А.П. Кадлубовский

Источник

3. Св. Великомученик Никита и св. Никита столпник Переяславский

В житии преподобного Никиты, столпника переяславского, и в народном его почитании, я позволяю себе усматривать еще один случай влияния сказаний о святом греческом на сказания о соименном ему русском подвижнике. Правда, это влияние в данном случае выражено гораздо слабее, чем в рассмотренных выше (особенно же в повести о Меркурии Смоленском).

Именно, я полагаю, что некоторые подробности жития преподобного Никиты и некоторые представления о нем и о его роли, как помощника и молитвенника за людей к Богу, – развились не без влияния образа великомученика Никиты, его культа и легенд о нем.

Великомученик Никита (память его празднуется 15 сентября) является одним из наиболее популярных святых, съ которым связаны различные сказания и поверья; о его жизни и мучении рассказывает один из известных апокрифов, „Никитино мучение»164, как называет его наш индекс; народный культ великомученика развит в значительной степени. Он чтится, как помощник в различных житейских невзгодах и нуждах, но главным образом – как защитник от дьявола, от темных сил и бесовских козней. Роль демоноборца дает ему еще при жизни упомянутый апокриф. Дьявол увещевает мучителей сильнее мучить святого, но устрашился и исчез с криком: „о горе мне ... ѧко ꙗти мя хощеть ... никита«. Затем он является мученику въ темнице в виде ангела, убеждая его поклониться кумирам; святой по указанию арх. Михаила схватывает его, повергает на землю и, наступив ногой ему на шею, бьет его своими оковами165. Очевидно в силу уже установившегося такого представления о Никите, как победоносном демоноборце, арх. Михаилу при явлении его мученику, еще до упомянутых явлений дьявола, вложены в уста слова: „радуйся, мучениче христовъ Никито, ... смущение бесом и съблазнъ демономъ»166.

Апокриф, усвоив такое представление, в свою очередь, без сомнения, содействовал его распространению. Первоначальное возникновение данного представления объясняется в значительной степени самым именем мученика. Если в церкви всегда существовало представление вообще мученика мужественным воителем, победителем своих мучителей, а вместе с ними и их советников, бесов167, то тем более для великомученика Никиты оно укреплялось его именем; значение его имени подчеркнуто и в самой церковной службе ему, где он называется „победы тезоименитым»168).

Весьма возможно, что (как утверждает г. Четыркин в реферате: „К вопросу об изображениях великомученика Никиты»169, читанном на X Археологическом съезде) на развитие представления Никиты в роли демоноборца повлияли еще песнопения в честь праздника Воздвижения Креста Господня; песнопения эти положены не только на 14-го сентября, но и на следующие дни попразднества Воздвижения, в том числе и на день памяти Никиты, чередуясь с песнями в честь последнего; в них много говорится о посрамлении демонской силы силой креста Христова. В результате мученик является победителем бесов; к нему обращаются с молитвой об избавлении от бесов и всякого зла, насылаемого ими, прежде всего болезней; „он называется врачем болящих, прогонителем и мучителем бесов и избавителем от всякого зла»170. Становится обычным изображение мученика именно в роли победителя дьявола.

Одним из видных демоноборцев великомученик Никита является и на Руси; на Русь такое представление могло перейти и с апокрифическим мучением, и с иконными изображениями, и с народным культом этого святого.

Что касается апокрифа, то, по всей вероятности, появление его на Руси относится к довольно раннему времени, хотя с точностью определить это время и трудно. Перевод его на славянский язык Тихонравов находит нужным отнести ко времени не позже XII столетия. На Руси апокриф был довольно распространен. Тихонравов171 указывает в библиотеках московских и гр. Уварова 6 списков (XVI–XVII в.); и в других библиотеках встречаем и полный текст мучения, и выписки из него.

Иконные изображения на Руси, также представляют Никиту в роли победителя дьявола; согласно с апокрифом он бьет его обыкновенно своими оковами; иногда подробности борьбы изображаются и иначе172.

Особенно часто изображается мученик в качестве борца с дьяволом на маленьких металлических иконках и на крестах, которые получили особую роль в народном культе его, как одного из видных помощников против нечистой силы; эти изображения, которых известно уже довольно большое количество, свидетельствуют о распространенности данного культа; они приобрели значение амулетов, оберегов против нечистой силы (и болезней); особенно нередко мученик Н. изображается на так наз. змеевиках173; образки такого рода изготовляются и продаются и до сих пор174.

