Не все исчерпывается образовательными курсами
Один старый священник рассказывал, как однажды весной к нему пришли два геолога креститься. И когда выяснилось, что их религиозное образование на нуле, священник сказал: поезжайте пока в свою экспедицию, прочитайте Новый Завет, а потом придете. Прошло лето. Осенью пришел только один. Другой погиб. «С тех пор, – говорил священник, – я никого из пришедших креститься не отпускаю некрещеным».
А с другой, опять же, стороны, в дореволюционной России все сто процентов получали какое-то религиозное образование. Мало того: люди, в середине девятнадцатого века разрушавшие устои русской жизни, вроде Чернышевского и Добролюбова, были выпускниками духовных семинарий и академий. И даже вождь советского народа Иосиф Сталин, наметивший к сороковым годам двадцатого века покончить с религией в СССР, тоже учился в духовной семинарии.
Так что дело не только и не столько в образовании. Все-таки и во втором случае крещение состоялось, несмотря на наш иронический тон.
И у некоторых из тех, кто тогда крестился по выше описанным причинам, когда-нибудь проснется более глубокий интерес к проблемам веры, и они уже сознательно продолжат почти бессознательно начатый путь.
И иные младенцы, которых тогда держали на руках измученные, вспотевшие крестные, впоследствии будут очень благодарны своей, например, бабушке, которая твердо сказала его «идейным», «партийным» родителям: «Если не крестите, сидеть с ребенком не буду». И родители, слава Богу, уступили. Потому что принципы – принципами, а сидеть с ребенком в любом случае надо.
А есть люди, которые с детства – в тяжелом труде. Они знают, как перекреститься, знают, что их вера самая истинная, знают, когда по календарю посты, когда праздники, знают, что детей надо крестить, молодых венчать, покойников отпевать, и за всех: и живых и мертвых – молиться. И большего от них добиться просто невозможно.
В специальные дни поминовения усопших храмы до предела наполняются крещеными людьми, которые совершенно уверены, что все делают правильно, и что все они истинно православные христиане. Что делать с этими людьми? Не пускать? Выгонять? Будет ли лучше, если храмы останутся полупустыми и в родительские субботы? И хорошо ли человеку, который считает себя христианином, сказать: «ты – нехристь»?
У дверей наших храмов не стоят «вышибалы». Сюда входят и вобравшие весь двухтысячелетний опыт христианства, и просто желающие поставить свечку об успехе в делах.
Некто когда-то сказал: христианство, это такой поток, который спокойно переходит курица, и в котором столь же спокойно купается слон. Господь не отвергает ни тех, ни других, потому что, в конце концов, и тех и других Он же и сотворил. И оба этих существа: и слон, и курица – каждое по-своему прекрасно, полезно и незаменимо.