Литургия оглашенных

Литургия оглашенных

На фотографии – момент богослужения, когда в Свято-Троицком Измайловском соборе случился пожар (2006 год) и верующие молились у собора, на улице. Диакон читает Евангелие на ступеньках собора.
Запах гари, шум улицы, гул работающих спецмашин… вся эта далекая от храмового благолепия обстановка не мешала богослужению.

Верующие люди чувствуют, что через возглашение Божественных Писаний – Сам Господь, с Небесного Трона, обращается к ним. В минуты чтения Писания все как-то внутренне собираются. «Древний Патерик» сохранил для нас такое замечательное свидетельство одного подвижника: «Когда… прочитано было учение апостольское и вышел диакон читать Евангелие, я видел, что кровля церкви раскрылась, и видно было небо, и каждое слово Евангелия было как огонь и восходило до небес».

И последнее о чтении Священного Писания: В России Евангелие читается обычно лицом на восток (к алтарю). В Греции, как и во многих восточных странах, Евангелие читается лицом к народу.
Конечно, особой разницы здесь нет. Греческая традиция более удобна для молящихся, русская – свидетельствует о более глубоких богословских идеях. Как легко заметить, православный священник во время богослужения всегда стоит лицом на восток. Это не потому, что он пренебрегает прихожанами, поворачиваясь к ним спиной. В основе этого лежит идея, что и верующие, и возглавляющий их священник устремлены в одном направлении – к алтарю, к Богу. Он – один из них, он – вместе с ними. Не так на Западе, где священники выделены в отдельную касту. Они служат для народа. А у нас – вместе с народом, от лица народа.



Все фотографии галереи