А.В. Бугаевский

Источник

Публикация текста службы святителю Николаю (рукопись рнб греч. 89, 1000 г.)


ΜΗΝΙ ΤΩ ΑΥΤΩ Σ Месяца того же 6 – го числа
ТОΥ ОΣΙΟΥ П[А]ТР [0]Σ НΜΩΝ память преподобного
отца нашего
ΝΙΚΟΛΑΟΥ ΕΠΙΣΚΟΠΥ Николая,
ΓΕΝΟΜΕΝΟΥ епископа, бывшего
ΜΥΡΩΝ ΤΗΣ ΛΥΚΙΑΣ В Мирах Ликийских.
ΚΑΘ [ΙΣΜΑ] ΗΧΟ[Σ] Π[ΛΑΓΙΟΣ] Седален, глас побочный 4
Δ ΕΙΣ Θ[ΕΟ]Σ Π[ΛΑΓΙΟΣ] на «Бог Господь»
ΚΑΝΟΝΑ ΠΙΣΤΕΩΕ470 Правило веры...
ΗΧΟΣ Α, ΤΟΥ ΛΙΘΟΥ Глас 1. Когда камень
ΣΦΡΑΓΙΣΘΕΝΤΟΣ... был запечатан...
Του Πνευματος γενομενος Духа ты стал
αληθως καταγωγιον воистину обиталищем,
των ’Αποστολων ομοφρων Апостолам единомысленный
θεοφαντωρ,471 Νικολαε богоявитель, Николай
ανθρωπων συγκλεισθεντων Когда люди, заключенные
ανομως, беззаконно,
προς σε δε βοησαντων εκτενως, к тебе воззвали прилежно,
επεστης εν ονειροις ты предстал во сне
τω βασιλει και ελυσας царю и освободил
αμφω φθορας от гибели обоих.
δοξα τω δοξασαντι Θεω, Слава прославившему Богу,
δοξα τω στεφανωσαντι472 слава венчавшему (тебя),
δοξα τω ενεργουντι δια σου слава совершающему тобою
πασιν τα θαυματα всем чудеса.
ΗΧ[ΟΣ] Γ. Η ΠΑΡΘΕΝΟΣ Глас 3. Дева днесь.
ΕΝ ΤΟΙΣ ΜΥΡΟΙΣ ΑΓΙΕ...473 В Мирах, святой…
ΗΧΟΣ ΠΛΑΓΙΟΣ Α Глас побочный 1.
ΤΟΝ ΣΥΝΑΝΑΡΧΟΝ ΛΟΓΟΝ... Собезначальное Слово…
Τον σοφον ιεραρχην ανευφημησωμεν474 Премудрого иерарха воспоем,
αναβας εις τα υψη των αρετων...475 Взойдя на высоты добродетелей…
ΣΤΙΧ ΕΙΣ Κ[ΥΡΙ]Ε ΕΚΕΚΡΑΞΑ Стихиры на «Господи воззвах»
ΗΧ[ΟΣ] Α. ΤΩΝ ΟΥΡΑΝΙΩΝ Глас 1. Небесных чинов…
ΤΑΓΜΑΤΩΝ...
Της εκκλησιας τα ανθη Церкви цветы облетая,
περιιπταμενος
Της ιερας διπλοιδος Священной ризы
Των αθεατων Невидимых
΄΄Ως εν ονειρω476 Как во сне
Αιρετικων γλωσσαλγιας Еретиков языковредие
αποκρουσαμενος ты отвергнул,
ορθοδοξιαν ακραν τους Православию высшему
λαους εκδιδαξας ты научил народы,
Νικολαε θεοφρον Николай богомудрый,
ωφθης και νυν Явился ты и ныне
μετα θανατον, οσιε по смерти, преподобный,
συκοφαντιας ανθρωπους от клеветы людей
λυτρουωενος πρεσβειαις σου. спасая молитвой твоей.
ΗΧ[ΟΣ] Β. ΟΤΕ ΕΚ ΞΥΛΟΥ Глас 2. Когда от древа...
μυροι παροικησας – В Мирах пожив,
νικη φερωνυμως Победе тезоименитый,
΄΄Ωφθης Κωνσταντινω477 Явился ты Константину
πληθει πειρασμων478 Множеством искушений
νεφος479 αθυμιας σκοτεινον480 Облако малодушия мрачное.
ΗΧΟΣ Π. [ΛΑΓΙΟΣ] Α Глас побочный 1.
ΧΑΙΡΟΙΣ ΑΣΚΗΤΙΚΩΝ Радуйся, подвижнических...
χαιροις η ιερα κεφαλη – Радуйся, священная глава...
χαιρε, ο ιερωτατος νους Радуйся, священнейший ум...
χαιρε, ο ζηλους...481 Радуйся, ревности...
ΗΧΟΣ Ο ΑΥΤΟΣ Глас тот же. Подобен.
ΠΡΟΣ[ΟΜΟΙΟΝ].
ΟΣΙΕ ΠΑΤΕΡ Преподобный отец,
ΘΕΟΦΟΡΕ ΘΕΟΔΟΣΙΕ богоносный Феодосие
΄΄Οσιε πατερ, ιερωτατε Νικολαε Преподобный отец, священнейший Николай,
φωστηρ της εκκλησιας светильник Церкви
αειλαμπεστατε482 вечносиятельнейший,
λιμην χειμαζομενων εν пристань обуреваемых
πειρασμοις, в искушениях,
κρηνη προχεουσα источник, изливающий
θαυματων κρουνους, потоки чудес,
σπογγος, αθυμιας губка, малодушия
υγροτητα εξαιρων сырость отирающая,
ο περιβοητος483 πανταχου восхваляемый повсюду,
δια πολλην ταχυιητα ради многой быстроты
και αρωγητα484 и помощи
ο κοσμοποθητος485 мировожделенный
και κοσμον διασωζων и мир спасающий
περιστατον μονος от беды486 единый,
αναγκαις λυτροποιος487 в нуждах избавляющий,
Χριστον ικετευε, Христа моли,
Χριστον δυσωπει παντοιε Христа умоляй всегда
δωρησαι ειρηνην τη εκκλησια. даровать мир Церкви.
ΜΑΚΑΡΙΣΜΟΙ Блаженны.
ΗΧ[ΟΣ] Δ. ΔΙΑ ΞΥΛΟΥ Глас 4. Древом...
Ταις των θαυματων αστραπαις Чудес молниями
световодительствуешь488
φωταγωγων489 τους πιστει с верой прибегающих,
προστρεχοντας
και περιστασεις πυρπολων и беды сжигаешь,
και εκ σκιαας θανατου и от тени смертной
λυτρουμενος.490 избавляешь.
αστηρ απλανεστατος Звездой незаблуждающей491
Τοις εν αναγκαις ωφθησ в бедах ты явился,
πατερ Νικολαε отец Николай,
καμε τοις πραισμασι и меня, в паденьях
