Источник

Символ веры

Сделаем небольшое отступление и отметим, что никто и никогда не стал христианином, просто случайно взяв с полки и прочитав Евангелие. Чтобы оно, так сказать, заработало в нас, мы должны получить его из чьих-то рук, обязательно с какими-то пояснениями. Даже протестанты, которые утверждают, что есть только Писание, и ничего кроме Писания, даже они не просто молча вручают эту книгу. Они обязательно скажут: приходи к нам по такому-то адресу, и мы тебе объясним, как этим пользоваться.

Тем более православный христианин скажет: очень хорошо, что ты прочитал Евангелие, которое церковь сохранила для тебя. Но еще мы сохранили для тебя Никео-Константинопольский Символ веры.

Символ веры, это стержень всего Священного Писания. Он состоит из двенадцати частей, называемых «членами Символа веры». Это основные узлы Евангельского повествования.

Изложен Символ веры был на Вселенских соборах: Никейском (325год) и Константинопольском (381год).

Вселенский собор, это когда предстоятели всех церковных общин собираются вместе, и наставляемые Святым Духом, решают важнейшие общецерковные вопросы, особенно вопросы веры. Потому что самое страшное, когда в церковное учение привносится вместо Божественного откровения человеческое мнение, которое может быть очень красивым, логичным, привлекательным, и при этом – полнейшей ложью.

Когда в церкви возникала такая опасность, отцы собирались, рассматривали Божественное Предание, письменное и устное, и провозглашали: вот так Церковь, наученная Самим Иисусом Христом, всегда веровала, так веруем и мы. А кто верует не так, тот находится в заблуждении, вне церкви. У него неправильные знания о Боге и о пути к Нему. Поэтому он и сам идет не по той дороге, и других увлекает за собой не к спасению, а в погибель. Таковых надо стараться привести к покаянию, а если не получается, расставаться с ними.

За две тысячи лет против церкви со всех сторон поднималось много лжи, и Символ веры сложился как путеводитель, чтобы не дать уклониться ни направо, ни налево.

Итак, если в самом начале церковной истории человеку, собирающемуся креститься, достаточно было исповедать: «верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» (Деян.8:37), то теперь на вопрос, во что же он верует, крещаемый ответит:

Верую

Во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

И воскресшаго в третий день по писанием.

И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца.

И в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящего, иже со Отцем и Сыном спокланяема, и с славима, глаголавшаго пророки.

Во едину святую соборную и апостольскую Церковь.

Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых

И жизни будущаго века.

Аминь.

Произнося Символ веры, мы и себе и людям торжественно отдаем отчет в том, что мы узнали, прочитав Священное Писание, и огласительные беседы в значительной степени посвящались именно разбору и объяснению Символа веры.

Итак, мы узнали –

1

О Едином Боге, сначала как об Отце. Во-первых, как об Отце Своего Единородного Сына. А потом, как о нашем общем Отце. Право называть Бога Отцом дал нам Сам Сын Божий Господь Иисус Христос, когда учил своих Апостолов главной молитве: «Отче наш...»

Узнаем мы о Боге и как о Творце неба и земли, видимой материи и невидимых духов.

Нам открыто, что Бог совершил творение мира в шесть дней. Да, именно так, просто в шесть обыкновенных дней, из ничего. Об этом мы узнали еще из первых глав Ветхого завета. Произошло это буквально так:

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое. И стало так. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый.

И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, и всякую птицу пернатую. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый.

И сказал Бог: да произведет земля душу живую, скотов, и гадов, и зверей земных. И стало так. И создал Бог зверей земных, и скот, и всех гадов земных. И увидел Бог, что это хорошо.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт.1:1–26).

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Быт.2:7).

...И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт.2:18–24). Все это произошло в шестой день.

Вот так сотворил Бог мир, и все живое.

И мы верим, что вот так буквально все и произошло. «Той рече, и быша; той повеле, и создашася».

Бог открыл это Адаму, когда тот еще не отпал от Бога, и был с Ним в непосредственном, непостижимом для нас общении. Адам передал своим потомкам, и так, по цепочке, дошло до Моисея, который спустя 3 500 лет все записал, составив книгу, названную «Бытие».

