Рождества Пресвятой Богородицы Софрониева Молчанская Печерская мужская пустынь

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…
Рождества Пресвятой Богородицы Софрониева Молчанская Печерская мужская пустынь

Софрониевский монастырь (полное название Софрониево-Молченская Печерская пустынь Рождества Пресвятой Богородицы) — православный мужской монастырь Конотопской и Глуховской епархии Украинской Православной Церкви Московского патриархата, расположенный на горе Чудная в селе Новая Слобода Сумской области.

Был основан в 1630 году. При советской власти был закрыт и вновь возвращён церкви в 1999 году. Одно из семи чудес Сумщины.

История[править | править код]

В описании 1837 г. (известно по ссылкам на него в 1895 г.) основание монастыря гипотетически отнесено к периоду между Крещением Руси (988) и кончиной св. равноап. князя Владимира (1015); в описании 1845 г. (издавалось в 1846 и 1880 гг.) основание приписано инокам Киево-Печерской Лавры и связано с их уходом из разоренного монголами Киева (1240); описание 1895 г. предлагает компилятивную версию: обитель возникла до вторжения монгол, но была малолюдной, а после 1240 г. в число ее братии вошли иноки Лавры. В XVII-XVIII вв. в пустыни был записан ряд преданий, возводящих ее историю к XIV-XV вв. В 2002 и 2004 гг. археологическая экспедиция Глуховского государственного историко-культурного заповедника обнаружила в пустыни следы деятельности монастыря в домонгольский и послемонгольский периоды (основным датирующим материалом стали фрагменты керамики образцов XII-XIII и XIII-XIV вв.).

Одно из письменных преданий гласит: «Волею Божиею, на место сие приидоша от киевских пределов два отшельника-монаха, и обретше… малу пещеру, и обновиши ю, живяху в ней, ничтоже стяжавая, токмо имеша у себя образ Пресвятыя Богородицы, Ей же выну моляхуся во дни и нощи, питахуся же овощием и подаянием христолюбцев. И так, богоугодно пожиша, скончашася, и положены быша в пещере». Описание 1845 г. утверждает, что в предании говорилось о приходе иноков в 1300 г. на пустынное место (возможно, дата привязана к синхронному летописному сообщению: «Не стерпя насилия татарского… весь Киев разбежался»); описание 1895 г. дополняет эти сведения: уже во времена Литовского князя Ольгерда (1345-1377) монастырь имел настоятеля архимандрита Филарета и получал подать от вельмож города Путивля, затем был разорен «от нахождения варварскаго и иных разных людей», а после некоторого времени запустения сюда пришли 2 киевских инока.

После кончины иноков гора вновь опустела, – здесь иногда бывали лишь пчеловоды, собиравшие мед в окрестных лесах. 18 сент. 1405 г. однажды пришедший на гору пчеловод увидел сияние, исходившее от липового дерева. Подойдя ближе, он обнаружил стоящую на липе икону Божией Матери, поклонился и услышал голос: «Да построится на сем месте церковь Пречистей Богородице!» Помолившись еще, пчеловод отправился в Путивль, где и рассказал обо всем случившемся. Далее предание гласит: «Благочестивии же люди града Путивля, со священники собрашася многи, с оным человеком идоша на то место, идеже явися святая икона, и видев ю, со слезами и радостию певша молебная пения, поклоняхуся. И тогда быша чудеса многи и исцеления болящим. И в то время на сем месте устроиша мал храм молитвенный (вероятно, часовню) и в нем, снемше со древа, поставиша чудотворную ту икону». Затем путивляне отправили гонца в Москву к митрополиту свт. Киприану за благословением «на оном месте построить церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы». Благословение было дано, и «тако… на сем пустынном месте построися монастырь общежительный, и игумен бысть с братиею, и поставлена церковь деревянная… И от того времени от чудес Пресвятыя Богородицы прославляшеся сие место».

Продолжение...

Смотрите также: Историко-статистическое описаніе ​Молчанской Рождество-​Богородицкой Печерской мужской ​общежительной Софроніевой пустыни и состоящаго при ней скита во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Іоанна, находящихся въ Курской епархіи (1895 год, 179 страниц)

Описание[править | править код]

Рождества Пресвятой Богородицы Софрониева Молчанская Печерская мужская пустынь
Территория Софрониевского монастыря (вид со двора) в начале ХХ века

Монастырский мыс завершают 2 клиновидных выступа, направленных на юго-запад и юго-восток. От старинной застройки монастыря сохранились лишь некоторые наземные каменные сооружения: надвратный Покровский храм, бывший трапезный корпус, бывший «новый» больничный корпус с храмом св. прор. Илии, арка Южных ворот с частью ограды; надвратный Покровский храм находится на средине продольной оси мыса; бывший трапезный корпус – на юго-восточном выступе; бывший «новый» корпус больницы – на юго-западном; Южные ворота с частью ограды – на окончании юго-западного выступа мыса.