εν σκοτει καθευδοντα во тьме спящего492
και δεσμουμενον и связанного,
καταυγασον τω φωτι просвети светом
ταις πρεσβειαις σου молитвами твоими.
Εκ του ποιμενος του καλου От Пастыря доброго
την βακτηριαν πιστει δεξαμενος, жезл верою приняв
και την στολην την ιεραν и одежду священную,
εξ αρετης ιδρωτων δρεψαμενος, от добродетели труды пожав,
εκτρεφεις το ποιμνιον питаешь стадо
επι νομας και υδωρ на пастбищах и воде
της αναπαυσεως493 упокоения
και τουτο κατ ονομα и, согласно имени
καλον εν τη συριγγι τη του прекрасному,
Πνευματος свирелью Духа
τους λυκους αποσοβεις волков отгоняешь
των αιρεσεων494 еретических.
Τη των δογματων σου βοη Учений твоих гласом
κατεβροντισθη φρενας οη Αρειος поражен был в сердце495 Арий,
και θεολογοις σου πλοκαις и богословскими твоими
κατεδεσμηθη γλωσσαν сетями был связан язык
Ευνομιος Евномия.
Τριαδα γαρ συναναρχον Троицу собезначальную,
Πατερα, Λογον, Отца, Слово,
Πνευμα συνομοουσιον496 Духа соединосущного
τρανως ανεκηρυξας пространно ты проповедал.
και τουτους κατεκρινας И осудил
τω βυθω της σιγης на глубину молчания
τη κτισει συναριθμουντας τον к твари сопричисляющих
κτισαντα Создателя.
Θ[ΕΟΤΟΚΙΟΝ] Богородичен.
Των ουρανωνο Небес Творец
και γηγενων και πασης и земнородных,
της κτισεως и всякой твари
Εν τη νησυι σου, σεμνη. во чреве Твоем, Чистая,
πλαστουργηθεις497 χωρειται созданный вмещается,
ων ευσπλαγχνος как милостивый.498
και τικτεται ανθρωπος И рождается, как человек,
ινα Θεον τον ανθρωπον чтобы сделать человека
απεργασηται, Богом,
και κτεινει τον δρακοντα и убивает змея,
τον παλαι την θεωσιν прежде обожению
μοι φθονησαντα, моему позавидовавшего,
σιο σε, Μητερ θεου, посему, Тебя, Матерь Божия,
μακαριζομεν. ублажаем.
ΚΑΝΩΝ ΕΙΣ ΑΤΙΟΝ ΝΙΚΟΛΑΟΝ Канон святому Николаю,
ΦΕΡΩΝ ΑΚΡΟΣΤΙΧΙΔΑ ΤΗΝΔΕ несущий следующий акростих:
ΤΟΥΣ ΝΙΚΟΛΑΟΥ ΘΑΥΜΑΤΩΝ «Чудесам Николая
ΠΛΕΚΩ ΚΡΟΤΟΥΣ сплетаю похвалы...»
ΩΔ[Η] Α. ΧΡΙΣΤΟΣ ΓΕΝΝΑΤΑΙ Песнь1. Христос рождается...
Της εκκλησιας τον προμαχον499 Церкви поборника,
τον ιερωσυνη500 μυριζοντα, священством благоухающего,
τον της συμπαθειας αγγελον, сострадания Ангела,
νικην του ευσεβοντος победу благочестивого
θειον λαου, народа божественного,
τον αρχιποιμενα, архипастыря
ευφημηδωμεν ωδαις прославим в песнях,
πιστοι, Νικολαον. верные, Николая.
΄΄Ο μνρω χρισθεις Миром помазанный
του Πνευματος Духа,
και Μυροις παροικησας, и в Мирах пожив,
ποιμην ευκλεης501 пастырь славный,
μυριζων θαυματων ευοσμον, благоухая502 чудесами,
благовонное
μυρον ημιν προχεει миро нам изливает,
την δυσαχθη свирепую
των κινδυνων ζαλην, бурю опасностей
Εκδιωκων κραταιως503 изгоняя властно,
σφως, Νικολαε. ясно, Николай.
΄΄Υπεδυς γνοφω του Πνευματος Зашел ты во мраке Духа,
ως αλλος δε Μωσης как иной Моисей,
νομον ειληφας504 ты приял закон,
κακειθεν ημιν ετρανωσας и оттуда ты нам ниспослал
νικην λαω τω θειω победу народу божественному,
τρεπων505 δεινην отвращая ужасную
πλανην ψυχοφθορον душетленную прелесть
των αιρεσεων σαφως ересей ясно,
πατερ Νικολαε отец Николай.
Θ[ΕΟΤΟΚΙΟΝ] Богородичен.
Σε βατον Μωσης εωρακεν506 Тебя купиной Моисей узрел,
Και ορος’ Αμβακουμ и Аввакум горой
δε κατασκιον507 осененной,
νεφελην αλλος,508 облаком иной,
κορην ο Ησαιας509 Деву Исаия,
την εκ Δαυιδ из рода Давида,
τικτουσαν ασπορως родившую бессеменно
βασιλεα τον Χριστον Царя Христа,
παρθενον μενουσαι Девой пребывшую.
ΩΔ[Η] Γ. ΠΡΟ ΤΩΝ ΑΙΩΝΩΝ Песнь 3. Прежде веков...
Νικη φερωνυμως510 Победе благочестивых
ευσεβουντων εδοθης Νικολαε, ты, Николай,
был тезоименно дарован,
την δυσαχθη γαρ ψυχολετην511 ибо лютую, душегубительную
των αιρεσεων μαχην ересей битву
αυτος μυρω των δογματων σου сам миром догматов твоих
της εκκλησιας ως λυμην ωθων,512 низвергнув, как церкви пагубу,
απαντας διεσωσας ты всех спас.
΄΄Ιεραρχικως σε Иерархически тебя
ως τη κλησει και τροπω по призванию и нраву,
Νικολαε, Николай,