Святой пророк, царь и псалмопевец Давид, спустя 500 лет читая это описание и созерцая этот мир, благоговейно восклицал: «Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли! (Пс.8:1–2). «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи! вся премудростию сотворил еси! Исполнися земля твари Твоея»! (Пс.103:24).

А спустя еще 3 000 лет пытливый человеческий ум, желая «точнее», «понятнее» выразить процесс сотворения мира, породил всякие глубокомысленные «научные» слова, вроде «большой взрыв», «эволюция».

Но поверь, что никакие самые мудреные человеческие слова не выразят Божественное дело точнее, чем Божественные слова, записанные в Божественной Книге. И надо вместе с пророком Давидом опираясь на эти Божественные слова, живо чувствовать, что все вышло из рук Творца, по Его воле, по Его слову. Вся земля с ее недрами, наполненными всякими богатствами, все светила небесные.

Все животные и растения раз и навсегда были созданы Богом совершенными, ни прибавить ничего, ни убавить: и кошка, и собака, и рыба, и червяк, и обезьяна, и уж конечно человек. Так что никому из них и в голову не могло прийти «эволюционировать».

И хотя все они очень разные, но в чем-то и сходны, потому что на всех – рука Единого Творца.

И как в мастерской художника есть не только законченные картины, но и наброски, этюды, не получившие окончательного воплощения, так и в земле мы находим как бы наброски и других животных, которые не получили жизни. Господь показывает, что мог бы сотворить и таких, огромных животных, мог бы сотворить и людей с такими формами, с такими черепами, но решил сделать именно так, как сделал.

О том, что Бог не только Творец, но еще и Вседержитель, и что ни одна даже малая птица «не упадет на землю без» Его воли (Мф.10:29), – об этом говорит вся Священная история.

Но о том, что единый Бог, это Святая Троица, Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух, – эту тайну открывает только Священное Писание Нового Завета.

И если в первом члене Символа мы исповедали веру в Бога Отца,

2

то во втором – утверждаем, что веруем и в Единороднаго, то есть Единственного Сына Божия, истинного Бога, рожденного истинным Богом Отцом прежде всех век, то есть прежде начала мира, прежде начала пространства и времени, подобно как свет рождается от света, единственного рожденного, в отличии от всего сотворенного. Бог Отец и Бог Сын единосущны, между ними нет различия, как нет различия между светом и светом. Вспомни, как Господь Иисус Христос говорил: «Я и Отец – одно» (Ин.10:30), «Видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9), «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин.14:10).

И мы верим, что «Им же вся быша», то есть Богом Сыном Бог Отец сотворил «все, ... что начало быть» (Ин.1:3)

3

Веруем мы и в то, о чем писал Лука в первой главе своего Евангелия. Истинный Бог стал истинным человеком, не переставая быть Богом. Вспомни Благовещение Пресвятой Деве Марии. Вспомни рассказ о Рождестве Иисуса Христа, о том, какие чудесные свидетельства были: и звезды, и Ангелы. И как Иоанн писал в прологе: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин.1:14).

Позже, на четвертом вселенском соборе было сформулировано, что Бог во Иисусе Христе соединился с человеком неизменно, неслиянно, нераздельно и неразлучно.

Неизменно, то есть не изменился при этом, не перестал быть Богом.

Неслиянно, то есть не слился с человеком в некое третье существо; человек во Христе тоже остался совершенным человеком, во всем подобным нам, кроме греха. И все это – навсегда,

нераздельно и неразлучно.

И поэтому в иных местах Священного Писания Иисус Христос называется Богом, например: «Бог явился во плоти» (1Тим.3:16). Или даже – «Духом животворящим» (1Кор.15:45). А в иных местах называется Сыном Человеческим, или просто Человеком: «...ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, (1Тим.2:5–6). И в этом никакого противоречия.

Мы также веруем, что Он пришел по единственной причине: нас ради человек, и нашего ради спасения.

Спросят: а от чего нас спасать?

Во-первых, от груза наших грехов: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1Пет.2:24).

А во-вторых, от виновника нашей погибели, диавола: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Ин.3:8).

Об этом мы уже говорили, и ты уже недвусмысленно выразил свое к нему отношение, дунув и плюнув в его сторону.

Иными словами, Спаситель приходит к тому, кто чувствует свою погибель и жаждет спасения. Как и Нагорная проповедь (Мф.5) начиналась с самого главного: «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное».

