Категория:Украина: различия между версиями
Natalia (обсуждение | вклад) |
Natalia (обсуждение | вклад) |
||
Строка 14: | Строка 14: | ||
| 1 ||[[Винницкая область]] ||[[Винница]]|| [[Спасо-Пребраженский кафедральный собор (Винница)|Спасо-Пребраженский кафедральный собор]], [[Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь]], [[Свято-Усекновенский Лядовский скальный мужской монастырь]], [[Кафедральный собор Рождества Христова (Тульчин)]], [[Свято-Троицкий Немировский женский монастырь]], [[Свято-Георгиевский собор (Ладыжин)]], [[Кафедральный собор Успения Божией Матери (Бар)|Кафедральный собор Успения Божией Матери''' '''(Бар)]]''' ''' | | 1 ||[[Винницкая область]] ||[[Винница]]|| [[Спасо-Пребраженский кафедральный собор (Винница)|Спасо-Пребраженский кафедральный собор]], [[Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь]], [[Свято-Усекновенский Лядовский скальный мужской монастырь]], [[Кафедральный собор Рождества Христова (Тульчин)]], [[Свято-Троицкий Немировский женский монастырь]], [[Свято-Георгиевский собор (Ладыжин)]], [[Кафедральный собор Успения Божией Матери (Бар)|Кафедральный собор Успения Божией Матери''' '''(Бар)]]''' ''' | ||
|- | |- | ||
| 2 ||[[Волынская область]] ||[[Луцк]]|| [[ | | 2 ||[[Волынская область]] ||[[Луцк]]|| [[Сретенский Михновский женский монастырь]], [[Святогорский Успенский Зимненский женский монастырь]], [[Свято-Николаевский Милецкий мужской монастырь]], [[Успенский кафедральний собор (Владимир-Волынский)]], [[Свято-Воскресенский кафедральный собор (Ковель)|Свято-Воскресенский кафедральный собор]], [[Покровская церковь (Луцк)|Покровская церковь]] | ||
|- | |- | ||
| 3 ||[[Днепропетровская область]] ||[[Днепропетровск]]|| [[Знаменский женский монастырь (Вербовское)]], [[Самарский Свято-Николаевский пустынный мужской монастырь]], [[Тихвинский женский монастырь (Днепропетровск)]], [[Свято-Троицкий кафедральный собор (Днепропетровск)]], [[Спасо-Преображенский кафедральный собор (Кировоград)]], [[Свято-Троицкий собор (Новомосковск)]] | | 3 ||[[Днепропетровская область]] ||[[Днепропетровск]]|| [[Знаменский женский монастырь (Вербовское)]], [[Самарский Свято-Николаевский пустынный мужской монастырь]], [[Тихвинский женский монастырь (Днепропетровск)]], [[Свято-Троицкий кафедральный собор (Днепропетровск)]], [[Спасо-Преображенский кафедральный собор (Кировоград)]], [[Свято-Троицкий собор (Новомосковск)]] |
Версия от 20:02, 21 декабря 2015
Украи́на (укр. Україна) — государство в Восточной Европе. Граничит с Белоруссией на севере, Польшей, Словакией и Венгрией — на западе, Румынией и Молдавией — на юго-западе, Россией на востоке и северо-востоке. На юге и юго-востоке омывается Чёрным и Азовским морями. Население, по данным государственной службы статистики Украины на 1 мая 2015 года — 42 684 469 постоянных жителей и 42 854 106 человек наличного населения, территория в рамках конституционного устройства страны — 603 549 км². Украина — унитарное государство, регионами которого являются 24 области, 1 автономная республика (Крым) и 2 города, имеющие специальный статус: Киев и Севастополь. Большая часть верующих исповедует православие. Столица — Киев. Государственный язык — украинский.
Святые места по областям[править | править код]
Города со специальным статусом[править | править код]
Киев Севастополь
Православие на Украине[править | править код]
Православие исповедует большинство верующих Украины и подавляющее большинство в центральных, восточных и южных регионах страны. Но положение православия осложнено церковным расколом. После распада СССР и образования независимого государства, с начала 1990-х на Украине параллельно существует несколько юрисдикций, называющих себя православными церквами. Канонический статус имеет лишь Украинская православная церковь (Московского патриархата).