Кроме амулетов и словесные обереги, заговоры, также знают великомученика Никиту, как прогонителя демонской силы, и нередко или содержат просьбу к нему о помощи против беса (и болезни), или употребляют его имя, как имеющее заклинательную силу, в числе других демоноборцев. Например, в одном заговоре175 против болезней читаем: „есть у Христа град Ерусалем, ходят по тому граду Ерусалему Лука, Марко да третий Никита мученик, что за Христа мучим был, а за нас Богу молит ... Враг сатана, лихой человек, откачнитесь от меня»...

Самое сказание о мучении Никиты получает таинственную силу, само становится своего рода заговором: чтение этого сказания приносит исцеление от болезни, преуспеяние в учении, освобождение от притеснений со стороны сильных; такое значение придает ему находящаяся в конце его в некоторых рукописях приписка; самому списку она дает значение амулета, особенно против демонов: „а оу него же будеть чтение се. ст҃го славнаго мч҃нка хвⷭ҇а нпкиты. за шесть днии бежать ѿ него греси его. а за четыредесяⷮ днии бежать ѿ него демони»176.

В древнерусской письменности мы встречаем указание на достаточно уже определившееся и укрепившееся представление св. Никиты защитником против бесов. От XVI века мы имеем свидетельство, исходящее из среды монахов Иосифова монастыря, у которых, как можно думать, была в сильной степени развита любовь к рассказам о разных чудесах, и на одном из первых мест к рассказам демонологического характера177. Я имею в виду памятник, который может быть назван Волоколамским Патериком и на который было указано В. О. Ключевским178. Патерик этот составлен волоколамским иноком Досифеем Топорковым; между прочим составитель приводит со слов Вассиана Санина, брата знаменитого волоколамского игумена, рассказ об одном человеке, который молился великомученику Никите об исцелении от болезни; святой своим явлением исцелил его от недуга и вместе с тем избавил его от страшного черного мужа, который внезапно примчался на коне к одру больного и хотел его погубить 179. В житии названного выше переяславского столпника Никиты, рукописи которого восходят к XV веку, читаем, что когда дьявол в образе змеи явился святому, то этот последний, вступая с ним в борьбу, также просит помощи у великомученика: он призывал „въ молитваⷯ тезоименитаго и великаго хв҃а мч҃нка никитꙋ на помощь себе"180.

О почитании св. Никиты на Руси свидетельствуют, кроме того, многочисленные храмы и монастыри, сооруженные во имя его (ниже упомянем о храме его в переяславской обители).

Что касается жития русского столпника Никиты, то в общем по содержанию оно весьма отличается от жизнеописания великомученика; в судьбе этих двух соименных святых мы видим значительную разницу: один – царевич по происхождению и еще отроком терпит мучения за Христа; другой происходит из обыкновенной среды; после разгульной и неправедной жизни он обращается ко Христу, устрашенный особым грозным знамением; он идет в монастырь и предпринимает трудные подвиги; заключением их является столпничество и ношение тяжелых вериг. В этих подвигах преподобный проводит много лет, пока его не убивают двое каких-то людей, пожелавших присвоить себе его вериги. Насильственная смерть сближает до некоторой степени обоих святых181; в большей степени их сближает борьба с дьяволомъ.

Дьявол всячески старается погубить преподобного Никиту или по крайней мере навредить ему. Первое нападение дьявола совершается в то время, когда святой подвизается еще не на столпе, но „во хлевине оусце». Дьявол хочет искусить святого и „ѿ истиннаго пꙋти совратити ꙗвляꙗся в нощи привиденïя творя страшна«; искушения не достигают цели; наконец „единою нощию. исползе змïя велика посреди келïя его»; призвав (как упомянуто уже выше) великомученика Никиту „и осенивъ его честныⷨ крⷭ҇тоⷨ и воскочи емꙋ на главꙋ и рече на аспида и василиска настꙋпиши ... ѡнже посрамлен изⷥсчезе"182.

