А.В. Бугаевский

Источник

Н.С. Серегина. Нотированные стихиры и кондаки святителю Николаю Мирликийскому XII – нач. XIII в.

Активизация исследований исторических литературных источников, посвященных памяти свт. Николая Мирликийского, за последние годы дала существенные результаты. По новому рассматриваются исторические данные, на которых основываются Житие и другие древние сочинения о свт. Николае (издание А.В. Бугаевского и В. Зорина, 2001 г.).550 Однако памятники гимнографии, содержащиеся в певческих йотированных источниках, до сих пор исследованы менее других. Так, например, в справочном обзоре, опубликованном М.С. Крутовой, из более чем 800 источников литературных произведений о свт. Николае гимнографических источников приведено немного, из них древнейший (XII в.) – только один (РГБ. Григоровича. Ф. 87. № 47).551

Круг рукописных источников, представляющих гимнографические произведения о Николае Мирликийском, огромен. Песнопения свт. Николаю могут оказаться в любом списке Стихираря, Служебной Минеи или Кондакаря, если этот список не относится к разряду самых древних и не имеет лакуны на 6 декабря и 9 мая. Во всяком случае даже установление того, что рукопись не содержит песнопений свт. Николаю, – тоже научная информация, необходимая в работе по этой теме. Так, песнопений свт. Николаю не содержат майская Путятина Минея и Стихирарь РНБ Соф. 384, начинающийся с 12 декабря. На май здесь нет стихир свт. Николаю, есть только тексты Константину и Елене. В Троицком Кондакаре песнопения свт. Николаю тоже отсутствуют – там пропуск на соответствующие числа в декабре и в мае. Нет этой службы и в Благовещенском Кондакаре. Есть гимнографические тексты свт. Николаю на 9 мая (но без нотации) в РНБ Соф. 382.552

Следы первых этапов почитания на Руси свт. Николая содержатся в древнейших эпизодах «Повести временных лет» под 866 и 882 годами. Самое раннее летописное свидетельство, содержащее упоминание христианской темы, связано с темой спасения на море, причем для язычников – славян, осаждающих с моря столицу Византии, эта тема представлена с «обратным знаком»: Божественную помощь на море от Богородицы получили не они, а греки – христиане, молившиеся Ей с песнопениями:

«Идс Асколдъ и Диръ на Грэкиї много убииство христианомъ створиша, н въ двою сту коравлн Царьград wступиша...

Царь же wдва въ городъ внидс, н с патриархомъ съ Фотьсмъ к сущии церкви свzтин Богороднци Вълахернхъ всю нощь молитву створнша (здесь и далее выделено нами. Н.С.), тако же вожественую рнзу сватыz Богородица с пэснэмн изнсъше в реку (морн) wмочнша.

Тншинэ сущи, и морю укротившюсz.

Абье бурz с вэтром въста н волнамъ велнкымъ вставшим засовь, н безбожных Руси коравлz смzте, и къ берегу привэрже, и нзвн я, яко малу нхъ от таковыя беды избыти, н въ свояси възвратишасz»553

Речь идет о походе русских войск на Византию, когда после молебна Богородице жителей Царьграда на море разыгралась буря и русские корабли частью утонули, уцелевшие же отошли. Это воспоминание о чуде после пения молитв поразило воображение славян и было внесено в русские летописи. Оно тематически примыкает к кругу источников по «аргументации» Крещения Руси, «предвосхищая» его за 120 лет.

Процитированный текст представляется важным с точки зрения гимнографической, поскольку в нем говорится о пении и молитвах, возымевших чудесное действие, защитивших осажденных христиан – византийцев и наказавших «безбожных Руси». Кроме того, тема заступничества на море уже могла быть известна из произведений о свт. Николае:

«Съпутьника поутьницн.