История[править | править код]
Христианство начало проникать на территорию, где позже расположилась Украина, ещё в I веке. Очагом его первоначального распространения был Крым (Таврика), который в то время принадлежал Риму. Сюда приезжали легендарные миссионеры (Апостол Андрей) и сюда ссылали за исповедание веры (Климент I). Одними из первых групп местночтимых святых являются Священномученики Херсонесские. В IV веке после легализации христианства в Римской империи на территории Крыма были созданы первые епархии в Херсонесе и Босфоре, представители которых участвовали в первых Вселенских соборах. В IV веке благодаря готам (епископ Вульфила) христианство широко распространилось по территории будущей Украины, но вскоре было ослаблено миграционными волнами азиатских кочевников.
Спустя века распространению христианства на Руси способствовало её соседство с христианской державой — Византийской империей. Известно, что христианская община существовала в Киеве уже во второй половине IX века. Её появление обычно связывают с так называемым Фотиевым крещением Руси в первой половине 860-х годов. Ряд историков церкви предполагает, что первыми крестителями русских могли быть братья Кирилл и Мефодий во время своей миссии в Хазарию (860—861). По византийским источникам, с 862/863 существовала «епархия Росия», впоследствии «митрополия Росия». По некоторым источникам, в том же 862 году в Киеве была установлена епископская кафедра: первым епископом, со ссылкой на византийские источники, называется «Архиепископ Алексий, присланный Патриархом Фотием»; достоверных данных о киевских епископах вплоть до конца X века нет.
Согласно агиографической литературе (см. прологи и Минею на 12 июля), в 983 году от рук киевских язычников мученически погибли Феодор и Иоанн, почитаемые Русскою церковью как первомученики Российские.
Киевская великая княгиня Ольга в 957 (или 954/955) году приняла крещение в Константинополе. Её внук — князь Киевский Владимир, согласно летописным рассказам, крестился в Херсонесе Таврическом, получив имя Василий, в честь святого Василия Великого, а также в честь своего восприемника, Ромейского императора Василия. Традиционная историография относит Крещение Руси к 988 году, хотя, по мнению некоторых церковных историков, есть основания полагать 987 более вероятной датой.
Первые пять столетий Русская церковь была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший русскую иерархию Киевский и всея России митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году киевский князь Ярослав Мудрый сумел добиться поставления на первосвятительский престол первого русского — митрополита Илариона, одного из самых образованных людей того времени. С самого начала официального распространения христианства начали учреждаться монастыри: в 1051 году преподобный Антоний Печерский принёс в Киев традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший средоточием духовной жизни древнерусского государства в домонгольский период. Монастыри играли роль религиозно-культурных центров. В них, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о знаменательных исторических событиях; процветали иконопись и искусство книжного писания.
С 1299 года, в результате запустения Киева после его разгрома татаро-монголами (1240 г.), митрополиты Киевские и всея Руси избирали своей резиденцией Владимир-на-Клязьме (а с 1325 года Москву). С конца XIII—начала XIV века отдельные митрополии существовали с перерывами в Великом княжестве Литовском и в Галицко-Волынском княжестве (с 1303).
В 1352—1362 годах к области литовских митрополитов (в том числе в 1355—1362 году утверждённого в Константинополе) относился и Киев. В 1370-е годы вновь было три митрополита, но к концу века области были вновь объединены.
К началу XV века земли Руси в основном относились к трём государствам: северо-западные к Новгородской республике, юго-западные земли, включая Киев, оказались в составе Великого княжества Литовского, а северо-восточные — в составе Великого княжества Московского. Правители великих княжеств не только желали иметь «своего» митрополита, но и были заинтересованы в том, чтобы его влияние распространялось на все земли, где были православные епархии.