πατροπρεπεσιν513 εγκωμιοις отцу приличествующими
хвалами
ετησιοις τα τεκνα ежегодными, [твои] чада,
сладостно,
tερπνως ανθεσια μυριζομεν,514 [как] цветами, миром помазываем,
ταις σαις πρεσβειαις αει молитвами твоими всегда
ζαλης εκλυτρουμενοι.515 от бури избавляемые.
Κοσμον εκλαμπρυνας, Мир ты просветил,
το516 της ιερωσυνης εφαιδρυνας священство облистал,
νικητικως αποκαθαρας победительно очистив
ηδονων, ψυχοφθορων τοις συις от удовольствий душетленных
δακρυσιν, Νικολαε, твоими слезами, Николай,
ωραιως καλλει Χριστω прекрасно красотою
παραστας Христу предстал,
εργοις μυριζομενος делами благоухая.
Θ[ΕΟΤΟΚΙΟΝ] Богородичен.
΄΄Ολον μεφορεσας Во всего меня облекся
ο εκ σου σσαρκωθενε, из Тебя воплотившийся,
’Αειπαρθενε Приснодева,
ολον θεοι το κατ εικονα всего обоживает, по образу,
τω Πατρι συγκαθισας Χριστος, со Отцом посадив, Христос,
Λογος υπερθεος,517 Слово пребожественное
ο εκ γαστρος σου την от чрева Твоего
σαρκα λαβων плоть восприняло
Πνευματος δυναμει, σεμνη. силою Духа, чтимая.
ΩΔ[Η] Δ. Песнь 4.
ΡΑΒΔΟΣ ΕΚ ΤΗΣ ΡΙΖΗΣ Жезл из корня Иессеева...
ΙΕΣΣΑΙ
Λυμην των αιρεσεων σου, Язву ересей горькую
τω μυρω των δογματων σου миром учений твоих,
μυρω χρισθεις του миропомазанный Духом,
Πνευματος ενδοξε славный,
τα Μυρα ως παροικων, в Мирах живя,
εμυρισας αμυρον ты умастил как терновник
δυσμυρον,518 αυτος зловонный и сам
εισαγεις μυρραν519 вносишь смирну Христову,
Νικολαε, του Χριστου, Николай, мира
μυρου νοητου σκευος τιμιον. духовного сосуд честный.
΄΄Ανωθεν η ψηφος520 σοι σαφως Свыше жребий твой явственно
ου κατωθεν γεγενηται явился, не снизу,
εκ των ανθρωπων, ω Νικολαε, не от людей, Николай,
και μυρω τρισσοφεγγει521 и миром трисиятельным
μυρισθεις,522 πανευφημε помазанный, всехвальный,
μυρον την σεπτην миром честное
ενθεως ποιμνην помазать стадо божественно
μυριζειν ικετικως ты получил жребий молитвенно
ελαχες ενθεοις πραξεσιν божественными делами.
Οι των σων αγωνων οχετοι Подвигов твоих реки,523
μυριζοντες πανευπνοα, благоухающие благовоннейше,
και οι ιδρωτες των καματων σου и поты трудов твоих
βαλσαμου υπερ οσμην свыше бальзама благовонием
ευωδιασαν524 πασιν заблагоухали для всех
σταζουσιν πισοις жаждущих верных,
θεοφρων πατερ богоносный отец
Νικολαε, ευσεβως Николай, благочестиво
εν τοις κινδυνευουσιν, οσιε в бедствиях, преподобный.
Θ[ΕΟΤΟΚΙΟΝ]. Богородичен.
΄΄Υδωρ εκ γαστρος Господь – вода, из чрева
σου προελθον, Твоего произошедшая
το ζςν,525 Θεογεννητρια526 живая, Богородительница,
πλανης βωμους527 прелести алтари
κατεκλυσεν Κυριος потопила,
αλλομενον εν πιστοις.528 текущая в верных.
΄΄Υδωρ γαρ εγνωρσε Вода утолила
διψης εν ’Εδεμ529 жажду, в Эдеме
της εκφλεχθεισης, воспламененную,
ως ιαμα γεγονος став исцелением,
πλανης των ειδολων σβεστηριος погашающим лесть идольскую.
ΩΔ[Η] Ε. Песнь 5.
ΘΕΟΣ ΩΝ ΕΙΡΗΝΗΣ Бог мира, Отец щедрот...
ΠΑΤΗΡ ΟΙΚΤΙΡΜΩΝ...
Θαωματων Изливая реки чудес
τοι Μυροις, Νικολαε в Мирах, Николай,
ποραμους μυριπνοους530 миром дышащие вечно,
προχεων, ευωδιασας ты облагоухал
το στιφος των πιστων множество верных.
αφ ου μεμυρισμενοι, Сего ради миропомазанные,
πατερα ωσπερ τεκνα отца как чада
ορθοδοξως υμνουμεν православно воспеваем,
τον531 εν κινδυνοις υπερμαχον532 в опасностях поборника.
΄΄Αρετων Благоухая
μυριζων εν καλλεσιν красотами добродетелей
και θαυματων αστραπτων и блистая
εν τερασιν, знамениями чудес,
ωραιος εξανετειλας ты воссиял прекрасной
αστηρ τη του Χριστου звездой Христовой,
Νικολαε τρισμακαρ Николай треблаженный,
αυγαζων εκκλησια, сияя церкви,
σκοτομηνην533 διωκων безлунную тьму отгоняя
της αδικιας ιλαρωτατα. неправедности радостно.
΄΄Υπερθεν Ввысь, как на
ως αρματι534 μυρω τω σω колеснице, на мире твоем
των αγωνων διφευσας подвигов помчавшись,
κατεσπευσας εις μενοντα ты поспешил в ожидающий
παρασεισον, Νικολαε, рай, Николай, пресветло,
λαμπρως βασιλειον εις θειον в царство Божественное,