На мори соущии прдвитслz...»554

Через три года, под 869 г., в летопись внесена краткая, но необычайно важная запись, продолжающая тему христианизации славян: «Крэщена бысть всz зсмлz Болгарская»555. И далее, под 882 г., в рассказе об убийстве Олегом Аскольда и Дира говорится о построении церкви свт. Николая на могиле Аскольда – символическое действие, составляющее этап христианизации славян и собирания русских земель вокруг «мати городом русским» Киева. В Ипатьевской летописи содержится древнейший след этого события – церковь названа еще по – славянски, по – язычески, «божница», а потом по зачеркнутому надписано «церковь»:

«...на тои могиле поставилъ (вожницю – зачеркнуто556) церковь свzтого Николу

А Днрова могила за свzтою Wриною»557

Церковь св. Ирины была построена при Ярославе Мудром, соответственно и приписка о ней сделана позднее этого времени, а церковь св. Николы, как следует из летописи, была поставлена вскоре после даты, указанной в ней, т. е. после захоронения Аскольда и Дира, на могиле Аскольда. И в церкви, посвященной свт. Николаю, должны были звучать песнопения в его честь.

Древнейшие славянские списки песнопений Николаю относятся к XII в. Однако при сопоставлении их с текстами «Повести временных лет» под 882 – 913 гг. можно видеть такие тематические созвучия, которые свидетельствуют о том, что песнопения свт. Николаю могли быть известны уже в то время. Объединительные усилия Олега, берущего под свою защиту славянские земли («... н възложн на нихь дань легку, и нс дасть имъ Козаромъ дани даяти, рекъ: «Дзъ нмъ противенъ, а вамъ нс чсму»»558) славянский «язык» (бэ во единъ язык словэнэскъ559) и град Киев (И сэде Wлегъ княже в Кыевэ, и рече Wлегъ: «Се буди мати городом рускымъ»»560), проходят под знаком не только военного, но и духовного заступничества, раскрывающегося в кондаке и стихирах свт. Николаю из рукописей XII в.:

«положи доушю свою за люди свои

и зzть неповиньныия отъ съмерьти»561;

«...страшьнынмь zвленнемъ цесарz препнрающа...

Да восхвалzть пастыре и оучителе.

Добрааго пастоуха.

Тъчьнорьвьннтелz пастырz.

Съшьдъшесz въсъхвалимъ.

Въ недоузехъ врача.

Во бэдахъ нзбавнтслz.

Грэшници застоупника.

Нищии съкровище.

В скорбехъ оутэшение...»562

Рассказы о деяниях Олега перемежаются с сюжетами первых известий о переводе славянских книг, о деятельности Кирилла и Мефодия, и здесь можно видеть темы, созвучные песнопениям о свт. Николае – теме разума, теме распространяющегося по всем землям христианского учения:

«Не разумэем книжнаго разума, ни силы ихъ, а послстс ны оучителz, иже могуть ны сказати кннжная словеса и разумъ ихъ»563; «Начаста съставлzти писмена азъуковная Словесньскы, и преложиста Апостол и Евангенилие, и ради бывша Словэнэ, яко слышаша величья Божия своимъ языком».564

«Възьрэвъ неоуклоньно иа высоту разума

и оузрэвъ неявленыя мудрости

глубину оучениемь,

мира обогатилъ еси отъче...». 565

«Въ муэех свтых сватитсле явисz

Христово бо дьньсь евангелие испълни ...

...сего ради освzтнсz

велии ученикъ божия благодати»566

«Въстроубимъ въ троубоу пэснии

възыграимъ прдздьникъ.

И лнкъствуимъ радующесz...»567

Изучение гимнографических произведений о свт. Николае Мирликийском связано с освоением огромного материала. Нельзя сказать, что этот материал не известен. В отличие от других служб святым – Борису и Глебу, Феодосию Печерскому или, например, Евфросинии Полоцкой, – имевших древнейшее происхождение, но сложную, порой прерывавшуюся историческую традицию, корпус песнопений свт. Николаю, как никакой другой, бережно перенесен в наше время живой тысячелетней певческой традицией Русской Церкви.568

Этот факт сохранения традиции при всей его значимости не может затмить интереса к историческим реалиям сохранившихся до наших дней источников, к первоистокам службы. Интерес проявился в русской науке более столетия назад.569 Одновременно со специальными исследованиями о свт. Николае новый материал о гимнографических произведениях, ему посвященных, представлен в новейших публикациях, осуществленных в изданиях древнейших памятников древнерусского певческого искусства – Служебных Миней на декабрь.570

Настоящее сообщение посвящено выявлению древнейших нотированных песнопений свт. Николаю Чудотворцу в составе певческих книг XII – нач. XIII в., в разделах на б декабря. Ненотированные тексты свт. Николаю в нотированных рукописях XII в. содержатся в еще большем количестве, но они вынесены за рамки данного сообщения (например, РНБ Qп.1 – 15).