В 1441 году в Великом княжестве Московском был схвачен в Москве и затем бежал признавший Флорентийскую унию митрополит Киевский и всея Руси Исидор. В 1448 году собором русских епископов был избран в Москве новый митрополит Киевский и всея Руси Иона (возможно наречённый ещё в 1436 году патриархом при посвящении Исидора). Поставление Ионы считается началом фактической самостоятельности (автокефалии) северо-восточных русских епархий, хотя и не вызвало возражений со стороны Константинополя и было признано великим князем Литовским Казимиром IV (1451), санкционировавшим подчинение литовско-русских епархий митрополиту Ионе[2]. Исидор только в 1458 году отказался от титула митрополита Киевского и всея Руси в пользу своего ученика Григория (Болгарина), которого бывший константинопольский патриарх Григорий III Мамма назначил на западные русские земли с кафедрой в Киеве. Он и его преемники стали носить титул митрополитов Киевских, Галицких и всея Руси. По смерти Ионы (1461) избранный в Москве митрополит Феодосий и его преемники стали носить титул митрополитов Московских и всея Руси, сохранив лишь формальное подчинение Константинополю.
В 1470 году сан Григория был подтвержден новым Константинопольским патриархом Дионисием I (греч.)русск., и в том же году новгородцы сочли нужным отправить кандидата на место умершего архиепископа Ионы на поставление в сан не к московскому митрополиту, а к киевскому, что стало главной причиной первого похода Ивана III на Новгород (1471). Софийский собор в Киеве Кафедральный собор Киевской митрополии
В 1569 году Великое княжество Литовское, в результате Люблинской унии, вошло в состав Речи Посполитой, утратив при этом часть государственности. Южные земли княжества, включая Волынь и Киев, отошли к польской короне.
В 1596 году была заключена Брестская уния иерархов киевской митрополии с римской католической церковью.
В 1595 году большая часть епископата и клира Киевской (западнорусской) митрополии приняли Брестскую унию с римско-католической церковью, сохранив богослужение византийской литургической традиции на церковнославянском языке.
До восстановления православной Киевской митрополии в 1620 году, когда православные киевские митрополиты вновь стали носить титул митрополита Киевского и всея Руси.
В 1620 году Иерусалимский патриарх Феофан III посвятил нового митрополита Киевского и всея Руси (а также епископов на другие кафедры).
В XVII веке с продолжением расширения Русского государства на запад и юг, в его состав на правах автономии вошли территории левoбережных епархий Киевской митрополии (Киевская и Черниговская епархии), что привело к естественному конфликту, осложнявшемуся борьбой грекокатоликов и православных в большинстве епархий: Луцкой, Львовской, Перемышльской и Могилёвско-Мстиславской. В 1668 году Константинопольский собор закрепил за Московским патриархом права наместничества над Киевской митрополией. 27 января 1688 года титул Киевского митрополита был изменён на «Киевский, Галицкий и Малыя России», что отражало фактический переход Киевской митрополии Константинопольского патриархата в состав Московского Патриархата.
В синодальный период Киевские митрополиты превратились в епархиальных архиереев Российской Церкви с сохранением митрополичьего титула.
По падении монархии в Российской империи в марте 1917 года, в некоторых епархиях Юга России при поддержке Центральной Рады оформились автокефалистские устремления, выразившиеся в итогах работы Всеукраинской церковной рады и в учреждении в октябре 1921 года так называемой Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). К концу войны 1941—1945 годов, ввиду консолидации Московского патриархата на территории СССР, раскольничьи течения на Украине на время ослабли.
С осени 1989 года, вследствие прекращения государственного контроля над религиозной жизнью в СССР и в связи с ростом национал-сепаратистских настроений в УССР, церковно-политическая ситуация в республике резко обострилась. В частности, среди духовенства и мирян Украинского Экзархата обнаружились тенденции к обособлению от Московского Патриархата.
На имя Патриарха Пимена и митрополита Киевского, Патриаршего Экзарха Украины Филарета поступали послания от клириков из западноукраинских епархий с призывами даровать автокефалию Экзархату. Архиерейский Собор РПЦ 30—31 января 1990 года принял «Положение об экзархатах», которое предоставляло последним в СССР (Украинскому и Белорусскому экзархатам) бо́льшие права в самоуправлении, а также право именоваться Украинской и Белорусской Православными Церквами.
