Прикосновенье к Святой Земле

Арбель

В дальнейшем, во 2-м веке, на горе Арбель строится синагога, в которой молятся семьи священников и левитов, эмигрировавших в Галилею после разрушения Иерусалима.
Арбель как форпост национального сопротивления становится местом, где, по мнению некоторых авторитетных иудейских мыслителей, явится Мессия. (Напомню тем, кто не совсем понимает, о чем идет речь: иудеи не верят, что Христос был Мессией. Они ждут другого мессию.) Указание на эту традицию мы находим в Иерусалимском Талмуде: «Однажды крестьянин пахал землю в долине Арбель. Вдруг замычал бык. Проходящий мимо араб услышал рев быка и сказал: "Иудей! Иудей! Распряги своего быка, распряги свой плуг, ибо Храм разрушен!" Спустя некоторое время бык снова заревел. И сказал тот араб: "Иудей! Иудей! Впряги своего быка в свой плуг, ибо родился царь-Мессия!" Спросили: "Как Мессию зовут?" Сказал: "Менахем... Из царской столицы – еврейского Бейт-Лехема (Вифлеема)"».

Для нас эта гора важна, прежде всего, тем, что на ней проповедовал Христос. Указаний на это в Новом Завете мы не находим. Но и вообще, конкретных названий гор мы находим мало, при том, что в Евангелиях много раз сказано, что для молитвы, для проповеди Христос уходил на гору.
Почему же Евангелия не сохранили для нас названий гор, на которых были произнесены глаголы Божии?.. Да все дело в том, что письменные Евангелия составлялись на основе устных сборников. Эти сборники рассказов объединяла тема: Чудеса Христовы, Притчи Христовы, Высказывания (в науке они называются логии) Христовы. И потом Евангелисты компоновали материал в соответствии со своими богословскими представлениями и предпочтениями. Не с точки зрения подлинной исторической хронологии (Евангелия составлялись через 30-40 лет после Евангельских событий), а именно с точки зрения авторского видения истории. Поэтому наивными выглядят попытки некоторых современных авторов выстроить в единую историческую линию историю жизни Христа. У каждого Евангелиста она своя. Один известное чудо Христа помещает в начало Его проповеди, другой – в конец. Каждый преследует свои богословские задачи, подлинная хронология их не очень интересует, тем более, что ее и не установить. Марк видит Христа львом (отсюда символ Евангелиста Марка – лев) и властелином; Матфей подчеркивает мысль о исполнении во Христе иудейских ожиданий и пророчеств, Лука делает акцент на жертвенности Христа, на Его всеобъемлющей любви, обращенной ко всем слоям непростого общества.

Но мы отвлеклись. Итак, Христос постоянно проповедовал на горах. Гора – это древний библейский символ приближения к Небу, приближения к Богу (вспомните Моисея, который встречался с Богом именно на горе Синай). В богословии особенность пророков и Самого Христа проповедовать о наиболее важных вещах именно на горе получила именование «Священной топографии».
Но установить точно, где была произнесена та или иная часть проповеди, – невозможно. Именно потому, что Евангелисты монтировали эпизоды из жизни Христа в свою канву истории. В этой истории не искажались слова – упаси Бог. Сегодня ученые доказали, что в первом веке было исключительно бережное отношение к словам Христа: даже если что-то Апостолы не понимали, если что-то их обличало, шло вразрез с их собственными представлениями, они все равно не дерзали эти слова править и цитировали их так, как это было произнесено.

Спаситель любил проповедовать с гор, тем более Он не мог не посетить Арбель, гору, выдающуюся тем, что с нее открывается самый живописный вид на Галилею, и тем, что она особо значима для евреев в контексте их истории.
Предание местных христиан также связывает эту гору с проповедью Христовой. Нагорная ли проповедь, а, может, ее часть, молитва «Отче наш», что-то иное… Так или иначе, по этой горе ступал Спаситель. С этой горы Он обозревал Галилейские дали. Что думал Он, о чем волновалось Его сердце?..

Кстати, с горы Арбель видна и другая гора Христа – Фавор. Присмотритесь, она вдалеке.



Все фотографии галереи