Нотированные песнопения свт. Николаю рассмотрены нами на материале певческих книг:

Стихирари месячные (минейные) XII в.: ГИМ. Син. 572; БАН. 34.7.6.571; Син. 589; РНБ Q. п I – 15.

Служебные Минеи XII – начала XIII в,: РГАДА. Ф. 381. № 96; РГАДА. Ф. 381. № 97.572

Нотированные Кондакари: Успенский Кондакарь 1207 г.573

Стихиры.

В нотированных Стихирарях и Минеях на декабрь выявлены стихиры на декабрь – в Стихирарях и Служебной Минее XII в., озаглавленные следующим образом:


Син.572 БАН 34.7.6 Сирн.589 РНБ Q п.1 – 15 РГАДП. Ф.381 № 96
Л. 49 М – ца то(гож). ѕ. Ста(го) Николы Л.62 об. Въ. ѕ. Ст – го николы Глас в Л.63 М – ца того ж ѕ. Стого о – ца николы Л.84 М – ца тог(ож) въ ѕ Стааго отца нашего николы Л.35 М – ца то (го ж) въ ѕ. Прпдбнаг(о) николы еп – с – па

В указанных списках содержатся стихиры:

1


РНБ Q п.1 – 15. Л. 84 – 84 об.
Глас а. Възьрэв неуклоньно, на высоту разума...

2


Син. 572. Л.49 – 49 об. БАН 34.7.6. Л.62 об. ОНБ Q п. 1 – 15. Л.84 об.
Чловэче Божии и вэрьне оугодьниче... Глас в Чловэче Божии и вэрэныи оугодьниче... (Глас) а Чловэче Божии и вэрьне оугодьниче...

3


Син.572. Л.49 об БАН 34.7.6. Л.63 РНБ Q п.1 – 15. Л.84 об.
Исправленние вэрэ... Исправленние вэрэ... Исправленние вэрэ...

4


Син. 572. Л. 49 об. – 50 об. БАН 34.7.6. Л. 63 Син. 589. Л. 63 – 64 РНБ Q п. 1 – 15. Л. 85 об. – 87 РГАДА. Ф. 381. № 96. Л. 37
Въстроубимъ въ троубоγ пэсниии... Въстроубимъ въ троубоγ пэсниии... «На стих. Вел. Вечер.Стхр. глас е. Самог(ласен)». Во строубимъ въ троубоγ пэсниии... Эта стихира – с лакуной (оторвана часть листа) в начале и в середине: имеются текст и нотация от слов «…мь страшьныинмъ явлением... Тъчьнорьвьните... врача. во бэдахъ... до: (л.87) и съпаси стадо свое молитвами си Въстроубимъ въ троубоγ пэсниии...

5


Син. 572. Л. 50 об. – 51 БАН 34.7.6. Л. 63 об. Син. 589. Л. 64 РНБ Q п. 1 – 15. Л. 87 РГАДА. Ф. 381. № 96. Л. 37 об.
Чловэче Божии и вэрьне рабе... ѕ Чловэче Божии и вэрьне рабе... Слава глас ѕ. Самог(ласен). Чловэче Божии и вэрьне рабе... Глас ѕ Чловэче Божии и вэрьне рабе... Чловэче Божии и вэрьне рабе...

6


Син. 572. Л. 51 БАН 34.7.6. Л. 63 об. Син. 589. Л. 64 – 64 об. РНБ Q п. 1 – 15. Л. 87 РГАДА. Ф. 381. № 96. Л. 38 об.
Наслэдниче Божии... Глас ѕ Наслэдниче Божии... Без нотации. Наслэдниче Божии... Глас ѕ Наслэдниче Божии... Глас ѕ Наслэдниче Божии...