Право независимости и самостоятельности в управлении было дано определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 27 октября 1990 г. и выражено в Благословенной грамоте (Томосе) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Особый статус Украинской Православной Церкви отражен в Уставе Русской Православной Церкви, принятом Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 г. Указанные решения Архиерейских Соборов были утверждены Поместным Собором Русской Православной Церкви 2009 г.
Первым предстоятелем «независимой и самостоятельной в управлении» УПЦ стал митрополит Филарет (Денисенко), получивший Благословенную Грамоту Московского Патриарха Алексия II о даровании Украинской Церкви независимости и самостоятельности в её управлении 28 октября 1990 года в историческом кафедральном соборе киевских митрополитов — Святой Софии.
Пребывая в должности Главы Украинской Церкви, Филарет своей личностью дискредитировал и бросал тень на всю Церковь. Священноначалие УПЦ на Архиерейском Соборе РПЦ, который проходил 31 марта — 5 апреля 1992 г. в Свято-Даниловом монастыре, потребовало ухода митрополита Филарета. Собор предпочел, чтобы митрополит Филарет ушел в отставку, поскольку его особе не присущи качества, способствующие единению вокруг него православных клириков и мирян Украины. В конце концов, с этим согласился и сам митрополит Филарет, который перед Крестом и Евангелием пообещал уйти в отставку. Но, в результате происходит следующее: Вернувшись в Украину, митр Филарет советуется с бывшим тогда президентом Украины Л.Кравчуком, самовластно захватывает архив и церковную казну УПЦ, отрекается от данной им архиерейской клятвы, и полагает начало новому расколу, который и по сей день раздирает Православную Церковь в Украине. УПЦ сразу же дала должную оценку поведению митр Филарета. Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим 27 мая 1992 г. созвал епископов Украинской Православной Церкви в г. Харькове на Архиерейское совещание, на котором было принято решение о немедленном проведении Архиерейского Собора УПЦ. Митрополит Никодим возглавил и провел 27-28 мая Собор епископата УПЦ. Основным его действием было выражение недоверия митрополиту Филарету, смещение его с Киевской кафедры, с должности Предстоятеля УПЦ и зачисление за штат в связи с невыполнением им клятвенного обещания освободить должность Предстоятеля УПЦ, данного на Архиерейском Соборе 31 марта — 5 апр. 1992 г.
После этого, на основании Раздела V, п.п. 12,13 Устава состоялось избрание нового предстоятеля УПЦ. Во втором туре митрополит Владимир (Сабодан) получил 16 голосов и был избран митрополитом Киевским и Предстоятелем Украинской Православной Церкви.
Митрополит Филарет нарушил архиерейскую присягу и не выполнил ни определений апрельского Архиерейского Собора РПЦ, ни определений Харьковского Архиерейского Собора, ни постановлений Священного Синода. В результате он был извержен из сана и лишен всех степеней священства.
В дальнейшем Филарет, лишенный должности и священного сана, с церковной кассой УПЦ перешел к раскольнической УАПЦ. Это событие внесло в жизнь Православной Церкви новую смуту с образованием так называемой УПЦ КП и звания "Патриарха Украины".
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 23.02.1997 г. постановил: «Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой, и будет ему анафема перед всем народом».
5 июля 2014 года скончался предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Владимир (Сабодан).
13 августа 2014 года новым предстоятелем был избран митрополит Онуфрий (Березовский), бывший с 24 февраля 2014 года Местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры.
17 августа 2014 года новоизбранный митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский) вступил в должность предстоятеля УПЦ — возле Успенского собора Киево-Печерской Лавры прошла его интронизация.
Современное состояние[править | править код]
Православие исповедует большинство верующих Украины и подавляющее большинство в центральных, восточных и южных регионах страны. Украи́нская Правосла́вная Це́рковь (часто с неофициальным уточнением — Украинская Православная Церковь (Московского патриархата)) - наибольшая по численности верующих, приходов и священнослужителей православная церковь на Украине. Согласно Уставу Русской православной церкви, в составе РПЦ она имеет статус самоуправляемой и обладает правами широкой автономии. Состоит в каноническом общении со всеми поместными православными церквями.
За исключением трёх областей Галичины (Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской), УПЦ является доминирующей конфессией на всей территории страны.