Он пришел к тому, кто осознал свою духовную нищету, непрестанно о ней плачет, и жаждет, наконец, по-настоящему обогатиться.

Ну а кто не чувствует своей нищеты, кто не чувствует, что погибает, тому и объяснять бесполезно.

4

А как Господь совершил наше спасение?

Мы читали, что многих людей Он спасал от болезней, от бесовской одержимости, от невежества.

Но мы верим в Него не столько – учащего и исцеляющего, но именно «распятаго за нас», то есть распятого вместо нас.

Он искупил нас ценой Своей жизни. В этом Его главное дело, и в этом наше главное спасение. Как Он Сам говорил: «на сей час Я и пришел» (Ин.12:29).

Как даже один из врагов Христовых невольно сказал: «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин.11:50).

Распят же Он был в совершенно конкретный исторический момент, при Понтийсгем Пилате, то есть когда этот известный и по другим источникам исторический деятель был Римским правителем в Иудее.

Мы верим, что Иисус Христос, как истинный Человек, страдал на кресте, что Он действительно, а не мнимо умер, и как любой человек был погребен.

5

Но мы также веруем, что Он воскрес в третий день по Писанием. Помнишь, как ученики долго не могли поверить первым вестникам воскресения? Помнишь, как Фома не поверил даже всем своим собратьям? Но Господь воистину воскрес, и они в этом воистину убедились, и потом убедили весь мир.

6

Веруем мы и в то, что, как свидетельствуют Евангелисты Марк и Лука, Господь Иисус Христос в сороковой день после Своего воскресения «вознесся на небеса и воссел одесную Бога» Отца (Мк.16:19). Не надо представлять себе, как это Он где-то среди облаков и звезд сидит на троне. Надо просто веровать, то есть знать, что Господь, совершив то, для чего в уничижении сходил на землю, вернулся в прежнюю Свою славу, вознеся с Собою и наше, воспринятое Им, человеческое естество.

В начале книги Деяний Апостолов Евангелист Лука подробнее описывает, как это произошло: «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо?

7

Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:9–11).

И мы веруем, что Господь паки, то есть еще раз придет на землю, но уже не в уничижении, а со славою, как и – только что мы прочитали – возносился от земли. Об этом Он и Сам говорил в беседе о последних временах. И пришествие Его будет «как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба» (Лк.17:24).

Все мертвые воскреснут и предстанут пред Ним, а все живые преобразятся. И если веруешь, что Он из праха сотворил человека, то какие могут быть сомнения, что Он способен и умершего, уже превратившегося в прах, воскресить?

Кстати, прах снова станет человеком «вдруг, во мгновение ока» (1Кор.15:52), и никаких «миллиардов лет» для этого Господу не понадобится, как не понадобилось и для первоначального творения.

Господь будет судить живых и мертвых, и после этого суда каждый окончательно пойдет туда, куда шел в этой жизни. Кто упорно, всеми силами противился Ему, кто до конца попирал Крест Его любви, отталкивал Его спасающую руку (помнишь, как об этом говорится в притчах Христовых?), того, наконец, и Бог оставит, и он останется во тьме внешней, где только плач и скрежет зубов. Ну а кто шел к Богу, тот и войдет в Его славу, в Его радость, в Его Царство, которому уже не будет конца.

Как сказал Сам Господь, «и пойдут сии в муку вечную, а праведники – в жизнь вечную» (Мф.25:46). Сами пойдут, никто их не потащит.

8

Веруем мы и в третье Лице Святыя Троицы, в Бога Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, то есть достойного того же поклонения и той же славы, как и Отец, как и Сын. Вспомни, как в последней беседе Господь Иисус Христос, обещая послать Святаго Духа ученикам, подчеркивал, что Он «от Отца исходит», называл Его «Утешителем», говорил, что Он «пребудет с» ними «вовек» (Ин.14:16), и наставит «на всякую истину» (Ин.16:13).

Это и произошло, как пишет Лука в книге Деяний, «при наступлении дня Пятидесятницы», спустя десять дней после Вознесения Господня. Описание этого события мы уже приводили.

Только с этого момента все, что ученики Христовы просто видели и слышали, вошло в их плоть и кровь, и они бесстрашно вышли на проповедь.