7


БАН 34.7.6. Л. 64 об. Глас ς РНБ Q п. 1 – 15. Л. 87 об.
Благыи рабе и вэрьне... Рабе благыи вэрьне...

8


РГАДА. Ф. 381. № 96. Л. 36
Въ мурэхъ поживъ телесьно...

9


РГАДА. Ф. 381. № 96. Л. 36 об.
Побэда истиньно именита...

10


РГАДА. Ф. 381. № 96. Л. 37 об.
Глас Е. под. Радuсz.
Радuсz, свzщеная главо...

11


РГАДА. Ф. 381. № 96. Л. 38
Радuсz, свzщеныи оумъ...

12


РГАДА. Ф. 381. № 96. Л. 38 об.
Радuсz. рьвьности божия исплъньсz...

13


РГАДА. Ф. 381. № 96. Л. 50 об.
На хвалите Г(оспод)а Глас И. под(обен) Преславное чюдо.
Мюролукиинское бысть…

14


РГАДА. Ф. 381. № 96. Л. 51
Дха Стго бысть...

15


РГАДА. Ф. 381. № 96. Л. 51
Бари насъ рабъ своихъ...

16


Син. 572. Л. 51 об. – 52 БАН 34.7.6. Л. 64 – 64 об. Син. 589. Л. 64 об. – 65 РНБ Q п. 1 – 15. Л. 87 об.
Свzтителемъ uдобрение (глас) ѕ Свzтителемъ uдобрение ѕ Свzтителемъ uдобрение ѕ Свzтителемъ uдобрение

В последней стихире интересна развитая фитная нотация, обозначающая всё большую развитость напева в каждом последующем распеве на слово «Радуйся». Если судить по прибавлению знаковых символов, то в фитных напевах при усложняющемся строении должна проявляться родственность сочетаемых элементов: очевидно, что поначалу развитие распева идет за счет внутренней, центральной части фиты, а затем – и за счет начального раздела.

Кондаки.

Выявлено два нотированных кондака свт. Николаю (нотация кондакарная):

1) «Въ мюрэхъ свzтыхъ свzтитель zвися»;

2) «Свэтлымъ ти житиемь облиставъ zко солнце».

Кондак «Въ мюрэхъ свzтыхъ свzтитель zвися» содержится в Успенском Кондакаре на 6 декабря.

Ввиду сложности кондакарной нотации текст кондака «скрыт» в витиеватых невмах и слоговых повторах слов. Определение текста, отделение его от лишних распевных слогов связано со скрупулезным анализом текста, знаков пунктуации, сегментации и знаков нотации. Основной знак пунктуации – точка, разделяющая синтагмы (колоны) напева. Определяются также знаки сегментации, разделяющие смысловые синтагмы текста – строки.

В результате анализа знаков нотации и знаков пунктуации можно заключить, что напев состоит из колонов, приходящихся на слово, слог или часть слога. Соединение и сочетание колонов в контексте музыкальной формы (насколько об этом можно судить по повторяемости невм, элементов невм и невменных последований) характеризуются определенной закономерностью, дающей возможность судить если не об интонации напева, то о его композиции. Строение текста, определяющееся на основе знаков пунктуации, сегментации и нотации, говорит о по – сложной (силлабо – мелизматической) структуре распева. Напев, если судить по разделительным точкам, опирается не только на единицу текста – слог, но и дробит сам слог: внутри слога могут быть несколько синтагм напева.

Рассмотрим текст на этом уровне, т. е. на уровне колонов, определяемых знаками пунктуации. Поскольку йотированным является только один список, другие используем как контрольные.

Нотированные стихиры и кондаки святителю Николаю XII – нач. XIII в.