Другое торжество святого над нечистой силой относится к тому времени, когда он уже был столпником и прославился подвижничеством и чудотворениями. Между прочим, избавления от тяжкого недуга ищет у него великий князь черниговский Михаил. На далеком пути из Чернигова в Переяславль (Залесский) он дважды встречает беса; бес принимает образъ монаха и поведает „себе отъ святаго Никиты монастыря исходяща в миръ потребы ради»; на вопрос о святом бес „лестьцемъ его нарекъ и отъиде»; второй раз бес встречает его „инемъ образомъ черньца тоже слово рекъ». Князь догадывается о бесовской хитрости, идет далее и посылает своего боярина предупредить святого. Бес искушает теперь боярина: встречает его „образомъ чернецъ видомъ черменъ, о единомъ оце поведа старца оумерша»; но боярин запретил ему молитвами святого, и бес остался на месте недвижим. Князь получил исцеление от жезла, который послал ему преподобный, и затем рассказал ему о случившемся; святой повелел бесу простоять три часа неподвижно у столпа его, „поведая своя прелести»; он должен был поклясться, что не будет „творити пакости человекомъ. и посланъ бысть въ бездну ко отцу своему сатане»183.

Таким образом преподобный дважды торжествует над демоном: один раз он наступает ему на шею и давит, другой – от одного молитвенного призывания его имени бес остается недвижимым, а потом святой сам заставляет его прострадать, стоя неподвижно у столпа, и подвергает его унижению.

Я думаю, что самое приурочение к нашему святому мотива борьбы с демоном совершилось под влиянием заранее уже готового и популярного представления о демоноборце Никите. Любопытна упомянутая уже мною выше черта: воззвание преподобного в первом из упомянутых случаев о помощи к великомученику; она указывает, что при рассказе о русском святом невольно вспоминался подобный случай с соименным ему древним мучеником. Этот случай вообще представляет известную аналогию с рассказом апокрифа: великомученику Никите дьявол является, когда он сидит в заключении; он также наступает на дьявола и давит его184. Эта аналогия заставляет меня думать, что на данный рассказ оказало влияние не только общее представление о Никите демоноборце, но и указанный эпизод апокрифа.

Второй рассказ жития Никиты столпника про посрамление беса не представляет сходства с рассказом апокрифа о демоноборстве великомученика, кроме одной подробности: Никита, держа беса неподвижным, заставляет его „поведать своя прелести», подобно тому как делает и великомученик (апокриф приводит весь рассказ демона о себе), держа демона под своей пятой185. Весьма возможно, что эта частность также обязана своим происхождением апокрифу; но в общем рассказ основан на других источниках; в основе его лежит, вероятно186, какой-то исторический факт; внушениями беса естественно объяснялись. колебания и сомнения князя; отдельные подробности могли быть навеяны различными демонологическими сказаниями; прямой источник указать трудно, но вообще подобные черты встречаются в легендарной литературе; так, кара, постигшая беса, находит себе некоторое соответствие в легендах, вроде вошедшего в хронографы рассказа Амартола о бесе, посланном Юлианом Отступником, и десять дней стоявшем неподвижно на одном месте, так как ему мешал идти молящийся монах187; образ беса об одном оке также встречается в старой литературе: известен рассказ Палеи о дележе Соломона с кривым бесом, отгадавшим ему загадку188.

Таким образом в основе этого эпизода жития лежит, я полагаю, исторический факт, для истолкования которого было предположено вмешательство нечистой силы; готовое представление о демоноборце Никите укрепляло такое предположение и облегчало распространение данного рассказа подробностями, заимствованными из различных сказаний и поверий демонологического характера, причем в одной подробности могло сказаться и влияние апокрифического Никитина мучения.

В этом чудесном эпизоде Никита понимается не только как победитель беса, но и как пособник другим против нечистых сил: его помощь избавляет кн. Михаила; боярин уже запрещает бесу молитвами святого.

Что известное сближение обоих одноименных святых и даже смешение их образов, как демоноборцев, происходило в сознании народа, свидетельства тому мы находим в других памятниках; так, вслед за греческим святым и русский Никита является в литературе заклинательной. В заговорах от болезней мы встречаем не только великомученика Никиту, как сказано нами выше, но и переяславского святого: у Л.Н. Майкова, в заговоре № 223, „Никита столпник» упоминается дважды189, наряду со Спасом Милостивым, Пресвятой Богородицей, апостолами, архангелами, св. Георгием Храбрым и Николаем; в заговоре № 345, „на подход ко властям», и именно при упоминании дьявола, встречаем опять Никиту столпника: „крестом окрещусь, крестом дьявола прогоняю ... Откачнись от меня, враг сатана: тут тебе нет места, на тебя евангелисты, Михаил архангел, Петр и Павел, верховные апостолы, святой Никита столпник врага прогоняет»190.

