверь открыта!