Успенский Кондакарь 1207 г. Л. 36 м – ца тог(о) въ ѕ. Стго о – ца Николы. Ко(н)д(ак). Глас г. Д – ва дньсь.С кондакарной нотацией Въ.. му· рэ..хъ · свz... (36 об.) [ч] ты.. [ч] их... [] свz. ти тель· ь..· я..· ви.. сz· хри... сто· во.. бо дь...· нь.. [ч] сь... [] е.ва· нге. [ч] ли...· «...испъ...»· лии· по.. ложи· доу..шю сво.. [ч] .· о... ю... []. за. лю· ди.. сво ... ..· .... я · и зzтъ· неп о ви...· ньныи...· іи· и.я· (ха)... []. отъ· съ..мъ...· ь...рти[Ιυ]. сего..· ра.. ди о ... [ч]. свz. [ч] ти... сz· вели уи..· учени...· къ.. [ч] божия [ч] бла..· го... [ч].о... [ч] дати..· Минея РГАДА. Ф. 381. № 97. Л. 25 об. См.: Верещагин, 1993. Л. 25 об. (описка: «под»). Глас г. Под. Д – ва днсь Надо: «ко». (кондак) – без нотации Вэ морэхъ Свzтыхъ свzтитель. zвмсz Христово бо дньсь уангли исполни положи душу свою за люди своz и зzте неповиньныz t смрти сего ради tсвzтисz оученикъ великъ б(о)ия благодати.·. РГАДА. Ф. 381. № 96. Л. 35 Верещагин, 1993. С. 306. По: Син. 162. Тип. 96, 97, 130, 131. Кондак. Гл. г. под. Д – ва днесь Без нотации Въ мvрэхъ стыхъ с.тль вис Х.во днсь евангели испълни положи д.шю свою за люди своя и зzть неповинь.ны отъ смерти сего ради о.стисz велии оученикъ божиz благодати. Бугаевский А.В., Зорин В. (архим. Владимир), 2001. С.64 В Мирехъ, свzте, свzщеннодействитель показалсz еси, Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих и спасл еси неповинныz отъ смерти. Сего ради освzтилсz еси, zко великий таинник Божиz благодати.

В результате проведенной работы наглядно выявляется структура напева кондака, а попутно – и знаки сегментации текста – напева, не входящие, по всей вероятности, в систему интонируемых знаков:

знак [^] в ряду букв текста – с двумя последовательными точками над ним (на уровне нотации) – видимо, синтаксический знак полустроки напева;

знак [ч]в ряду букв текста – с двумя точками над ним (на уровне строки нотации) – видимо, знак отделения кадансовой части строки текста, знак членения напева перед кадансами и полукадансами;

знак [Iυ] – видимо, знак конца раздела – встретился только один раз, после слов «отъ съмрти[Ιυ]» и перед словами «сего ради освzтисz». Текст и напев кондака предстают в его строчном виде, объединяющем колоратуры слогового распева. Точки в нижеприводимом тексте заменяют буквы (хо, хе, е и др.), которыми записываются дополнительные, распевающиеся слоги:

Въ... му · рэ..хъ · свz... [ч] ты... [ч]. их.... [^]

свz. ти · те.ль · ь... · я · ви... сz · //

хри... сто · во.. бо дь... · нь.. [ч] сь.... [^]

е. ва · нге. [ч] ли... · «испъ... · лни //

по.. ложи · доу..шю. сво.. [ч] · о ...ю.... [^]

за. лю · ди.. сво ..... · .... я //

и.. зzть · непови... · ньныи... · и · и я · (ха)... [^]

отъ · съ..мь... · ь....рти [Ιυ]

сего.. · ради.

о ... [ч] свz. [ч] ти...сz //

вели уи.. · учени... · къ.. [ч]

божия [ч] бла... · го ... [ч]. о... [ч] дати.·. //

«Очистив» текст от всех дополнительных знаков слогового распева, получаем собственно поэтический текст, т. е. стих, служащий основой сложного музыкального произведения. При этом знаки в конце строк недвусмысленно предстают как знаки сегментации, определяющие строки – полустишия [^], разделы стиха [] и внутристрочные знаки [ч]:

Въ мурэхъ свzтыхъ [^]

свzтитель явисz.

христово бо дьньсь [^]

евангелие испълни.

Положи дuшю свою [^]

За люди своя.