В треугольнике между Покровским храмом и названными корпусами находилось ядро архитектурного ансамбля обители; к северу от Покровского храма по обеим сторонам дороги в Новую Слободу простирались монастырские сады; кроме сада, к западной стороне дороги прилегал прямоугольный Гостиный двор с помещениями для паломников; юго-восточнее корпуса трапезной, на склонах выступа мыса находился хозяйственный («экономский») двор.

На территории монастыря сохранился также ряд подземных помещений: погреба уничтоженного корпуса ризницы, стоявшего к северо-западу от трапезной, и несколько комплексов пещер под восточными склонами мыса. Самый примечательный из пещерных комплексов расположен под оконечностью юго-западного выступа (он обложен по стенам и сводам кирпичом, имеет подземный храм; вход в комплекс находится на юго-восточном склоне выступа мыса).

Храм Покрова Пресвятой Богородицы со Святыми вратами обители в 1-м этаже возведен в 1757 г. в стиле барокко (отреставрирован в 2003-2004 гг.). Восточнее храма на одной с ним оси располагался 2-этажный каменный настоятельский корпус (1-я пол. XIX в.). На юго-запад от Покровского храма находилась каменная церковь Вознесения Господня (1801-1808 гг.); к ее северной и южной боковым стенам примыкали торцами 2 больших каменных 1-этажных помещения: северное занимали больница и аптека, южное – кельи и просфорня.

Бывший трапезный корпус построен на стыке XVII-XVIII вв. Западную часть здания занимает палата, своды которой опираются на 2 квадратных в сечении столпа; в полуподвале корпуса с восточной стороны находится еще одно помещение палатного типа – с единым центральным столпом. При ремонте и реконструкции в нач. XXI в. над восточной половиной здания сооружен высокий купол. Северо-западнее бывшей трапезной сохранились погреба в корпусе ризницы, который со времени постройки во 2-й пол. XVII в. и до нач. XIX в. служил домом настоятеля.

К северо-востоку от ризницы находился каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Исследователи XIX в. относили завершение его постройки к 1734 г.; современные ученые датируют первичное каменное сооружение временем ок. 1630 г.; позже храм неоднократно перестраивался и до времен революции дошел в том виде, какой обрел в нач. XIX в. Севернее ризницы, почти параллельно храму Рождества Пресвятой Богородицы, стоял другой каменный храм, 2 этажа которого, с нижним Благовещенским и верхним Успенским приделами, были сооружены в 1710 и 1718 гг. К западному торцу здания примыкала колокольня высотой ок. 50 м (рубеж XVIII-XIX вв.). Юго-западнее ризницы, на верхнем краю впадины между выступами мыса стоял 2-этажный каменный братский корпус (нач. XIX в.).

Бывший «новый» больничный корпус с храмом св. прор. Илии построен в 1911 г. в так называемом неорусском стиле, декор его неоштукатуренных фасадов выполнен кирпичной кладкой. Южнее этого здания, на конце выступа мыса, находятся 3-арочные Южные ворота обители, от которых полумесяцем на северо-запад и северо-восток тянутся уцелевшие части старинной ограды.

На восточных склонах мыса находится несколько комплексов иноческих пещер. Наиболее примечательный комплекс залегает под окончанием юго-западного выступа мыса, в пределах участка площадью ок. 55 х 45 м. Вход в подземелье расположен на склоне к юго-востоку от Южных ворот. Комплекс состоит из подземных коридоров, келий и храма. Стены и своды подземелья обложены кирпичом, датируемым XVIII в. В сводах храма закреплены железные связи (по мнению ученых, это свидетельствует об открытом способе сооружения данного комплекса пещер: сначала вырыли котлован, затем построили в нем пещерные улицы, кельи и храм, а в завершение поверх сводов насыпали землю). В описаниях XIX в. пещерная церковь упоминается как «возобновленная» в 1766 г. и тогда же освященная в честь прпп. Антония и Феодосия Печерских; согласно тем же описаниям, в 1805 г. храм переименовали в честь Рождества Христова.

Святые[править | править код]

14 апр. 2009 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение о канонизации прпп. Софрония (Батоврина), иеромонаха Серапиона, Феодосия (Маслова), послушника Сергия Тихонова. 28 июня 2009 г. в пустыни состоялся чин прославления этих подвижников в лике святых.