Χαρας εις ευφροσυνην в веселье радости,
Δια μενουσαν δοξαν для вечно пребывающей славы
Και απαραλλακτον απολαυσιν и неизменного наслаждения.
Θ[ΕΟΤΟΚΙΟΝ] Богородичен.
Μητερα, Матерью
παρθενον Θεον εν γαστπι Девой, Бога во чреве
συλλαβουσαν ασποπως восприявшей бессеменно
και τεξασαν η φυσις σε и родившей природа Тебя
εγνωρισεν υπερ νουν показала, паче ума
σαρκι συνειληφυιαν плотью зачавшую
τον Λογον υπερ λογον,535 Слово паче слова,
δια τον λογον через слово,536 паче ума
Υπερ νουν κοσμον мир украсившее.
Κοσμησαντα.537
ΩΔ[Η] Σ. ΣΠΛΑΓΧΝΩΝ ΙΩΝΑΝ Песнь 6. Из утробы Иону...
΄΄Αιδει σοι τερπνως Поет тебя сладостно
η Μυρων μητροπολις, Мир митрополия,
σωρον θησαυρον сокровищем прах
λριψανων εχουσα мощей имея
των αγιων σου, святых твоих,
Νικολαε ενδοξε, Николай славный,
παστως πανηγυριζουσα, верно празднуя,
θαυματων ροαις чудес потоками
μυρω ποταμου προχεουσα, миро рекой изливая,
εκκλησιας μυριζουσα συστημα церковное помазует собрание.
Τεμενος σεπτον, Храм чтимый,
δοχειον τιμιον, вместилище драгоценное,
του μυρου Χριστου мира Христова
φανης επαξιον538 явления достойное
Ευωδιασας ты облагоухал каплями
των θαυματων σταγωσιν σου, чудес твоих,
οσιε Νικολαε, преподобный Николай,
το στιφος των ορθοδοξων, оплот православных,
χαριν εκ Θεου γαρ ειληφας благодать от Бога
ты воспринял
του μυριζειν τον κοσμον миропомазать мир
τοις θαυμασιν. чудесами.
΄΄Ωσπερ ευθαλης Как благоцветный финик
εξηνθησας, οσιε ты процвел, преподобный
Νικολαε, φοινιξ539 Николай,
εκκλγσια Χριστου для церкви Христовой
και εμυρισας и помазал
τους πικρια κινδυνων горечью бед
αλγουντας δεινως ηδυνων болеющих люто, услаждая
Αντιληψει θερμοτητι заступничеством теплым,
Μεγας εν αναγκαις προμαχος великий в скорбях защитник
Μνροτροπως γαρ πασιν мирообразно всем
εγνωρισας. ты явился.
Θ[ΕΟΤΟΚΚΙΟΝ]. Богородичен.
Νεκρωσιν ημεν, Мертвенность нашу
ζωην η κυησασα, Ты Единая отвергла,
Παρθενε αγνη, жизнь родив,
μονη απεβαλες Дева чистая,
και εζωωσας и оживила
εν τω τοκω σοα φυσιν Рожденным Тобой
την βροτειον, τον αυλον смертную природу,
Невещественного
εν μητρα γαρ εχωρησας в утробе вместила
Λογον τον Πατρι συναναρχον540 Слово воспеваемое, Дева,
και τω Πνευματι, Κορη, собезначальное
υμνουμενον Отцу и Духу.
ΩΔ[Η] Ζ. Песнь 7.
ΟΙ ΠΑΙΔΕΣ ΕΥΣΕΒΕΙΑ... Отроки, благочестию совоспитанные...
Παθων ιλυν ως σκυλα Страстей тину попалив
εκνικησας, Νικολαε, ειληφας, воздержания огнем, Николай,
της εγκρατειας τω πυρι как бы добычу ты взял,
καταφλεξας δε αναθημα победив, в жертву
σεαυτον Τριαδος φερεις себя Троице приносишь
μυροδοχον541 βοων мироприемлющую, взывая:
ο των πατερων ημων Θεος, «Отцов наших Боже,
ευλογητος ει благословен Ты».
Ληφθεντες αβουλια Схваченные по неправедному
совету
οι τραταρχαι εκ φθονου военачальники из зависти
προς φονον δεινον для убийства лютого,
τον εν τοις Μυροις В Мирах
σε λαμπρον тебя, пресветлую
υφαπτομενον αστερα βοαις засветившую звезду,
ευμυρισαντες, ζωης призывами помазав [миром],
αιτιον542 εψαλλον Виновника жизни воспевали:
ο των πατερων ημων Θεος, «Отцов наших Боже,
ευλογητος ει. благословен Ты».
΄΄Ελαιω της αγνειας Елеем чистоты
την λαμπαδα μυπισθεις светильник помазав,
Νικολαε, Николай,
κορας ως εσωσας το πριν, как дочерей ты спас прежде,
ναυτιλλιας τε το υστατον так и в конце543
της αγνοιας мужей
φως τους ανδρας мореплавания от неведения
к свету
εφελκυεις βοαν ты извлекаешь, чтобы взывать:
ο των πατερων ημων Θεος «Отцов наших Боже,
ευλογητος ει. благословен Ты».
Θ[ΕΟΤΟΚΙΟΝ]. Богородичен.
Κραταιωμα σε, Κορη, Державой Тебя, Дева,
και ισχυν και δυναστειαν и силой, и владычеством
εχοντες имея,
οπλον, ρομφαιαν, θυρεον оружием, мечом, щитом
προς εχθρους, Θεοπαις.544 на врагов, Богоотроковица,
ατρωτον
εκτροπουμενοι αυτους несокрушимым,
обращая в бегство их,
πισρως κραυγαζομεν верно вопием:
ο των πατερων ημων Θεος «Отцов наших Боже,
