Свято-Троицкий кафедральный собор (Днепр)

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…
Свято-Троицкий кафедральный собор (Днепропетровск)

Свято-Троицкий кафедральный собор — православный кафедральный собор в городе Днепр, построенный в XIX веке по проекту Людвига Шарлемань-Боде и Петра Висконти. На протяжении всего XIX века именовался то Троицкой церковью, то церковью Сошествия Святого Духа.

История[править | править код]

В 2005 году исполнилось 160 лет со дня освящения Свято-Троицкого кафедрального собора, который был построен на месте первой городской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Небольшая деревянная церковь, освященная 15 января 1791 года, через 40 лет обветшала и купечество города обратилось к петербургским архитекторам Шарлеманю - Боде Л.И.(в некоторых источниках – Шарль де Мань – Боде) и Висконти П.И., которые спроектировали Успенскую церковь. Архитекторы выполнили и проект новой - купеческой. В 1837 году уже освятили место под новый храм. Строился храм на средства лесопромышленника Федора Дупленко. После его смерти от холеры, эпидемия которой свирепствовала в городе, строительство заканчивал купец Андрей Кирпичников.

Три престола новой церкви дали имена трем городским улицам, которые были переименованы после революции: Первозвановской (Короленко), Троицкой (Красная), Казанской (Карла Либкнехта) и Троицкой площади (Красная).

В 1860-х годах перед церковью по проекту одного из местных архитекторов строится большая каменная колокольня. Немного позже между колокольней и храмом строится соединительный придел, почти вдвое увеличивший площадь церкви. Меценатом этих построек выступил купец Андрей Кирпичников и его наследники. Позднее были построены Дома притча и церковно-приходской школы. В конце 1900-х годов в церкви начинаются большие ремонтные работы. Для исполнения новых икон и фресок в 1909 году был приглашен выдающийся украинский живописец Иван Ижакевич (1864-1962)- большой специалист в области народного творчества и украинского фольклора. Но до Октябрьской революции значительнейшее место в его творчестве занимала именно храмовая роспись. Из выдающихся церковных работ Ижакевича наиболее известны: роспись Трапезной церкви Киево-Печерской Лавры, там же – настенная роспись главных врат Лавры и роспись Всехсвятской церкви Лавры. Все эти работы относятся к началу ХХ века.

Приглашение столь известного мастера было огромным достижением Екатеринославской епархии того времени. В Троицком соборе кисти Ижакевича принадлежит ряд настенных росписей. Среди них особенно выделяются лики евангелистов на парусах центрального нефа и святые, написанные во весь рост на пилонах собора: славянские первоучители Кирилл и Мефодий, апостолы Петр, Павел и другие.

Со смертью в 1910 году старосты Троицкого собора Ивана Алексеенко реконструкция собора затянулась. Окончательно ее смогли завершить только в 1917 году.

После революции 1917 года, когда Спасо-Преображенский собор был закрыт, Кафедра епархиального архиерея переместилась в Свято-Троицкий собор, напротив которого, на улице Красной,3, был архиерейский дом. Епархиальное управление находившееся на территории Свято-Троицкого кафедрального собора с 60-х годов ХХ столетия до сегодняшнего дня, переходит в новое здание.

В 1934 году храм был закрыт «из-за отсутствия прихожан». Сбросили колокола, сорвали кресты. В ограде храма разместили многочисленные магазины, мастерские, склады. Здание разделили на два этажа и приспособили под склад, а ангелы над его порталом все также славили Бога, глядя на разгрузку мешков с сахаром, как когда-то смотрели на солидных прихожан купеческой церкви.