* Прп. Софроний (Батоврин)

Из уцелевших текстов грамот известно, что во 2-й пол. XVII в. в пустынь были переселены отшельники Ширяевского леса под Путивлем – Александр и Софроний с их сподвижниками. Иеромонах Александр, по преданию, явился в Ширяевский лес «от пределов киевских». Об о. Софронии историографы пустыни XIX в. пишут, что он – уроженец Путивля, в миру Стефан Батоврин, «знатный купеческий человек», решил стать монахом, оставил жену с детьми, пришел к о. Александру и принял от него постриг. Как сообщают грамоты, Хилков перевел ширяевских иноков, против их воли, в Молчанскую пустынь, но после этого Путивльский монастырь не только не выделял им необходимых средств на проживание, но полностью изымал у них даже те пожертвования, которые оставляли пустынникам приезжие богомольцы. Пустынники пожаловались патриарху Московскому Никону, и тот своей грамотой от 25 марта 1654 г. сделал строгое внушение путивльскому игумену Иосифу. 10 марта 1656 г. патриарх Никон известил путивльского воеводу, что, по просьбе старца Софрония и других молчанских пустынников, дарует их обители самостоятельность; в том же документе указан новый игумен Путивльского монастыря – Александр, вероятно, бывший начальник пустыни. Со временем притязания Путивльской обители на пустынь возобновились, но о. Софроний обратился к царю, и грамотой от 12 мая 1670 г. Алексий Михайлович подтвердил самостоятельность пустынников. В документе старец Софроний назван строителем пустыни (о сане о. Софрония грамоты умалчивают, а предание гласит, что по своему смирению старец не дерзнул принимать священство). Трудами о. Софрония обитель достигла процветания. Показательна фраза из царской грамоты от 13 февр. 1671 г.: о старце Софронии здесь говорится, чтобы «давали ему подводу до Москвы на привоз разного овощия и садового деревья на царский обиход».

В дек. 1692 г. о. Софроний почил. В память о нем Молчанскую пустынь стали называть также Софрониевой. Невзирая на уважение, каким пользовался о. Софроний при царском дворе, его однажды оклеветал перед патриархом игумен пустыни Роман (так как, согласно преданию, смиренный строитель не принял священство, игумен формально был старше его); подвижника отправили в ссылку в московский Чудов монастырь, но братия добилась его возвращения (за содействие в этом она в апреле 1672 г. благодарила письмом игумена Чудовского монастыря Иоакима – будущего патриарха). В 1677 г. последовала новая ссылка: о. Софроний «воспринял временное наказание от своея великия прямыя простоты, а не от злобы в словесех име дерзновение»; на сей раз за старца заступился о. Сильвестр (Медведев), — бывший сотрудник царской канцелярии, временно обитавший в Софрониевой пустыни и принявший там постриг: он написал князьям Ромодановским, чтобы они обратились к гетману Украины Ивану Самойловичу с просьбой ходатайствовать об о. Софронии (в своем письме проситель отмечал, что «без него (о. Софрония), конечно, Путивльская пустынь, за неимением добраго строителя, разорится».

* Прп. Серапион

Достойным преемником о. Софрония в управлении обителью стал иеромонах Серапион, почивший 17 июля 1718 г. в возрасте 81 года. Монастырское предание указывает следующий чудесный случай: однажды о. Серапион отправился в Сумы покупать железо для возводимой им Успенской церкви, и в пути на него напали разбойники; оказавшись между преследователями и рекой Сеймом, строитель велел растерянному кучеру: «Поезжай, чадо, разве не видишь моста перед собой?»; кучер глянул вперед и увидел мост, которого на самом деле не было, – и повозка помчалась по водам Сейма; наблюдая это, разбойники принесли раскаяние перед о. Серапионом, а позже, вопреки запрету строителя что-либо разглашать, поведали о чуде окрестным жителям.

* Прп. Феодосий (Маслов)

С 1779 г. до самой своей кончины 9 дек. 1802 г. обителью управлял старец Феодосий (Маслов), в миру Феодор. Уроженец Глухова, он юным ушел в Брянский Свенский монастырь, а оттуда – в молдавскую Березунскую обитель прп. Василия Поляномерульского (†1767), учеником, постриженником и преемником которого стал. Позднее, сделавшись настоятелем Тисманского монастыря в Валахии, о. Феодосий оказал продовольственную помощь российской армии, воевавшей с турками; этим он навлек на себя гнев турецких властей, и вынужден был искать убежища в Российской империи, где получил в управление Софрониеву пустынь. В год своего назначения настоятелем пустыни, старец ввел в ней устав афонских монастырей, употреблявшийся и в Молдавии. Отец Феодосий был другом прп. Паисия Величковского – уроженца Полтавы (1720), известного старца молдавских монастырей (†1794): сохранилось письмо, в котором прп. Паисий рассказывает о. Феодосию о своих трудах по переводу сочинений древних святых отцов на церковнославянский язык. В 1787 г. старца Феодосия возвели в сан архимандрита. Былые заслуги о. Феодосия перед российским войском помогли старцу отстоять права обители на ее угодья в то время, когда вокруг продолжалось начатое в 1764 г. изъятие земель монастырей Российской империи в фонд государства.