И в более старинную пору можно проследить, и еще в большей степени, указанное сближение обоих святых. Мы уже говорили, что житие Никиты переяславского заставляет его самого призывать великомученика на помощь против беса и таким образом ставит их в известные отношения друг к другу. И в сознании почитателей русского святого он очевидно сближался с древним Никитой. В самой обители преподобного была выстроена большая церковь во имя этого последнего; выстроена она была по повелению царя Иоанна Грозного; что для нас особенно интересно, царь делает это в воспоминание о чудесном исцелении царевича Иоанна у мощей преподобного Никиты переяславского; он одарил тогда монастырь богатыми милостями, имением, облачениями, иконами, плащаницами, повелел воздвигнуть трапезу и три церкви, в том числе упомянутую; он приказывает строить ее именно над гробом преподобного, а между тем посвящает ее великомученику Никите, преподобному же посвящает один придел в этой церкви (другой – во имя всех святых); особая повесть о судьбе монастыря по преставлении преподобного и о чудесах, источаемых почивающими в нем мощами его, содержащая этот рассказ о сооружении церкви, рассказывает далее о ее освящении в 1564 году; оно совершено было с особой торжественностью: священнодействовал сам митрополит; царь сам принимал участие в богослужении (он читал за всенощной первую кафизму) и дал в церковь и в обитель новые богатые дары. При этом торжестве воссылались молитвы Господу Богу и обоим святым; так и потом царица Марья „молебнов слушала у Христова мученика Никиты и преподобномученика Никиты переяславского чудотворца»191.

В рассказах о некоторых чудесах преподобного Никиты, содержащихся в той же повести, он довольно рельефно выступает также в роли демоноборца. Первое из них состоит в исцелении бесноватого192 диакона Евстафия; рассказывается по весьма обычной формуле, как исступивший ума диакон был приведен к гробу преподобного и был исцелен здесь; у гроба его он пребывает несколько дней; и вот в один из этих дней, уже после исцеления, ему „демонъ нача спону творити, и прiиде очивесть образомъ теменъ»; он начинает перечислять грехи Евстафия и утверждать, что он, отягченный грехами, не смеет молиться у мощей святого. Исцеленный, призвав на помощь святого, начинает „братися» с демоном. „И премогаше мя (рассказывал он впоследствии) демон, и зубы его оружие и стрелы, язык его яко мечь остр, аз же умом своим глаголах никита помози ми». Наконец он поверг врага на землю и хотел его „изымать», но под ногами его „сотворися пропасть страшна яко конца не имея, и исчезе окаянный въ ню»193. Видение это, очевидно, навеяно рассказами о демоноборстве Никиты.

Другое чудо, „о чародеивом пономари»194, представляет некоторое сходство с упомянутым выше рассказом жития Никиты о попытке демона соблазнить кн. Михаила Черниговского: искуситель не хочет допустить к святому ищущих у него помощи (эта черта сходства подмечена самим повествователем). В инока Иакова, состоявшего пономарем, вселился окаянный дьявол. Когда привели в обитель некоего древодела Илариона, которого постиг тяжкий недуг от дьявола, пономарь убеждал приведших, чтобы они не обращались к святому Никите, а шли бы к нему: „бе бо окаянный въ тайне чародей». Его однако не послушались, больной нашел исцеление у мощей, а о речах пономаря было доложено игумену, который и хотел допросить его на соборе; но он вполне отрекся от своих слов и был отпущен; однако потом понес жестокую кару: в праздник преподобного Никиты он шел от некоего брата в свою келию; когда он проходил мимо церкви, где почивали мощи святого, его схватила невидимая сила „и удари сильно о землю и паки нача имъ вертети и бияше его немилостиво. мучиму же ему на многъ часъ на единемъ месте и яко не можаше и глаголати и испусти зле окаянную свою душу».