Украинская Православная Церковь состоит из 51 епархии, в которых совершают служение 51 правящий и 22 викарных архиерея, 10 архипастырей находятся на покое. Общее количество приходов к концу 2012 года составляло 11 393, священнослужителей — 10 963, из них 10 187 священников и 776 диаконов.
На территории Украины действует 219 монастырей, в которых несут послушание 1 320 монахов и 2 312 монахинь. Количество монашествующих в священном сане — 937.
В структуре Учебного комитета при Священном Синоде Украинской Православной Церкви действует 18 учебных заведений: 1 духовная академия, 1 богословская академия, 1 богословский университет (в Луганске), 1 богословский институт (в Черновцах), 7 духовных семинарий, 8 духовных училищ. Кроме того, при Одесской, Почаевской и Полтавской духовных семинариях действуют регентские и иконописные отделения. Всего в этих учебных заведениях обучается 3 363 студента (из них 1 584 человека на стационаре и 1 779 — на заочной форме обучения). Кроме того, решением Священного Синода УПЦ от 20 декабря 2012 г. в структуру Учебного комитета была включена кафедра богословия Института управления Классического частного университета г. Запорожье.
К концу ноября 2012 года по данным Синодального информационно-просветительского отдела в Украинской Православной Церкви действовало 532 медиапроекта, из них: интернет-сайтов — 349, газет — 82, журналов — 40, радиопрограмм — 18, телепрограмм — 40, информационных листков — 3.
Наградная система Украинской Православной Церкви включает в себя 19 орденов, 2 медали, 1 знак отличия и Благословенную грамоту Предстоятеля.
Предстоятель - митрополит Онуфрий (Березовский).
Святые[править | править код]
Украинская земля дала миру многих святых подвижников. Вот некоторые из них:
- преп. Агапит Печерский
- преп. Амфилохий Почаевский
- преп. Антоний Печерский
- благ. кн. Борис и Глеб
- священномуч. Владимир (Богоявленский)
- свт. Димитрий Ростовский
- преп. Досифея Киевская
- свт. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский
- преп. Иов Почаевский
- преп. Кукша Одесский
- преп. Лаврентий Черниговский
- свт. Лука (епископ Ростовский)
- преп. Моисей Угрин
- преп. Нестор Летописец
- свт. Петр (митрополит Киевский)
- преп. Феодосий Печерский
- преп. Феодосий Черниговский
Святыни Украины[править | править код]
В Украине - колыбели христианства на Руси - имеется большое количество православных святынь. Некоторые из них:
- Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
- Свято-Успенская Почаевская Лавра
- Свято-Успенская Святогорская Лавра
- Почаевская икона Божией Матери (Находится в Свято-Успенской Почаевской лавре, г. Почаев, Тернопольская область.)
- Введенская икона «Призри на смирение» (Находится в Свято-Введенском монастыре (Киев))
- Озерянская икона Божией Матери (Находится в Свято-Благовещенском кафедральном соборе, г. Харьков.)
- Святогорская икона Божией Матери (Находится в Свято-Успенской Святогорской лавре, г. Святогорск, Донецкая область.)
