Путевые записки русского пастыря о священном Востоке — А. В. Анисимов <br><span class=bg_bpub_book_author>А. В. Анисимов</span>

Путевые записки русского пастыря о священном Востоке — А. В. Анисимов
А. В. Анисимов

(1 голос5.0 из 5)

Часть I

Скажи ми Господи путь, в он же пойду, яко к Тебе взял душу мою (Пс. 142:9).

Всегда я завидовал тем паломникам, которые, побывав в разных местах земного шара, ознаменованных действиями благодетельной десницы Божией, рассказывали потом в кругу своих родных и знакомых – что они видели сами или слышали от других об известной, замечательной в каком-либо отношении, святыне и о нравственном влиянии оной на сердце человеческое. Но особенно я с живым интересом и глубоким настроением духа внимал рассказам о местах, освященных стонами Богочеловека Иисуса. О, как в те минуты мне желалось лично перенестись, во мгновение ока, в те места и самому с услаждением созерцать их своими нечистыми очами, проследовать своими, косными на добро, ногами и прильнуть к ним своими грешными устами! Искра такого святого желания глубоко заронилась в мою душу и – все тлела и тлела: так как я за служебными обязанностями не мог рассчитывать на беспрепятственный выезд, бросив на произвол и все и вся. Таким образом прошло пять лет. Наконец, страшный пожар 1872 года, испепеливший лучшую часть нашего города и, только при чудной помощи Божьей не коснувшийся нашего жилища, усилил во мне святое желание посетить св. места Палестины и возблагодарить Господа Спасителя за Его видимое, великое благодеяние к нам грешным, на самом месте Его рождения, смерти и воскресения; а новый страшный пожар 1875 г. июня 10-го дня, опять сильно угрожавшей нашим постройкам, а равным образом и моя долговременная болезнь, ослабившая мой организм до плачевного состояния физических сил и безнадежности на земную помощь, окончательно довершили во мне желание, как можно скорее, осуществить данный обет. И вот, я на другой же день начал приготовляться в путь, заблаговременно испросив следуемое по закону разрешение на отъезд за границу. Но приступим к делу. Начнем свои записки.

Среда, 11-е июня. Отправляясь в дальний и опасный путь, я предварительно принес покаяние во грехах всей моей жизни, от юности и до настоящего дня содеянных, потом литургисал, совершив прежде молебное пение Покрову Божией Матери и напутственное – «хотящим отыти в путь». Совместная усердная молитва предстоящих, их задушевные благопожелания, напутствование в дорогу Св. Таинствами исповеди и Св. Причастия – все это так благотворно подействовало на меня, до того умилило мою душу и воспламенило мое сердце, что я, до сих незабвенных сладких минут нерешительный, унылый, больной, как бы преобразился; и искра св. желания вмиг превратилась в неугасимое пламя нетерпения лететь и лететь к заветным и дорогим сердцу христианина местам. А потому, по окончании литургии, я обратился к предстоящим в церкви прихожанам с следующими словами:

«По изволенью Божию, по благословенно нашего Архипастыря, и по данному, в душе, обету, я отправляюсь в далекий, не известный для меня и опасный путь. Если и недальнее, кратковременное путешествие на суше и в своей родной земле часто не обходится без приключенья и нередко оканчивается печальными последствиями, то что сказать о странствованье далеком и продолжительном, по чужим странам, под непривычным для нас, знойным небом, и при том, за малым исключением, по суровым и необозримым пучинам, на утлом корабле? Чего только не может случиться, чего только не переиспытает плавающий! И голод, и холод, и жару, и тесноту, и всякую болезнь».

«Сегодня на море царствует тишина, небо чисто и – на душе весело и покойно; завтра – вмиг подули ветры, дрогнуло море своими могучими волнами, забили они в ребра корабля, точно тараны, и – на душе – мрачно, и прискорбна она до слез. Ныне путешествует странник по плодоносным долинам, а чрез несколько времени проходит бесплодными горами, видит одни скалы, землю сухую, производящую только тернии и волчцы, где – что село, то свои нравы, свои обычаи, свои приемы, свой особый говор, свой подозрительный на путника взгляд. Cию минуту небо ясно, воздухи чисты; чрез полчаса оно мрачно, гром гремит над головой, молния ударит у ноги, путешественники чуть не затоплены дождевыми потоками, чуть не побиты страшными градом; словом, они подвержены приключениям всякого рода. Не зная поэтому, что и мне предстоит в моем трудном путешествии – добро или зло, живот или смерть, благополучное ли к вам возвращение или же печальная и вечная разлука с вами – я, во-первых, прошу прощения у вас, – может статься, я кого-либо оскорбил словом или делом или ввел в соблазн недостойным поступком; во-вторых, – прошу ваших чистых молитв обо мне, ибо ваша общая мольба будет сильнее моей пред Богом. А я, со своей стороны, даю обет – аще Господь благоуправит мой путь, – помолиться за всех вас там, где Господь в образе человека, видимого всеми, родился, где Он Сам молился за нас, учил нас святой жизни, где крестился, страдал, умер и воскрес, дабы избавить нас от вечной смерти, и где вознесся на небо плотию, да и нас спосадит с Собою в царстве вечной славы Своей».

Читать далее…

Комментировать