С этого момента Бог Дух Святой пребывает в церкви. В Ветхозаветной Церкви Он только временами говорил через пророков. Теперь же Он не только говорит, или лучше сказать глаголет через Апостолов, но и подается новым членам церкви через возложение рук Апостолов, как мы неоднократно видели в книге Деяний.

А в наше время Святой Дух подается не через возложение рук, а через миропомазание.

Буквально через несколько минут это произойдет и с тобой.

И до скончания века Святой Дух будет говорить через верно служащих христиан. Как видим из истории церкви, иногда Его голос звучал в постановлениях церковных соборов, а иногда через одиноких подвижников, отверженных неправыми соборами. «Дух дышит, где хочет», и Он не там, где большинство, а где истина, где святость жизни, беспристрастность и верность преданию Церкви.

9

И еще мы веруем во едину святую соборную и апостольскую церковь.

Есть классическое определение: «церковь, это сообщество людей, объединенных православной верой, законом Божиим и священноначалием».

Но, как мы уже говорили, это совершенно особенное сообщество. Апостол Павел сравнивал должное единство христиан с единством членов человеческого тела: «...Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих» (1Кор.12:12–16). Поэтому, «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1Кор.12:26–27).

А поскольку видимая церковь не выдержала этой полноты жизни, то христианин, видя свое несовершенство, не дерзает заявлять о своем членстве в церкви, но именно говорит:

Верую... во едину святую соборную и апостольскую церковь, то есть:

верую, что церковь едина, и двух церквей быть не может, как не может быть двух тел при одной главе.

Верую, что она святая, и не содержит ничего нечистого и греховного.

Верую, что она включает в себе и всех верных, принявших Христа, и всех, кто до пришествия Христова ожидал Его; и тех, кто еще на земле, и тех, кто уже на небе.

Верую, что она может быть только там, где есть видимое Апостольское преемство.

Верую, что есть люди, которые уже всецело находятся в церкви. Верую, что и для меня это и возможно, и необходимо, и поэтому стараюсь тоже войти в нее через исправление жизни по Христовым заповедям, через покаянную молитву, через участие в церковных таинствах, установленных Самим Христом и преданных нам Его Апостолами.

10

И первое Таинство, через которое человек собственно и входит в ограду церкви, это крещение.

Вообще таинство, это такое видимое церковное действие, через которое невидимо подается тот или иной дар Божией благодати. И мы исповедуем, что в крещении человеку дается оставление всех его грехов, он поистине рождается от воды и Духа. И как родиться по плоти можно только один раз, так и крещение, рождение по духу тоже едино.

11

Родившийся от воды и Духа весь устремлен вперед. Если люди чают тех или иных жизненных перемен, и только от них ждут счастья, то у христианина сквозь все земные чаяния и ожидания проходит одно, самое вожделенное, самое сокровенное. Он всем сердцем поверил обещаниям Христовым, и воскликнул: чаю, то есть с радостной надеждой жду воскресения мертвых...

12

...и жизни будущаго века.

Не берусь гадать, какой именно будет эта жизнь, и в чем ее блаженство. Одно только могу сказать достоверно, повторяя слова Апостола Павла, которому «Бог открыл это Духом Своим»: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9–10).

Аминь, что значит «истинно».

Вот наш Символ веры. Вот, ты перечислил все главнейшие факты бытия, о которых узнал из Священного Писания. И теперь, исходя из этих фактов, ты будешь строить свою жизнь. И Символ веры ты будешь произносить и в утренних молитвах в начале каждого дня, и вместе со всею церковью в определенные моменты Богослужения, и с особой торжественностью – перед важнейшими событиями своей церковной жизни.

И сначала здесь и сейчас, перед Святым крещением.

После произнесения Символа веры священник снова трижды спросит тебя:

Сочетался ли еси Христу?

И ты трижды ответишь:

Сочетахся.

Священник потребует от тебя, опять же, делом подтвердить твои слова:

И поклонися Ему.

И ты, осени себя крестным знамением, поклонишься, исповедав и словами свою веру в Триединого Бога:

Поклоняюся Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней.


Источник: Твое Крещение / Протоиерей Вячеслав Резников. – Москва : ООО "Соверо-принт", 2005. - 64 с.

Комментарии для сайта Cackle