- Елецкая Черниговская икона Божией Матери (Находится в Успенском Елецком монастыре (Чернигов))
- Источник святой Анны (с.Онишковцы Дубенского района Ровенской области)
- Источник Св. Георгия, источник св. Параскевы и источник Трех Святых (все 3 источника находятся рядом с Свято-Троице Параскевиевским женский монастырем в Крыму)
- Изюмский источник (другое название - Кириченкова криница, находтся в г.Изюме Харьковской области)
- Мощи преподобных Антония и Феодосия Печерских, преп. Агапита, Нестора (Летописца), Ильии (Муромца) и других преподобных отцов Киево-Печерских (Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, г.Киев)
- Мощи свт. Луки (проф. Войно-Ясенецкого, находятся в Свято-Троицком женском монастыре, г. Симферополь, Крым)
- Мощи свт. Афанасия Сидящего, Патриарха Константинопольского (Благовещенский собор (Харьков))
- Мощи преподобного Иоанна Затворника (Свято-Успенская Святогорская Лавра, г.Святогорск Донецкой области)
- Цельбоносная стопа Богородицы (отпечаток стопы Богородицы на камне, Свято-Успенская Почаевская Лавра)
Православные храмы Украины[править | править код]
В Украине большое есть большое количество православных храмов. Наиболее известными являются:
- Софийский собор (Киев)
- Успенский собор Киево-Печерской Лавры (г.Киев)
- Благовещенский собор (Харьков)
- Церковь святителя Николая Чудотворца Святогорской лавры (Донецкая область)
- Церковь всех святых Святогорской лавры (Донецкая область)
- Свято-Троицкий собор (Чернигов)
- Свято-Георгиевский кафедральный собор (Каменец-Подольский)
- Спасо-Преображенский собор (Одесса)
Православные монастыри Украины[править | править код]
В Украине есть три лавры и достаточно большое количество православных монастырей. Наиболее известные:
- Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
- Свято-Успенская Почаевская Лавра
- Свято-Успенская Святогорская Лавра
- Свято-Покровский Киевский женский монастырь
- Бахчисарайский Успенский пещерный монастырь
- Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь (Донецкая область)
- Свято-Ильинский Одесский мужской монастырь
- Спасо-Преображенский Мгарский мужской монастырь
- Свято-Троицкий Корецкий женский монастырь
- Рождества Богородицы мужской монастырь (Глинская пустынь)
- Свято-Покровский Харьковский мужской монастырь
Фото[править | править код]
-
Свято-Успенская Святогорская лавра
-
Скит всех святых (Святогорск)
-
Церковь свт. Николая Чудотворца (Святогорск)
-
Свято-Успенская Киево-Печерская лавра
-
Благовещенский собор (Харьков)
-
Свято-Успенская Почаевская лавра
-
Введенская икона «Призри на смирение»
-
Елецкая Черниговская икона Божьей Матери
-
Святогорская икона Божьей Матери
-
Изюмский источник
-
Источник св. Анны (Ровенская область)
-
Успенский собор Киево-Печерской лавры
-
Мощи свт. Афанасия Сидящего, Патриарха Константинопольского (Благовещенский собор, г. Харьков)
-
Цельбоносная стопа Богородицы (отпечаток стопы Богородицы на камне, Свято-Успенская Почаевская Лавра)
-
Свято-Введенский монастырь
-
Голосеевская пустынь
-
Свято-Троицкий монастырь (Китаева Пустынь)
-
Вознесенский (Флоровский) монастырь
-
Свято-Троицкий Ионинский монастырь
-
Покровский женский монастырь
-
Кирилловская церковь
-
Колокольня Киево-Печерской лавры
-
Ближние пещеры Киево-Печерской лавры
-
Свято-Троицкий собор Чернигов
-
Успенский Елецкий монастырь
-
Свято-Покровский монастырь
-
Спасо-Преображенский собор, Сумы
-
Свято-Троицкий кафедральный собор г. Днепропетровск
Видеопаломничество[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Подкатегории
В этой категории отображается 9 подкатегорий из имеющихся 9.
У
Страницы в категории «Украина»
Показано 110 страниц из 110, находящихся в данной категории.