ευλογητος благословен Ты».
ΩΔ(Η) Η. Песнь 8.
ΘΑ ΥΜΑΤΟΣ ΠΕΡΦΥΟΥΣ Чуда преестественного
Η ΔΡΟΣΟΒΟΛΟΣ... росодателъная...
Ως Μυροις εν τη ζωη Как в Мирах ты в жизни жил,
παροικησας,
μετα θανοτον μυρα προχεεις, после смерти миро изливаешь,
μυρισθεις γαρ κεχρισαι, благоуханно ты помазан был,
μυροτροπως πνευματικαις мирообразно духовными
ευμυρισας καλλοναις ты умастил красотами,
ιεραρχιας οσμη, иерархии благоухание,
και αροματιζεις μυροις и благоухаешь
κραζοντας миром вопиющим:
ευλογειτω η κτισις πασα «Да благословит
τον Κυριον тварь вся Господа
και υπερυψοι εις παντας τους αιωνας и превозносит во все века».
Κοσμος σου κρουνοις εν Мир твоими
τοις των μυρων, σοφε, потоками мира, о мудрый,
μυρισθεις τροποις помазанный образами чудес,
Πατερ, θαυματων отец,
ηδυποοις545 ανθεσιν сладкодышащими цветами
των λογιων μυριστικοις, таинственными словес,
ω Νικολαε Николай,
εξαδει σου την κοιμησιν воспевает твое успение
και πιστει βοα επαγαλλομενος и верой, ликуя, взывает:
ευλογειτς η κτισις πασα «Да благословит тварь вся
τον Κυριον Господа
και υπερυψοι εις παντας и превозносит во все века».
τους αιωνας
΄΄Ρειθρω αρδευθεισα Потоком орошенная мира,
των μυρων, Πατερ, отец,
εκκλησια τερπνως λελουμενη Церковь, сладостно омытая,
νομφικως εστολισται как невеста украсилась
Μυριπνοοις εν αρεταις миром дышащими добродетелями
σου, Νικολαε, και γηθεται твоими, Николай, и радуется,
βοαν τω Χριστν чад своих верно научая
τα τεκνα αυτης πιστως взывать ко Христу:
προτρεπουσα
ευλογειτω η κτισις «Да благословит тварь вся
πασα τον Κυριον Господа
και υπερυψοι εις παντας τους αιωνας. и превозносит во все века».
Θ[ΕΟΤΟΚΙΟΝ]. Богородичен.
΄΄Ολην σε τω καλλει Во всю Тебя, красотой
αμωμητον, Κορη, непорочную, Дева,
του Πατρος, ενυποστατος Λογος Отца ипостасное Слово
εφευρων εσκηνωσεν, обретя вселилось,
ολως ολω υπερφυως всецело всему сверхсущностно,
Ενωθεις μοι, γεγονως σαρξ соединившсь мне, стал плотью,
ως ηυδοκησεν, как благоволил,
σωζων Θεοτοκε, спасая, Богородица,
τους κραυγαζοντας взывающих:
ευλογειτω η κτισις «Да благословит тварь вся
πασα τον Κυριον Господа
και υπερυψοι εις παντας и превозносит во все века».
τους αιωνας
ΩΔ[Η] Θ. Песнь 9.
ΜΥΣΤΗΡΙΟΝ ΟΡΩ ΚΑΙ... Таинство странное вижу...
Των ποιμενων Пастырей
υπερφωτον546 σε λαμπτηρα, пресветлым тебя
σοφε, светильником, мудрый,
ιερεων ευκλειαν, священников похвалой,
κανονα των μοναζοντων θειον правилом монашествующих
Божественным,
κινδυνων τε ρυστην,547 от бед избавителем,
παθων εκδιωκτην, страстей прогонителем,
νοσων ιασιν πιστοις болезней исцелением
для верных
η Τριας σε κατεμνπισες,548 Троица тебя миропомазала,
Νικολαε. Николай.
΄΄Ολοτροπως, Всецелым образом,
Πατερ, σαυτον θυμα τιμιον отец, ты себя в жертву драгоценную,
’Αβρααμ προσηνεγκας. как Авраам, принес, как
ως αλλον ‘Ισαακ εκ ποθου другого Исаака, от любви
και κλιμακι, μακαρ, и лестницей, блаженный,
των σων θαυμασιων твоих чудес
ερειδομενος, Θεω утверждаемый, к Богу ты
εκαλληθης μυρισθεις τροποις Νικολαε. прилепился, миропомазан образами, Николай.
’Υπερεστης Ты возвысился,
νεφοσαρκος της παχυτητος небоплотский, над дебелостью
και φωτι αυλω δε и светом невещественным,
πατερ, καταλαμφθεις σου την φρενα, отец, просвещенный душою
Νικολαε, μυρω Николай, миром
χρισθεις ιερευς помазанный священник
πιστως εγνωρισε верно явил
τη ση ευσημια,549 своим избранием,
τους πιστους θελγων верных восхищая.
εις θειας μονας в Божественные обители.
Θ[ΕΟΤΟΚΙΟΝ]. Богородичен.
Σε την μονην Тебя, единую
ελπισα, τειχος και στηριγμα надежду, стену и утверждение,
και ισχυν και σκεπην μου и крепость, и покров мой,
και σθενος και ζωης ταμειον и силу, и жизни сокровище,
παθων τε διωκτην, страстей изгнание,
σεμνη Θεοτοκε, честная Богородице,
τοις κινδυνοις μου θερμην как в бедах
ως αντιληψιν προστιθημι мое теплое предстательство,
του σωζεσθαι предлагаю во спасение.