и зzть неповиньныя [^]

отъ съмьрти [Ιυ]

сего ради освzтисz.

велии ученикъ [ч]

божия благодати.·.

Рассмотрение кондака вместе с нотацией дает основание видеть (и слышать внутренним слухом) элементы повторности в кадансах показанных строк, сложные формы развития в срединных участках:

Въ... му · рэ..хъ · свz... [ч] ты... [ч]. их.... [^]

свz. ти · те . ль · ь . . · я · ви . . . сz ·

хри . . сто · во.. бо дь . . · нь . . [ч] сь . . . . [^]

е. ва · нге. [ч] ли . . . · «. . испъ . . . · лни ·

по . . ложи · дu . . шю . сво . . [ч] · о . . . ю . . . . [^]

за . лю · ди . . сво . . . . . · . . . . я·

и . . зzть · непови . . . · ньныи . . . · и · и «» · (ха) . . . [^]

. . отъ · съ . . мь. . . · ь. . . . рти [Ιυ]

сего. . · ра . ди . о ... [ч] свz . [ч] ти . . сz·

вели уи.. · учени . . · къ. [ч]

божи [ч] бла . . · го . . . [ч] . о . . [ч] дати.·.

Рассмотрим второй кондак свт. Николаю. В Успенском Кондакаре он следует за первым и отмечен как поемый на следующий день, 7 декабря, на «попразднество Святого отца Николы»:


Успенский Кондакарь Л. 37 – 38 м – ца тог(о). Въ я. Ст – го о – ца Николы. Попраздьньство Ко(н)д(ак). Глас И. Самоглас. С нотацией Свэт.. · лыи · мь.. ти [J] жи.. тиемь. · о. бли .... ста.въ [J] яко съ [I].· ....лньце · явэ .... · ... ми [J] ро.. · ви ... [Ιυ] я.ви .... сz [J] чю... [I] у · ....десы · ни. ко · .... ла.. · ю · свz...ще... но · блаже. не · яко Хри... · сто... · въ... · угодьни.. къ · ... · // вэрь · ..... ныи · мо.. · .... ли · за... ... · .. ны.. · погы. ба.... ю · ща.. я · застuпь.. ни... · че те · ... .. плый.·. РГАДА. Ф. 381. № 97. Л. 37 под. (надо «ко(н)д(ак).» стго Николы. Глас И.Самогл. Без нотации Свэтлымь ти житиемь wблиставъ zко слнце... zвэ мирови zвисz чюдесы Николае Свzщено блажене zко Христовъ угодникъ вэрьныи моли за ны погыбающаz заступениче теплви. РГАДА. Ф. 381. № 96. Л. 52. Ко. Стго Николы. Глас И. Самоглас(е)нъ Без нотации Свэтлымь ти житиемь wблиставъ zко слнце... zвэ мирови zвисz чюдесы Николае Свzщеноблажене. zко Христовъ угодникъ вэрьныи. Моли за ны погыбающаz заступьниче теплви.

Объединение колонов текста – напева дает более крупное членение текста:

Свэтъ.. ·лыи · мъ.. ти [J] жи.. тиемь. ·

о. бли .... ста.въ [J] яко съ [I]. · .... лньце ·

явъ.... · ...ми [J] ро.. · ви... [Ιυ]

я.ви.... сz [J] чу... [I] у · .... десы ·

ни. ко · .... ла.. · ю... · свz...ще...но · блаже не ·

яко Хри... · сто ... · въ... · угодьни.. къ · ... · вэрь · .....ныи ·

мо.. · .... ли за ... ... · .. ны.. · погы. ба....ю · ща.. я ·

застuпь.. ни... · че те · .....плый .·.

«Освобождение от лишнего» дает следующую стиховую структуру:

Свэтълыимъ ти [J] житиемь.

облиставъ [J] яко съ [I] лньце.

явэ ми [J] рови [Ιυ]

явисz [J] чю [I] удесы.

николаю свzщено блажене.

яко Христовъ угодьникъ вэрьныи.

моли за ны погыбающая.

застuпьниче теплый .·.