* Прп. Сергий (Тихонов)

В 1829 г. из Киево-Печерской Лавры в Софрониеву обитель пришел послушник Сергий Тихонов, уроженец г. Ельца; прожив в пустыни полвека (†30 нояб. 1879 г. в возрасте 75-ти лет), он исполнял послушания на кухне и пекарне, был усердным молитвенником, нес подвиг юродства во Христе, имел дар прозорливости и исцелений.

* Подвижники из числа святых Глинской пустыни

В нач. XIX в. в Софрониевой пустыни жили будущие известные подвижники соседней Глинской пустыни: игумен Филарет (†1841) и старец схиархимандрит Илиодор (†1879).

Будущий игумен Филарет, в миру Фома Данилевский, проживавший сначала в Киево-Печерской Лавре, познакомился с зашедшими сюда иноками Софрониевой пустыни и был глубоко впечатлен рассказом гостей об их обители. После этого ночью Фома увидел во сне о. Феодосия, который звал юношу в пустынь. В 1802 г. Фома прибыл туда, и о. Феодосий сказал при встрече: «Сей брат упокоит душу мою. Душа моя благоволит о нем». Тогда же Фома принял в пустыни постриг с именем Филарет, в 1803 г. стал иеродиаконом, в 1806 г. – иеромонахом и благочинным обители. В 1815 г. о. Филарету предложили быть настоятелем пустыни, но он, по смирению, отказался. По просьбе иноков Глинской пустыни в 1817 г. о. Филарета назначили их настоятелем, каковым он и оставался до самой кончины.

Будущий глинский старец схиархимандрит Илиодор, в миру Иоанн Голованицкий, также вначале был послушником Лавры, куда пришел после Отечественной войны 1812 г. Затем жил в Софрониевой пустыни и оттуда переселился в Глинскую, где в 1824 г. принял монашество с именем Иоанникий, а позже схиму с именем Илиодор.

Святыни[править | править код]

В числе святынь обители – список Молченской иконы Божией Матери.

Описания XIX в. гласят, что при разорении пустыни в 1605 г. иноки перенесли чтимый образ Пресвятой Богородицы в Путивльский Молченский монастырь. О дальнейшей судьбе святыни авторы пишут по-разному. Описание 1845 г. сообщает, что икона погибла впоследствии при пожаре Путивльского монастыря, а в пустыни после прихода туда новых иноков хранился лишь список образа. Описание 1895 г. утверждает, что в пустынь после ее возрождения вернули явленную в 1405 г. икону, а монастырь в Путивле имел свой чудотворный образ Божией Матери, явленный, «как сказано об этом в московских описных реестрах», 24 апр. 1635 г. вблизи Молчи, в Линевском лесу, у колодца «Кобозева криница», и именно этот образ автор описания называет утраченным при пожаре Путивльского монастыря 1752 г. Какая бы из версий не была верна, ни одна из явленных в 1405 и 1635 гг. Молченских икон до нас не дошла. Список Молченской иконы, хранящийся ныне в пустыни, написан в более поздние времена.

Престольные праздники[править | править код]

Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября

Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября

Празднование в честь Молченской иконы Божией Матери 24 апреля (7 мая), 18 сентября (1 октября)

Илия Фесвитянин, пророк - 2 августа

Соборная память подвижников, подвизавшихся в Софрониевой пустыни 12 (25) мая

Местонахождение[править | править код]

Южнее села Новая Слобода находится возвышенность с многочисленными выступами по краям. На одном из таких выступов, протянувшемся в виде мыса с севера на юг, имеющем пологие склоны и именуемом Чудной горой, расположена обитель. Юго-восточнее Чудной горы издавна простиралось болото Молче, от которого произошла часть названия монастыря (в «Историко-статистическом описании» обители 1895 г. отмечалось: «Несмотря на присутствие болота, воздух в пустыни легкий и здоровый, что объясняется возвышенным ее положением и тем еще, что слой болота здесь чисто торфяной»).

Адрес: 41500, Украина, Сумская область, Путивльский район, с. Новая Слобода

Телефон: (05442) 6–12–17, (097) 864–62–14

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Рождества Пресвятой Богородицы Софрониева Молчанская Печерская мужская пустынь

Историко-статистическое описаніе ​Молчанской Рождество-​Богородицкой Печерской мужской ​общежительной Софроніевой пустыни и состоящаго при ней скита во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Іоанна, находящихся въ Курской епархіи (1895 год, 179 страниц)