К
- Кафедральный Воскресенско-Михайловский собор (Ровно)
- Кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Ровеньки)
- Кафедральный собор мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (Тернополь)
- Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (Кировоград)
- Кафедральный Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Николаев)
- Кафедральный собор Рождества Христова (Бердянск)
- Кафедральный собор Рождества Христова (Тульчин)
- Кафедральный собор Спасо-Нерукотворного Образа (Павлоград)
- Кирилловская церковь (Киев)
- Крестовоздвиженская церковь (Винница)
П
С
- Свято-Андреевский кафедральный собор (Запорожье)
- Свято-Андреевский кафедральный собор (Новая Каховка)
- Свято-Благовещенский храм (Благодатное)
- Свято-Богоявленский кафедральный собор (Горловка)
- Свято-Владимирский кафедральный собор (Луганск)
- Свято-Вознесенский кафедральный собор (Изюм)
- Свято-Воскресенский кафедральный собор (Ковель)
- Свято-Георгиевский кафедральный собор (Каменец-Подольский)
- Свято-Георгиевский кафедральный собор (Львов)
- Свято-Георгиевский собор (Ладыжин)
- Свято-Духовский кафедральный собор (Херсон)
- Свято-Духовский Кафедральный собор (Черновцы)
- Свято-Екатерининский собор (Херсон)
- Свято-Ильинский храм (Чернобыль)
- Свято-Иовский кафедральный собор (Дрогобич)
- Свято-Крестовоздвиженский кафедральный собор (Житомир)
- Свято-Крестовоздвиженский храм (Луцк)
- Свято-Макариевский кафедральный собор (Полтава)
- Свято-Михайловский кафедральный собор (Шепетовка)
- Свято-Николаевский архиерейский собор (Донецк)
- Свято-Николаевский кафедральный собор (Алчевск)
- Свято-Николаевский кафедральный Собор (Мариуполь)
- Свято-Николаевский собор (Николаев)
- Свято-Николаевский собор (Очаков)
- Свято-Николаевский собор (Умань)
- Свято-Николаевский храм (Днепр)
- Свято-Николаевский храм (Чернигов)
- Свято-Петропавловский кафедральный собор (Луганск)
- Свято-Покровский кафедральный собор (г. Измаил)
- Свято-Покровский кафедральный собор (Запорожье)
- Свято-Покровский храм (Днепр)
- Свято-Преображенский кафедральный собор (Кузнецовск)
- Свято-Сампсониевский храм (Полтава)
- Свято-Троицкий архиерейский собор (Сумы)
- Свято-Троицкий кафедральный собор (Днепр)
- Свято-Троицкий собор (Донецк)
- Свято-Троицкий собор (Краматорск)
- Свято-Троицкий собор (Новомосковск)
- Свято-Троицкий собор (Одесса)
- Свято-Троицкий собор (Чернигов)
- Свято-Успенский архиерейский собор (Житомир)
- Свято-Успенский кафедральный собор (Одесса)
- Свято-Успенский кафедральный собор (Херсон)
- Свято-Успенский храм (Бар)
- Свято-Успенский храм (Кировоград)
- Свято-Успенский храм (Миргород)
- Святого-Георгиевский собор (Макеевка)
- Собор Воздвижения Креста Господня (Ужгород)
- Собор Покрова Божией Матери (Киев)
- Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Борисполь)
- Собор Почаевской иконы Богородицы (Мукачево)
- Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Винница)
- Собор Рождества Христова (Северодонецк)
- Собор святителя Николая Чудотворца (Черновцы)
- Софийский собор (Киев)
- Спасо-Вознесенский храм (Полтава)
- Спасо-Преображенский кафедральный собор (Винница)
- Спасо-Преображенский кафедральный собор (Днепр)
- Спасо-Преображенский кафедральный собор (Донецк)
- Спасо-Преображенский кафедральный собор (Житомир)
- Спасо-Преображенский кафедральный собор (Кировоград)
- Спасо-Преображенский кафедральный собор (Кривой Рог)
- Спасо-Преображенский кафедральный собор (Сумы)
- Спасо-Преображенский собор (Овруч)
- Спасо-Преображенский собор (Одесса)
- Спасо-Преображенский собор (Чернигов)
- Спасский храм (Полтава)
Х
- Храм апостола Иоанна Богослова (Бровары)
- Храм благоверного великого князя Георгия Владимирского (Сумы)
- Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (Кировоград)
- Храм блаженной Ксении Петербургской (Винница)
- Храм в честь святого Александра Невского (Донецк)
- Храм Всех Святых (Николаев)
- Храм Георгия Победоносца (Киев)
- Храм Иверской иконы Божией Матери (Днепр)
- Храм иконы Божией Матери "Почаевская" (Энергодар)
- Храм Озерянской иконы Божьей Матери (Нижняя Озеряна)
- Храм Рождества Богородицы (Староконстантинов)
- Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Черкасские Тишки)
- Храм Рождества Христова (Ивано-Франковск)
- Храм Святого Духа (Ребриково)
- Храм Святой Троицы (Зимогорье)
- Храм священномученика Александра (Харьков)
- Храм Успения Пресвятой Богородицы (г. Балта)