Знак [J] – в ряду текста в сочетании со знаком

над ним в ряду нижней строки нотации и знак [I] – в ряду текста в сочетании с дополнительным знаком в нотации представляются внутренними в сегментации стиха, относящимися к членению только в самом напеве.

Знак [Iυ] – в ряду текста в сочетании над ним двух последовательных точек (...) и здесь может читаться как знак на грани разделов.

Временное членение и повторно – интонационная структура напева представляются здесь следующим образом:

Свэтъ ь ь · лыи · мь ь ь ти [J] жи хи хи тиемь ь ·

о о бли и у и ста а вь [J] яко съ [I] ъ · ъ ъ ъ ъ лньце ·

явэ ъ ъ ъ ъ · ъ ъ ъ ми [J] ро хо хо · ви и и [Iυ]

яви у и и и ся [J] чю у о [I] у · у у у у десы ·

ни и ко · о хо хо ла а · юуее · свz а ще е е но · блаже е не ·

яко Хри хи и и · сто о о · въ ъ ъ · угодьни и къ /· хъ хъ ъ · вэрь · ь ь ь ь ь ныи ·

мо о о · о хо хо о ли · за а у а ха у а · а а ны и и · погы и ба аааа ю · ща а а я ·

застuпь ь ь ни хи хи и · че те · е е е е е плыи.·.

При сравнении двух кондаков свт. Николаю по знакам кондакарной нотации можно говорить о двух стилях кондакарного распева на макроформообразующем уровне: равномерной и неравномерной временной организации. В структуре напева первого кондака интонационная периодичность крупных разделов практически не выявляется. Периодичность знаков на уровне мелких структур напева «гасится» вариантностью знаков и их последовательностей. Но в напеве превалирует широкое дыхание крупных равновременных строк. Равномерность же строчных построений наводит на мысль об особом чувстве времени в кондакарном стиле распева – несмотря на внутрислоговое дробление текста и внимание к мелким деталям распева, в музыкальном развитии превалирует ощущение равномерности и равнодлительности крупных музыкальных синтагм: крупная форма подчиняет себе мелкие структуры как особая музыкальная форма сознания, вмещающая текст и управляющая напевом в целом.

Во втором кондаке повторность крупных построений выявляется в повторности кадансовых разделов 1 – й и 3 – й строк, 2 – й и 4 – й строк и неравномерностью временного членения протяженных строк, что говорит о превалировании детализированных форм слогового распева.

По всей видимости, это свидетельствует о принципах музыкального формообразования в кондакарном жанре, действующих в каноне виртуозного нетематического мелизматического импровизационного стиля.

Таким образом, на материале кондаков свт. Николаю подтверждаются и обогащаются наши представления о кондакарном стиле распева.

Дальнейшее освоение этого материала в контексте других песнопений Кондакаря, несомненно, даст множество новых конкретных наблюдений, обогащающих картину в целом и приближающих нас к прочтению, хотя бы внутренним слухом, мелодического рисунка этих песнопений.

При этом важны достижения по изучению упомянутых источников.574

* * *

550

Бугаевский А.В., Зорин В. (архим. Владимир). Святитель Николай архиепископ Мирликийский Великий Чудотворец. Его жизнь, подвиги и чудотворения, изложенные по древним греческим, латинским и славянским рукописям. М., 2001.

551

Крутова М.С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М., 1997. 223 с.

552

Нечунаева Н. Минея как тип славяно-греческого средневекового текста. Таллин, 2000.

553

Ипатьевская летопись // Полное собрание русских летописей (далее – ПСРЛ). Т. И. СПб.. 1908. Стб. 15.

554

РНБ Оп. I – 15. 60–63 об.

555

ПСРЛ. Т. II. СПб., 1908. Стб. 16.

556

Там же. Стб. 17.

557

ПСРЛ. Т. 38. Л., 1989. С. 17.

558

ПСРЛ. Т. II. СПб., 1908. Стб. 17.

559

Там же. Стб. 18.

560

ПСРЛ. Т. 38. Л., 1989. С. 17.

561

Успенский Кондакарь 1207 г. Л. 36.

562

РНБ О п. I – 15. 60–63 об.