* * *

470

Современный тропарь Правило веры... См.: Μηναιον του Δεκεμβριου. ΄΄Αθηναι, 1993.Σ. 75 (далее – Мηναιον...).

471

О слове θεοφαντωρ см. введение в публикацию.

472

Традиционная тропарная гимнографическая формула, восходящая к Ефрему Сирину: δοξα τω «Аγιω Πνευματι, τω...στεφανωσαντι ημας εν αγαλλιασει εν φωτι αληθινω και υπερβαλλουση δοξη, εις τους αιωνας. (Слава Святому Духу, венчавшему нас в веселии, в свете истинном и превосходящей славе во веки. Аминь. – Ephraem Syrus. De paenitentia et compunctione. Р. 332).

473

Кондак (проэмий) праздника. Μηναιον... Σ. 93. О полном кондаке см. введение в публикацию.

474

Седален. См.: ’Εκκλησιαστικος Φαρος. Т. 39. 1940. Σ. 419.

475

Седален. См.: ’Аνθολογιον I-III. Rоmae. Сura Рh. Vitali. 1738. «Εκκλησιαστικος Φαρος. Т. 39. 1940.Σ. 419.

476

В современной службе четыре стихиры на подобен «Небесных чинов радование» поются на «Хвалитех» службы святому 6 декабря. См.: Μηναιον... Σ. 117.

477

Три стихиры на подобен «Егда от древа» поются на «Господи, воззвах» службы святому. См.:Μηναιον... Σ. 76.

478

Стихира Октоиха на «Господи, воззвах» 2-го гласа, среда, вечер. См.: Παρακλητικη. Σ. 98.

479

Νηφει – Παρακλητικη. ’Εν 'Ρωμη. 1888. Σ. 150.

480

Там же.

481

Три стихиры на стиховне службы 6 декабря (подобен «Радуйся, подвижнических». См.: Μηναιον... Σ. 76).

482

Здесь видно влияние Феодора Студита: φωστηρα αειλαμπη τοις εξ αγνοιοας και αμαρτιας νυκτομαχουσιν γνωριζομενον (Светильник вечносветлый, распознаваемый теми, кто борется с ночью неведения и греха). Theodorus Studies. Ерistula 11. (Аnastasio eriscopo Сnosiae) 67. Fatouros. Vol. 1. Р. 36.

483

Ср.: Ιωσηφ ο περιβοητος πανταχου... (Иосиф, восхваляемый повсюду...). Andreas Cretensis. Encomium in s. Nicolaum. РG 97. Со1. 1196.

484

Редкое слово, означающее помощь [аρρωγη βοηθεια]. Hesychius. А 7744.

485

Слово, употребительное в студийской среде. См. письмо Феодора Студита к Михаилу царю: η κραταια χειρ του θεου σωζοι σε, τον κοσμοποθητον και θεοφιλη, τον βασιλεα των χριστιανων (Крепкая рука Бога да спасет тебя, мировожделенного и боголюбивого царя христиан). Epistula 429, 45. О связи со стихирой Недели Крестопоклонной см. выше.

486

Буквально «от обстояния».

487

Слово, нигде более не зафиксированное.

488

Буквально «световодительствующий» – Participium Praesentis Activi.

489

Термин, типичный для Ареопагитик. Встречается также в кондаке Иоанну Златоусту, приписываемом Роману Сладкопевцу: ταυς παντας φωταγωγων, οδηγων και συνετων (Всех световодительствующий, наставляющий и вразумляющий). Romanus (Dub.). Нуmn. 63. 4. 12. In Johannem Chrysostomum.

490

Аллюзия на 22-й псалом: Если я пойду и долиною смертной тени (εν μεσω σκιας θανατον), не убоюсь зла (Пс. 22, 4). Намек на избавление свт. Николаем трех граждан и трех воевод от смерти.

491

В Новом Завете образ звезды – христологический: «Я есмь... звезда светлая и утренняя» (Откр. 22, 16), в гимнографии – один из символов Пресвятой Богородицы: χαιρε, αστηρ εμφαινων τον ηλιον (Радуйся, звезда, являющая Солнце. – Акафист, 1-й икос).

492

См. Romanus Melodus. Нуmnus in Joannem Theologum: τους εν βυθω απωλειας και σκοτω καθευδοντας και ζαλη αμαρτηματων κρατουμενους ανειλκυσας, ενδοξε (Во глубине погибели и тьме спящих и бурей грехов одержимых ты извлек, славный). Hymnus 60. 22.

494

См. введение, примеч. 18.

495

Буквально «в утробы».

496

διο και το γεννωμενον εκ σου αγιον κληθησεται υιος θεου, συμμορφος, συνομοουσιος, συναιδιος τω πατρι (Посему и рождаемое от Тебя святое наречется Сыном Божиим, сообразным, соединосущным, совечным Отцу). Gregorius Nyssenus. In Annuntiationen. L. 49.

497

В рукописи πλαστουργιθεις.

498

Буквально «как благоутробный».

499

См. Andreas Cretensis. Encomium in Sanctum Nikolaum: Και γαρ οιον τις οπλιτης στραταρχος κατα των ορατων εχθρων στρατευσαμενος (И как будто некий воин или военачальник, воинствующий на врагов невидимых). РG 97. Со1. 1197 В.

500

В рукописи ιεροσυνη.

501

В рукописи ευκλεης.

502

Глагол μυριζω – полисемантичен. Означает как «благоухаю», так и «помазую», «умащаю».

503

Возможно, в этом тропаре имеется в виду чудо свт. Николая, связанное с поражением арабов, о котором упоминает Феофан Исповедник в Хронографе за 805 г.: εν δε τω επανερχεσθαι χουμειδ φανερως κατεπολεμηθη ηθη υπο του αγιου και θαυματουργου Νικολαου. Ελθων γαρ εις τα Μυρα και την ιεραν αυτου συντριψαι πειραθεις λαρνακα αλλην αντ’ εκεινης πλησιον παρακειμενην κατεκλασεν αυτικα τε πολλη ανεμων και θαλαττιων κυματων, βροντων τε και αστραπων ανομαλια τον στολον κατελαβεν, ως ικανα συντριβηναι σκαφη, αυτον τε τον θεομαχον Χουμειδ επιγνωναι την του αγιου δυναμιν και παρ΄ ελπιδα τον κινδυνον εκφυγειν (Когда же Хумейд возвращался, то он явно потерпел поражение от святого и чудотворца Николая. Ведь когда он пришел в Миры и попытался сокрушить его раку, то он разбил другой саркофаг, находившийся рядом. И немедленно великая буря, с ветрами и морскими волнами, громами и молниями, охватила его флот и сокрушила достаточное число кораблей. И сам богоборный Хумейд признал силу святого и чудесным образом миновал опасность). Theophanis Chronographia / Еd С. dе Вооr. Lipsiae, 1883. Р. 483. Образ изливаемого мира, укрощающего бурю, связан с обычаем выливания масла за борт в шторм. Вероятно, в самом образе есть отголоски чуда об Артемиде и рассказа о танаисских купцах.

504

См. Исх.: 18, 19. О связях с энкомием св. Андрея Критского и заимствовании в первый кондак свт. Николаю см. во введении. Образ Моисея в этом месте не случаен, отчасти он обусловлен 1-й библейской песнью канона (Исх. 15).