Житие Никиты столпника, как убедительно доказано В. О. Ключевским195, написано не ранее конца XIV или начала XV в.: его содержание, очевидно, составляет „устное сказание, очень поздно нашедшее себе письменное изложение»; в житии „исторические черты времени почти незаметны», оно говорит лишь о подвигах столпника, память о которых предание должно было сохранить в силу их редкости и блогодаря их вещественным памятникам (вериги, колодцы, им выкопанные, и т. д.); списки жития восходят к XV веку. Таким образом само житие появляется после того, как „память о святом в продолжение двух столетий была достоянием устного предания»; за такой промежуток времени предание могло значительно развиться; указанное выше сближение в народном представлении Никиты столпника с Никитой великомучеником (которое в XVI в. ясно засвидетельствовано повестью о позднейших чудесах) могло состояться ко времени составления жития и отразиться на последнем. Раз такое сближение в общих представлениях об этих святых и в культе уже имело место, то почитатели обоих демоноборцев (мы видели, что им и молились вместе), читая или слыша в апокрифе разные подробности о борьбе св. Никиты с демоном, могли перемешать их и отнести к столпнику кое-какие частности из того, что говорилось о великомученике. Различие исторической обстановки исключало возможность более полного приурочения. Такими рассказами о столпнике воспользовался составитель жития. То оживление памяти о переяславском Никите, которое повело и к написанию жития и затем к попытке митрополита Фотия откопать мощи святого196, и о котором говорит историк, не было ли последствием этого сближения памяти двух святых и перенесения (отчасти, по крайней мере) на переяславского столпника того почитания, которое, по-видимому, в широких размерах воздавалось великомученику Никите?197

Таким образом в результате я понимаю дело следующим образом.

Вместе с апокрифическим „Никитиным мучением», с различными поверьями о святом великомученике Никите, с его иконными изображениями перешло на Русь представление об этом святом, как победоносном демоноборце, и почитание его, как заступника против бесовских искушений и козней; народный культ его получил широкое распространение, выражаясь главным образом в упоминании его имени в заговорах, в придании его изображениям значения амулетов (особенно в помещении его образа на змеевиках). Имя Никиты связалось в сознании народа с представлением о борьбе с демоном, и эта связь повлекла за собой приурочение подобной роли к новому, уже русскому, святому того же имени, переяславскому столпнику Никите. Оба святых сближаются в народном представлении, и столпник Никита также понимается, как демоноборец и защитник от бесов. Создаются рассказы о его столкновениях при жизни с нечистой силой и о торжестве его над нею, о чудесной помощи, которую он и после своей смерти подает верующим против бесовской прелести; к нему тоже обращаются с молитвой в таких случаях; в более позднюю пору встречаем призывание его имени в заговорах. Сближение представлений об обоих святых началось довольно рано, в первые века по кончине столпника; устное распространение преданий о нем и отсутствие писанного жития облегчило путь этому сближению. Приблизительно на исходе 2-го столетия по кончине св. Никиты составлено на основании устных рассказов житие его, которое усвоило представление о нем, как демоноборце, и включило в свой состав два рассказа о торжестве его при жизни над бесом. Некоторые подробности первого из этих рассказов, как с большой вероятностью можно предполагать, перенесены на нашего святого с того же великомученика Никиты и именно заимствованы из упомянутого апокрифа (святой наступает на явившегося ему в келье беса и давит его). Другой рассказ основан на историческом факте, который народная фантазия осложнила подробностями демонологического характера, заимствовав их из различных легендарных источников, между прочим, быть может, и из того же апокрифа (лишенный возможности двигаться, бес исповедает свою прелесть).

* * *

164

Напечатан Н. С. Тихонравовым: Пам. отр. р. л., II, 112–120, и А. Н. Пыпиным: Пам. ст. р. л-ры, III, 146–149.

165

Тихонравов, н. соч., 116.

166

Тж., 114.

167

„Пресвѣтлое мученическое воинство»; „имѣяй крѣпость Твою, (мученик) мучителей низложи, сокруши же и демонов немощныя дерзости« – таковы выражения церковных песнопений (песнь Амвросия Медиоланского; общий тропарь мученику); обыкновенно мученики именуются „добропобедными» и т. п.

