Озерянская икона Божией Матери
Озеря́нская ико́на Бо́жией Ма́тери – православная святыня, особенно почитаемая на Слобожанщине. Имя это дано чудотворному образу по месту его явления – на берегу речки Озерянки. Считается, что Первообраз утерян в 30-е годы ХХ века. С нее остались многочисленные списки, которые существенно отличаются друг от друга, хотя многие из них прославились своими чудотворениями. В сентябре 2010 года истинное изображение Озерянской иконы Божией Матери было воссоздано вновь и освящено на месте его обретения – в Озерянах. В настоящее время один из списков находится в Крестовоздвиженском храме [Свято-Покровский мужской монастырь | Свято-Покровского мужского монастыря]. Празднование в честь данной иконы совершается (по григорианскому календарю) 12 ноября, 29 июня и в Неделю Антипасхи.
История[править | править код]
Озеряна — село, известное далеко за пределами нашего края. Неподалёку от него была обретена чудотворная икона, ставшая главной святыней Слобожанщины. О явлении чудотворного образа существует немало преданий.
Одно из них гласит: Один из ее жителей, косивший траву за лесом, за одним взмахом косы услышал человеческий стон и при этом увидел половину священного изображения на оконечности косы, а другую половину образа и пред нею горящую свечу при корне дерева здесь же росшего.
Косарь, сокрушаясь о грехе, который он невольно совершил, слёзно просил Всевышнего простить его. Утром следующего дня он не обнаружил святыни в своей обители и вновь пришёл на место рассечения святой иконы и «сращенну Сию обряща, знамение велие в сем уразуме, о нем же иерею Феодору поведа, людям же веси Озерянския о чудесе велии возвести».
Она была на месте обретения, и была сращена, а на самом месте заструился ключ чистой воды.
Происхождение иконы в целом неизвестно. В 1762 году старожил Мерефы дал о ней следующее письменное свидетельство: «Видел и помню в церкви Озерянской пустыни стояла чудотворная икона, а откуда и кем поставлена — ведать не могу».
После этого от иконы совершились многие чудеса. Болящие различными болезнями ежегодно, в день празднования этой иконы 12 ноября (по новому стилю), получали исцеления от таких болезней, где медицина была бессильна, очень помогает при переломах и травмах.
Рассказывают, что по чудотворности Озерянская икона уступала только главной святыне российской империи - иконе Казанской Божьей матери.
Икона исцеляла от физических недугов и даровала зрение. Перед ней, по преданию прозрел, будущий основоположник украинского сентиментализма Григорий Квитка-Основьяненко. Перед Озерянской иконой отступала даже холера.
С харьковской святыней был связан сложный ритуал, утвержденный лично императором Николаем II. Летом икона хранилась в Куряжском монастыре близ Харькова. На зиму икона переносилась в Покровский мужской монастырь, где сохранялась вместе с мощами святых Печерских угодников и старинным Евангелием, подаренным харьковчанам светлейшим князем Г.А. Потемкиным-Таврическим. В конце ХIХ века для хранения реликвии построили отдельную Озерянскую церковь. А хорошо известная горожанам Холодногорская церковь поставлена как раз на том месте, где куряжские монахи передавали икону представителям города. Ее официальное название — церковь Озерянской Божьей Матери.
Много сказаний и преданий было и есть об Иконе Озерянской Божьей Матери. Существуют различные версии ее исчезновения: находятся приверженцы истории о том, что икона исчезла после последнего ежегодного крестного хода в Озерянской пустыни. Также есть версия, что лик Божьей Матери был украден из-за дорогой инкрустации (драгоценными камнями, ювелирными изделиями). Одна из самых распространенных версий – исчезновение связано с гонениями на церковь в советское время.
Описание[править | править код]
Настоящее изображение иконы представлено и точно описано в «Истории города Харькова за 250 лет его существования (с 1655 по 1905-й год) Д.И.Багалея, Д.П.Миллер.:
„…Икона, говорить проф. Е. К. Редин, действительно писана на холсте, прикрепленном к доске. Письмо, как справедливо замечает преосвящ. Филарет, кисти древнего малороссийского художника, в том смысле, конечно, что икона местного, южно-русского происхождения; исполнение ее довольно посредственное и она писана, по всей вероятности, простым мастером, копировавшим хороший образец; контуры фигур грубые, краска, обычная в памятниках южно-русских для XVII—XVIII в.—красная, голубая. Икона дошла до нашего времени в плохой сохранности, но все же ясно очерчивается лик Богоматери, Младенца, их положение, цвет их одежд. Богородица изображена повернувшей лицо в сторону Младенца, на ней красный хитон и голубой мафорий, на голове корона; правая рука ее в позе моления, а левой она поддерживает Младенца Христа, сидящего у нее как бы на коленях у левой руки; Младенец одет в красную рубашку-хитон, на голове у него такая-же корона, как у Богородицы, в левой руке он держит небольшое Евангелие, а правой благословляет. Нимбы у обоих желтые. Начиная от плеч кругом нимбов Богородицы и Христа на фоне иконы шли звезды, видимые и теперь. Вверху иконы, справа и слева облака. Размеры иконы: высота 40 см., ширина 34 см.»
Местонахождение[править | править код]
В наше время с Озерянской иконы Богоматери осталось два старых списка: один в Свято-Благовещенском кафедральном соборе Харькова, другой в Свято-Озерянском приходском храме на Холодной горе. Новый список с истинным изображением Озерянской иконы Божией Матери, освященный в 2010 г. в Озерянах, находится в Крестовоздвиженском храме Свято-Покровского мужского монастыря.
Адрес Свято-Покровского мужского монастыря: ул. Университетская 8/10, г.Харьков, Украина ( индекс - 61003) Телефон: +38(057) 731 50 30 ( дежурный монастыря)
Адрес Благовещенского собора: пл. Карла Маркса, 1, г.Харьков (индекс - 61023)
Телефон: (+38 057) 777-00-83, 712-47-37
Адрес Озерянского храма: ул. Полтавский Шлях, 124, Харьков,Украина (индекс - 61000) {{#yandexmap:Украина, г. Харьков|400|300|cdzMP}}
Ссылки[править | править код]