505

В рукописи τρεπων.

507

Авв. 3. См. также св. Ефрем Сирин: ορος αρεταις καρασκιον, ο προειδεν ΄΄Αββακουμ ορος αλατομητον του Δανιηλ (Гора, добродетелями осененная, которую провидел Аввакум, Гора несекомая Даниила). Pricationes ad Dei Matrem. Οσιου ΄΄Εφραιμ του Συρου εργα. Т. 7 / εκδοτης Κονσταντινος Г. Φραντζολης. Θεσσαλονικη, 1998. Σ. 366.

508

восходящий к Ис. 19, 1. В колоне не хватает четырех слогов.

509

Ис. 7, 17. Программа ветхозаветных цитат во многом совпадает с 9-й песнью Благовещенского канона (особенно 6-й тропарь).

510

Наречие φερωνυμως весьма типично для студийской традиции. Только в письмах св. Феодора Студита оно встречается 14 раз.

511

Данное слово встречается только у Геродиана: γιγαντολετης βροτολετης ψυχολετης. Herodianus. Partitiones / Ed J.F. Boissonade. Herodiani partitiones. London, 1819 (rерr.Amsterdam, 1963). Р. 211.

512

В рукописи οθων.

513

Слово встречается только у св. Феодора Студита: ειπε αυρω πατροπρεπει διαλεξει (Скажи ему подобающей отцу речью). Theodorus Studites. Epistula 471, 4. Fatouros. Vol. 2. Р. 677.

514

Возможно, эти слова указывают на мирликийских заказчиков канона.

515

Редкая лексема, в значении «избавляться от опасностей», присутствует только у св. Иоанна Дамаскина в энкомии св. Варваре: και παντων εκλυτρουνται κινδυνων και περιστασεων. РG 96. Со1. 797. См. также: РG 96. Со1. 813.

516

В рукописи τον.

517

Слово υπερθεος типично для Ареопагитик. В богословской литературе употребляется в основном применительно к Троице. Относительно одного Сына встречается у Иоанна Дамаскина: ο αγαπητος αυτου υιος ΄΄Ιησους ο υπερθεος (Возлюбленный Его Сын Иисус пребожественный). Epistula de hymno trisagio / Die Schriften des Johannes von Damaskos. B. 4 / Еd. B. Коtter (Раtristische Texte und Studien В. 22). Веrlin, 1981. S. 326. Формула υπερθεος Λογος присутствует в каноне Николая Мистика в честь прмч. Григория, написанном в кон. IX – нач. X в.


’Αχραντε θεοτοκε, Непорочная Богородица,
η σεσαρκωμενον τον αιδιον воплощенное, вечное
και υπερθεον λογον и пребожественное Слово
υπερ φυσιν τεκουσα,υμνουμεν σε. Сверх природы родившая, поем Тебя.

Opuscula diversa / Ed. L.G. Westerink, Nikolas I, Patriarch of Constantinople, Miscellaneous Writings (Corpus Fontium Historiae Byzantinae, Series Washingtonensis 20). Washington, 1981.P.204.

518

См. введение в публикацию. Здесь весьма показательна связь между Мирами Ликийскими и зловонным ликийским терновником.

519

В рукописи μιραν.

520

В рукописи ψιφος.

521

Термин τρισσοφεγγης присутствует в каноне Иоанна Дамаскина (или Иоанна Арклийского) на Пятидесятницу: ο τρισσοφεγγης της Θεαρχιας τυπος РG 96. Со1. 837А Πεντηκοσταριον χαρμοσυνον. ΄΄Αθηναι 1992. Σ. 224. Само сочетание «трисиятельного мира» говорит о явлении синестезии. У Иосифа Песнописца в каноне апостолам 8-го гласа (3-я песнь, 2-й тропарь) присутствует близкий термин – τρισσοφαης. Этот образ проявляется также в первом кондаке свт. Николаю:


Μυριζων παντας τους σοι προστρεχοντας Умащая всех, к тебе прибегающих,
Τω μυρω της χαριτος миром благодати
Του παναγιου πνευματος οσιε, Всесвятого Духа, преподобный,
Μυρω νοηρω, μυρω φωτιζοντι миром духовным,
миром просвещающим.

522

В рукописи μυρισθης.

523

Буквально – «русла рек». Возможная аллюзия на Быт. 2, 10: река, вытекающая из Эдема и орошающая землю.

524

В рукописи ευοδιασαν.

525

Ин. 7, 39. Возможная аллюзия на праздник Преполовения.

526

Термин крайне редкий. Впервые встречается у греческого Ефрема Сирина: Δεσποινα, υπεραγια μου Θεοτοκε, κεχαριτωμενη Θεογεννητρια (Владычица, Пресвятая моя Богородица, благодатная Богородительница. – Еphraem Syrus. Precationes ad Dei matrem. 4. Р. 362).

527

В рукописи βομονς.

528

См. последование великого освящения воды, диаконскую ектению: υπερ του γενεσθαι αυτο υδωρ αλλομενον εις ζωην αιωνιον (О том, чтобы быть воде сей текущей в жизнь вечную. – «Ιερατικον. «Αθηναι. 1989. Σ. 250).

529

См. введение.

530

Редкое слово. Впервые встречается в Сивиллиных оракулах: την Λυκιης αμυρον και την μυριπνουν ποτε χερσον(Ликийский терновник и благоухающую некогда миром сушу). Oracula Sybillina. 5. Встречается также у св. Григория Богослова в «Нравственных поэмах»: Ειπες αν, ως «Ο παρηρ ην καλος, η μυριπνους?» (Скажешь ты: «Отец был прекрасен или дышал миром?». – РG 37. Со1. 851).

531

В рукописи των.

532

Применительно к иерарху встречается в письмах св. Феодора Студита: аλλ ευλογητος ο θεος, ος εν τοιουτω σεισμω ασεβειας τηλικουτον υπερμαχον ομου και κυβερνητην τη εαυτου εκκλησια εδωρησατο (Но благословен Бог, Который в таковом землетрясении нечестия даровал Своей Церкви такого поборника и кормчего. – Тheodorus Studites. Epistula 423. 3. Nicetae hegumeno. Fatouros. Vol. 2. Р. 592).