168

Стихира на стиховне: „Победы тезоименит показался еси, мучениче всечестне Никито, в подвизе проповедав Христа»... Заметим, что каноническое житие (см. напр. Великие Минеи-Четьи, под 15 сентября), с которым связана и служба, говорит о готском мученике Никите, который жил во время Константина В., апокриф же – о Никите, сыне императора Максимиана; но народный культ знает просто великомученика Никиту, не различая этих двух лиц (и апокриф приурочен тоже к 15 сентября); поэтому вопрос об их взаимном отношении в настоящее время для нас не важен.

169

Известия X археологич. съезда, 76–77.

170

Там же.

171

169 Сочинения, I, примечания, 76–77.

172

Напр. святой бьет дьявола палицей; такую икону описывает г. Мендельсон в статье: К поверьям о св. Касьяне (Этн. Обозр., 1897 г., 1, 12). – Другой рукой мученик держит обыкновенно дьявола за волосы: черты этой в апокрифе нет; М. И. Соколов предполагает в этом случае влияние других сказаний, именно „легенды о поимке и мучении дьявола св. Сисинием», также знаменитым защитником от бесов и от недугов („Аиокрифич. материал для объясн. амулетов, назыв. змеевиками», ЖМНПр. 1889, 6, 365).

173

171 Снимки с них особ. при ст. гр. И. Толстого: О русских амулетах, наз. змеевиками (Зап. И. Р. Арх. Об., III). Ср. Соколов, н. соч., 363, 365.

174

Там же.

175

173 Записан в 1863 г. в Воронежской губернии: Л. Н. Майков, „Великорусские заклинания», стр. 88 (№ 219).

В заговорах наш святой призывается и в других случаях жизни, напр. как помощник на охоте или на рыбном промысле (стр. 138).

176

Пам. отр. р. л., II, 120.

177

175 Впоследствии я расчитываю коснуться этого вопроса.

178

Др.-русск. жития, 294–295.

179

М. Син. б-ки, № 927, л. 10–12. Привожу этот рассказ в подлинном виде, так как он, сколько мне известно, не был еще напечатан.

Повѣда наⷨ отець Васиянъ братъ Iосиѳа бывыи потоⷨ архиепⷭ҇пъ ростовꙋ, стоящꙋ ми рече на москвѣ въ соборнои црк҃ви. преславныя влчⷣца нашея бг҃ородица чтⷭ҇наго ее оуспенїа, видѣхъ нѣкоего чл҃ка поселянина, молящꙋся прилѣжно великомꙋ мч҃нкꙋ хрⷭ҇вꙋ никите, и пытающꙋ гдѣ есть написанъ ѡбраⷥ его. аⷥ же искꙋсеⷩ сыи в таковыⷯ. видѣⷯ вѣрꙋ чл҃ка, и необычное моленїе его. пристꙋпивъ въпросиⷯ его винꙋ таковаго моленїа, ѡнже рече. господине ѿче. азъ много время болезнïю ѡдержиⷨ, и всегда молящꙋся, и призывающꙋ ми великаго мч҃нка никитꙋ и лежащу ми на ѡдрѣ ѡкно же ѿкрыто бѣ наⷣ главою моею и вси сꙋщïи со мною в храминѣ крѣпко спяхꙋ. единъⷤ азъ болѣзнï ради || (л. 11) не могии спати. много же нꙋдиⷨ быⷯ ѿ своиⷯ, еже призвати чародѣя в доⷨ свои. аⷥже никакоже восхотѣхъ, но всегда моляхся великомꙋ мч҃нкꙋ никите, в нощиⷤ тои слышаⷯ ꙗко врата домꙋ моеⷢ ѡтверзошаⷭ҇. въздвигже ѡчи видѣхъ и се мꙋⷤ свѣтелъ ꙗзде на конѣ, приближися ко ѡкнꙋ иже ѿкрыто наⷣ главою моею и рече ми въстани и изыди ко мнѣ, аⷥже рѣⷤ не могꙋ ги҃. ѡⷩже паки гл҃а ми востани. аⷥже двигся и ѡбрѣтоⷯ себе здрава, и изыдоⷯ ис храмины никомꙋже слышавшꙋ. и поклонихся емꙋ до земля, и въставающꙋ ми. видѣхъ чл҃вка черна зѣло, мечь ѡгнеⷩ в рꙋкꙋ его на конѣ борзо ꙗко птица прилетѣ, и восхотѣ мене посещи. светлыи же ѡнъ мꙋжъ || (л. 11 об.) възбрани емꙋ гл҃я, не сего. но онъсицꙋ. и онъсицꙋ. во оной веси имя еи нарекъ. такоже и чл҃коⷨ имена иже къ чародѣеⷨ ходиша. ѡⷩже пакы борзо ꙗко птица ѿлетѣ, азъ же вопросиⷯ свѣтлаго того мꙋжа гиⷭ҇ ты кто еси, ѡⷩже реⷱ ми азъ есмь хвⷭ҇ъ мч҃нкъ никита. и послаⷩ ѿ него исцѣлити тебе сего ради ꙗко не введе чародѣе в доⷨ свои но на ба҃ оупованїе свое положи, и мене призываше еже помощи тебе. и дасть ти бъ҃ еще приложенïе животꙋ. двадесяⷮ и пять леⷮ. и сiа рекъ, изыде ѿто ѡчïю моею. ꙗздя на кони тѣми же враты дому моего. аⷥ же поклониⷯся емꙋ. и к томꙋ невидиⷨ быⷭ҇». На другой день оказалось, что те люди, которых называл в упомянутом видении великомученик, умерли ночью.