563

Ипатьевская летопись // ПСРЛ. Т. II. СПб., 1908. Стб. 17.

564

ПСРЛ. Т. II. СПб., 1908. Стб. 19.

565

РНБ О п. I – 15. Л. 84– 84 об.

566

Успенский Кондакарь 1207 г. Л. 36.

567

Стихира «Вострубим трубою песней». Син. 572. 49 об.–50 об.

568

Службы, житие и чудеса иже во святых отца нашего Николая архиепископа, Мир Ликийских чудотворца. М., 1893; Минея Декабрь. Ч. 1. М., 1982. С. 188–216; Минея Май. Ч. 1. М., 1987. С. 329–347, 349–350.

569

Леонид, архим. Посмертные чудеса святителя Николая архиепископа Мир Ликийского Чудотворца. Памятник древнерусской письменности XI века. ПДП. ОЛДП. LХХII СПб., 1888; Службы, житие и чудеса иже во святых отца нашего Николая архиепископа, Мир Ликийских чудотворца. М., 1893.

570

Rothe H. Verese agin E.M. Gottesdienstmenaum fur den Monat Dezember nach den slavschriften ischen Handschriften der Rus’1de 12. Und 13. Jahrhunderts: Facimile derHandschriften RGADA f. 381. Nr 96 und 97. Koln-Weimar-Wien,1993; Верещагин Е.М. Церковнославянская книжность на Руси. Лингвотекстологические разыскания. М., 2001. С. 391–407.

571

Schidlovsky N. Sicherarium ralaeoslavicum petropolitanum // Monumenta musicae Byzantinae Vol. XII. Сореnhagen, 2000.

572

Rothe H., Vereseagin E.M. Gottesdienstmenaum fur den Monat Dezember... 1993.

573

Contacarium palaeoslavicum mosquense // Моnumenta musicae Byzantinae. Vol. VI / Еd. А.Вugge Сореnhagen, 1960.

574

Dеr Alltrusicshe Kondakar’. Auf der Grundlage des Blagovescenskij Nizegorodskiy Kondakar’. T. II Blagovescenskij Kondakar (Facsimile)/ Hrsg. von Antonin Dostal und Hans Rothe unter Miterbeit von Erich Trapp //Baisteine zur Geschichteder literatur bei den Slaven. Ed. 3 Bd. 8, 2. Сissen, 1976.; Myers G. The Lavrsky-Troisky Kondakar// Monumenta Slavico-Byzantina et Mediaevalia Europensia, 4. Sofia, 1994; Myers G. The Legacy of the medival russian Kondakar and the trascription of kondakarian musical notation // Musik & Wetenschap. Dutch Jornal for Musikology. Vol. V. Amsterdam, 1995/96 № 2. S. 128–161; Myers G.A.Tale of Bygone Years: The kontakion for the Dedication of a Church in Medieval Rus’/ A Source Study and a Reconstruction . Toronto,1997.S. 3–43; Myers G. The medieval Russian Kondakar and the choirbook from Kastoria: a palaeographic study in Byzantine and Slavic musical relations // Plansong and Medival Music. 1998, 7, 1. S. 21–46; Артамонова Ю.В. Модели древнерусских кондаков и стихир // Келдышевский сборник. Музыкально-исторические чтения памяти Ю.В. Келдыша / Сост. С.Г. Зверева. Ред. М.Г. Арановский и др. М., 1997. С. 73–82; Она же. Проблемы изучения древнерусского пения по моделям: терминология и репертуар // Музыкальная культура православного мира. Традиция, теория, практика: Материалы международных научных конференций 1991–1994 гг. М., 1994. С. 142–150; Она же. Структура и состав древнерусских кондакарей // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. М., 1999. С. 212–221.


Источник: Правило веры и образ кротости... : Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в византийс. и славян. агиографии, гимнографии и иконографии / [Сост. и общ. ред.: А.В. Бугаевский]. - Москва : Изд-во Правосл. Св.-Тихонов. богосл. ин-та, 2004. - 517, [1] с., [12] л. ил.

Комментарии для сайта Cackle