Уже приговоренный храм ожил во время немецкой оккупации. В ноябре 1941 года в нем возобновили архиепископскую кафедру и богослужения. Настоятелем собора в то время был митрофорный протоиерей Владимир Капустинский В 1943 году был расстрелян во дворе собора вместе с протодиаконом Илларионом. Похоронен у стен собора. С 1943 до 1956 года настоятелем был протоиерей Виталий Турбин. На долю этих двух настоятелей выпало нелегкое время служения и восстановления храма. На протяжении 1942 года по проекту Владимира Самодрыги новый собор отремонтировали снаружи, хотя далеко не полностью из-за отсутствия средств. Повесили колокола, оштукатурили и выбелили стены, вновь покрасили в зеленый цвет купола и вернули на них золоченые кресты. Внутри успели разобрать перекрытия и расчистить закрашенные росписи.

Большие реставрационные работы внутри начали только в 1950-х годах. Восстановили уцелевшие росписи Ижакевича: «Бегство Иосифа в Египет», иконы апостолов, херувимов в сводах малых куполов, орнаменты. Погибшие заменили новыми фресками, из которых наиболее впечатляет «Благовещение» на пилонах алтаря. Создали новый иконостас, выстроили новое крыльцо паперти вместо ворот склада и сделали еще многое. Тогда же узнали и об авторстве росписей в Троицком соборе… Грустный парадокс эпохи: сам Ижакевич к тому времени еще был жив, но о своих православных симпатиях вынужден был умалчивать Наверное, в то время по-другому было и невозможно. О его росписях в Троицком соборе к тому времени уже никто не знал.

Первым, кто высказал свое предположение об авторстве большинства стенных росписей собора, был архиепископ Гурий (Егоров). Историк, искусствовед, прекрасный знаток церковной живописи, он, после своего назначения в 1955 году в Днепропетровскую епархию, сразу же обратил внимание на незаурядную стенную роспись , представлявшую большую художественную ценность. Чтобы ее сберечь, Владыка, пригласил из Москвы художников-реставраторов. Среди них оказался и В.Н.Кутлинский – ученик…Ижакевича. Он по почерку рисунков подтвердил правильность высказанных архиепископом Гурием предположений. Окончательно же авторство полотен было подтверждено областным обществом по охране памятников, которое уделило этому вопросу максимум внимания. Самым ценным оказалось знакомство с престарелым художником Ф.З. Коновалюком – ближайшим помощником Ижакевича при росписи Троицкого храма в 1909 году. Художник не только подтвердил авторство работ, но и сообщил еще много сведений, относящихся к проведенным работам, которые помогли в дальнейшем процессе реставрации.

Начатые в 1956 году реставрационные работы особую тщательность, бережность и размах приобрели в наше время, благодаря энергии, целеустремленности и молитвенной поддержке Владыки Иринея, возглавляющего нашу епархию с 1993 года. В Троицком соборе усердными трудами настоятеля, протоиерея Владимира Аксютина, происходит впечатляющая реставрация внешнего и внутреннего убранства храма, в том числе и окружающей собор территории.

У стен собора – захоронения епархиальных архиереев, настоятелей собора, создателей храма.

Святыни[править | править код]

  • Икона Святой Троицы с частицей Мамврийского дуба
  • Икона «Плачущий Спаситель»
  • Иконы Божией Матери «Иверская», «Казанская», «Достойно есть», «Самарская»
  • Два креста-мощевика с частицами мощей почитаемых в православии святых

Престольные праздники[править | править код]

День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи

Контакты[править | править код]

Адрес: 49000, Украина, г. Днепропетровск, Троицкая площадь, 7

Телефоны: +38 (056) 744-76-46, +38 (056) 791-17-17

Паломнику[править | править код]

В соборе проходят ежедневные службы, совершаются требы.

В праздничные дни утром – две службы: в 7 и 9 часов утра. В воскресные дни на вечерней службе - чтение акафиста, а в субботние дни – елеопомазание совершает правящий архиерей.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Свято-троицкий кафедральный собор
Преображение Господне. Свято-Троицкий собор

Ссылки[править | править код]

Свято-Троицкий кафедральный собор