180

Рукопись С. П. Шевырева (в Институте кн. Безбородко): № 264, л. 197 об.

181

179 На основании этой насильственной смерти Никита столпник и называется иногда преподобномучеником (в повести о чудесах его, о которой см. ниже).

182

Указанная рукопись, л. 196–197.

183

Той же рукописи, л. 198–200.

184

Тихонравов, Пам. о. р. л-ры, II, 116: Никита „простре рꙋкꙋ свою ꙗтъ дьꙗвола и поверже поⷣ собою и настꙋпи на шею его и задави».

185

183 Тихонр., п. соч., 117.

186

Определить с точностью фактическую подкладку этой легенды вряд ди возможно: другие источники, в том числе и жития князя, не говорят о путешествии его; о нем упоминает Степенная Книга, очевидно со слов жития Никиты (срв. Карамзин, И. Г. Р., III, пр. 153).

187

Попов, Обзор хронографов, I, 146–7.

188

Тихонравов, н. соч., I, 269; срв. А. Н. Веселовский, Соломон и Китоврас, 91–92.

189

Влр. заклинания, стр. 91.

190

Стр. 152.

191

Милютинская Минея Четья, май (М. Син. Б-ки № 805), л. 1330 об. (сказание начинается на л. 1291).

192

л. 1297.

193

Впоследствии Евстафий постригается в том же монастыре, с именем Евфимия.

194

Тж., л. 1299.

195

Др.-русские жития, 45–49.

196

Там же, 48.

197

Я не могу не отметить, что и в судьбе другого русского святого Никиты, затворника печерского, древнейший рассказ о котором находим в известном послании инока Поликарпа к архимандриту Акиндину, также играет большую роль бес, явившийся к нему в виде ангела и тем соблазнивший его, убедивший его изучать книги Ветхого Завета и пренебречь Новым, за то снабдивший его пророческим даром на соблазн людям и изгнанный наконец молитвами других иноков (В. Яковлев, Памятники русской литературы XII и XIII вв., СХХVIII стр.). Особенно характерна та подробность, что бес является в виде ангела сидящему в затворе Никите и склоняет его к богопротивным действиям, к отступничеству от Христа: оно напоминает явление дьявола с такой же целью великомученику. Но каких-нибудь выводов из этой аналогии я делать не решусь, потому что во-первых, она касается известной частности, а не всего рассказа, а во-вторых, мы не имеем достоверных сведений об известности в ту пору (первая половина XIII в.) на Руси апокрифического мучения Никиты. Г. Яковлев (Древнекиевские религиозные сказания, 136), видит здесь просто приурочение к Никите затворнику более старого, вошедшего в начальную летопись, известного рассказа об искушении бесом затворника Исаакия; но эти два рассказа сближает между собой также лишь факт явления беса в светозарной одежде; в общем между ними большое различие.


Источник: Оттиск из «Русского Филологического Вестника», 1-5. Варшава. Типография Варшавского учебного округа. Краковское Предместье № 3. 1902. Дозволено Цензурою. Варшава, 24 декабря 1901 года.

Комментарии для сайта Cackle