533

Возможная аллюзия на 10-й псалом: οτι ιδου οι αμαρτωλοι ενετειναν τοξον, ητοιμασαν βελη εις φαρετραν του κατατοξευσαι εν σκοτομηνη τους ευθεις τη καρδια (Ибо се, грешники, напрягли лук, приготовили стрелы в туле стрелять во мраке правых сердцем. – Пс. 10, 3). См. также у св. Феодора Студита: Γενοιμεθα ω αδελφοι, εν τη γενεα ταυτη τη σκολια και διεστραμμενη ως φωστηρες αυγαζοντες τος εν σκοτομηνη της αιρεσεως (Да будем, братья, в роде этом лукавом и извращенном, как светильники, сияющие тем, кто пребывает во мраке ереси. – Epistula 301. 6. Fatouros. Vol. 2. Р.440).

534

О связи с образом пророка Илии см. введение. См. также первый кондак свт. Николаю:


Ο Θεσβιτης ποτε επιδιφριος ηγετο Илия некогда колесничий возносился,
συ δε πατερ, ραις σαις αρεταις Ты же, отец, на добродетелях,
ως εν αρματι Как на колеснице,
επιβας ανηλθες ενδον των αδυτων. Взойди, взошел внутрь недоступного.
(Hymnus 77, 14).

535

Возможная реминисценция из тропаря на малое освящение воды: Θεοτοκε, η τεκουσα τον Λουον υπερ λογον (Богородица, родившая Слово паче слова).

536

Аллюзия на формулу первой главы книги Бытия (Шестоднев): «И сказал Бог...» (Быт. 1, 3 и далее), – а также на учение о творении мира через Слово Божие.

537

О игре словами см. выше. Возможно, она восходит к Астерию Софисту: και μονος ο κοσμος ουκ εχελ τον κοσμησαντα (И только один мир не имеет украсившего его?). – Asterius Commentaria in psalmos 25, 9. В этой строфе присутствуют метрические неправильности, в последнем стихе не хватает одного слога, в предпоследнем – двух.

538

Ср. у Романа Сладкопевца, кондак на Великую Среду: «Δος μοι, ει εχεις, επαξιον μυρον του φιλου μου» (Дай мне, если имеешь миро, достойное друга моего). – Hymnus 21. Sect. 9.

539

Цитата из 91-го псалма: δικαιος ως φοινιξ ανθησει (Праведник цветет как пальма. – Пс. 91, 13).

540

Возможная цитата из воскресного тропаря 5-го гласа: Τον συναναρχον Λογον Πατρι και Πνευματι (Собезначальное Слово Отцу и Духу. – Παρακλητικη. Σ. 238). См. также Слово Иоанна Златоуста на Рождество: τεξη υιον συναναρχον τω Πατρι, τεξη υιον συναιδιον τω Πνευματι (Родишь Сына, собезначального Отцу, родишь Сына, совечного Духу. – Joannes Chrysostomus. In Christi die natalem// РG 61. Со1. 738).

541

Крайне редкое слово. См. у Псевдо-Афанасия: ω θεοφιλεια ψυχης! Ω μυροδοχον σκευος (О боголюбие души! О мироприемлющий сосуд. – Athanasius. In nativitatem praecursoris. – РG 28. Со1. 908).

542

Реминисценция из 7-й песни 2-го тропаря Пасхального канона: και σκιρτωντες υμνουμεν τον αιτιον, τον μονον ευλογημενον πατεπων Θεον (И играя, воспеваем виновного, Единого благословенного отцов Бога. – Πεντηκοσταριον. Σ. 4).

543

Основное чтение текста – αγνειας. Чтение αγνοιας – более поздняя правка черными чернилами. О причине выбора – см. во введении.

544

В значении «Богоотроковица» впервые встречается у св. Феодора Студита: Στειραι, ευελπιδες εστε προς την πριν στειρευουσαν, ειταθεοπαισα γεννησασαν αποσκοπευουσαι (Неплодные, исполнитесь благих надежд, созерцая прежде неплодную, а затем родившую Богоотроковицу. – Theodorus Studites. Homilia in nativitatem Deiparae. РG 96. Со1. 681).

545

Χαιρε, κρινον, ηδυπνους ροδωνια του Πνευματος (Радуйся, лилия, сладко благоухающая роза Духа. – Theodorus Studites. In Nativitatem. РG 96 Со1. 692).

546

ως αρχιφωτος και υπερφωτος (Как светоначальный и сверхсветлый. – Dionysius Areopagita. De divinis nominibus Р. 150).

547

Ср. с первым кондаком свт. Николаю (см. введение):


αει γαρ σε παντες προστατην και ρυστην Всегда тебя все, предстателя
и избавителя
εν πειρασμοις τε και περιστασεσι В искушениях и обстояниях,
συνηθως προβαλλομεν По обычаю призываем
(Hymnus 77, 21, 4)

548

τω Πνευματι ρω αγιω καταμθριζομενος, και ευωδιαζων τα συμπαντα (Духом Святым миропомазанный и облагоухающий все. – Joannes. Chrysostomus. In sanctum Stephanum. РG 63. Со1. 932А). Ср. также первый кондак свт. Николаю:


μυρφ σων ευχων το της καρσιας μου Миром молитв твоих сердца
δυσωδες απαν καραμυριζων, смрад весь облагоухающий
και καταρδευων μου τον νουν и орошающий мой ум
ομβροις του θειου πνευματος дождями Божественного Духа
(Hymnus 77, 25)

549

Это слово есть только у Аристотеля: εφ ων αν ευσημια γενηται. Δει δε προβουλευμα γενεσθαι και περι τουτων (И бывает их избрание [т. е. 6 пританов]. Надлежит же, чтобы и об этом состоялся предварительный совет. – Aristoteles. Роliteia Atheniensium. Sect. 44. 4).


Источник: Правило веры и образ кротости... : Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в византийс. и славян. агиографии, гимнографии и иконографии / [Сост. и общ. ред.: А.В. Бугаевский]. - Москва : Изд-во Правосл. Св.-Тихонов. богосл. ин-та, 2004. - 517, [1] с., [12] л. ил.

Комментарии для сайта Cackle