Седмица 18-я по Пятидесятнице
О совлечении ветхого человека
Понедельник
Человеку, вставшему на путь Христов, необходимо, по слову Апостола, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, … обновиться духом ума, … и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22–24). И правда, как хотелось бы: вдруг совлечь с себя старое и грязное, и раз и навсегда облечься в чистое, новое, светлое!.. Но ключ к этой задаче в том, что «нового человека» должны составить все вместе мы, исповедующие имя Христово. Ибо «мы члены друг другу».
И первое, что здесь мешает, это – ложь. Солгал – и ушёл от ответственности; солгал – и вроде бы всё спокойно… Но хотя путём лжи иногда удаётся избегать конфликтов, – с каждым разом неумолимо, как по стеклу, расползается трещина в человеческих отношениях. А «посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему».
Но, если ложь постепенно перетирает связующие нити, то гнев – сразу рвёт их. Гнев и кротость, как ложь и истина, – тоже ветхое и новое, как тьма и свет. «Гневаясь, не согрешайте; солнце да не зайдёт в гневе вашем» … Но можно ли, гневаясь, не согрешать? Иоанн Златоуст так поясняет это место: «Хорошо не гневаться; но если кто впадёт в эту страсть, то, по крайней мере, не на долгое время… Да не зайдёт солнце, оставив вас врагами». И апостол Павел, опасаясь, чтобы не подумали, будто иной гнев может и не быть грехом, – далее уточняет: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякой злобою да будут удалены от вас». «Всякое». Даже когда формально прав. И если до захода солнца не победишь гнев и не примиришься, то сам почувствуешь, как для тебя заходит солнце разума, солнце любви, и уже не сможешь молиться Богу, как будто и Бога уже не стало.
Также и отношение к богатству. У ветхого человека инстинкт – грести к себе; новый же – даже трудится не столько для себя, но «чтобы было из чего уделять нуждающемуся». А если упорно хочешь приобретать только для себя, то постепенно будешь всё более разборчив в средствах; и Апостол, зная, куда ведёт этот путь, прямо и резко говорит желающим быть христианами: «Кто крал, вперёд не кради».
А как важно следить за тем, что говоришь! «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим». И хотя уста говорят «от избытка сердца», но облекать в слова и не выпускать наружу, это несомненно будет способствовать обновлению и самого сердца. Ну а потакающий своим страстям, «истлевающий в них» – не остаётся сам по себе: он «даёт место диаволу». И всякое отступление христианина от истины, это – не просто его личное дело, не просто его личная ошибка; это – личное оскорбление «Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления». Того же Духа, Который сошёл на выходившего из Иордана Иисуса при разверзшихся небесах и свидетельствующем Божьем гласе.
И, наконец, очень важно, чтобы все наши благие желания проистекали из одного и того же благого источника. Когда наши наставники напоминают о христианских обязанностях, они не просто уговаривают, не просто прельщают чем-то, но всегда указывают на Того, Кто – Начало и Конец. Кто путь и цель жизни: «…прощайте друг другу…» – А только потому. Что «Бог во Христе простил нас».
О нашей родословной
Вторник
«Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, сын Иосифов, Илиев, Матфатов…» – И евангелист Лука перечисляет семьдесят шесть имён, заканчивая цепочку: «… Сифов, Адамов, Божий». Удивительно читать это бесконечное перечисление имён, особенно нам, знающим лишь своего деда, редко прадеда.
Как же сложилось и дошло до нас это родословие? Из истории самой первой семьи мы знаем, что первым у Адама и Евы родился Каин. Потом – Авель. Каин из зависти убил Авеля и заслужил проклятие. После этого Адам прожил «ещё восемьсот лет и родил сынов и дочерей» (Быт.5:4). До грехопадения Адам был с Богом, так что ему было что поведать своим детям. Но, очевидно, не все хотели знать о сотворении мира, о жизни в раю, о грехопадении и надежде на грядущее избавление. Очевидно, лишь Сиф услышал, потому что именно его имя стоит после имени Адама.
О Сифе сказано, что он «жил сто пятьдесят лет и родил Еноса. По рождении Еноса, Сиф жил восемьсот лет сынов и дочерей» (Быт.5:6–7). Очевидно, и Сиф передавал своим детям, что узнал от Адама, но – только Енос принял это и сохранил в памяти, одновременно запомнив и имена предков, донёсших эти знания.
И так далее. И закономерно, что именно человек из этой цепочки, Ной, десятый от Адама, «обрёл благодать пред очами Господа», и был единственным. Чьё потомство заново после потопа продолжила человеческий род. Остальная же земля, потерявшая духовную и историческую память, «растлилась пред лицем Божиим, исполнилась … злодеяниями (Быт.6:11) и погибла.
Духовным преемником Ноя стал Сим. И в дальнейшем, несмотря на многочадие, цепочка благочестивого предания была столь же узенькой. И, как всегда, не случайно именно Аврааму, одиннадцатому от Сима, однажды сказал Бог: «пойди из земли твоей, от родства твоего, из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ» (Быт.12:1).
Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, а Иаков – двенадцать сыновей, от которых пошёл целый народ, помнящий своё родословие. Но тут уже у очень немногих памятование предков совпало с личным благочестием. Потому что помнить стало выгодным. Это уже не только вселяло уверенность, что являешься прямым наследником благословений, данных Аврааму, но и давало право на владение участком в земле обетованной. Да и другие права: например, те потомки Левия, которые после Вавилонского плена не могли предъявить своих родословий, лишились права священнослужения.
Но какое отношение к этому родословию, оборвавшемуся две тысячи лет назад, имеем мы, современные христиане, из всех народов пришедшие ко Христу? А самое прямое: от Иисуса Христа, Которым завершилось родословие по плоти, начинается столь же осязаемая цепочка родословия по духу. Господь, благовествования родив Своих Апостолов, послал их в мир. Они проповедовали и в таинстве священства рукополагали своих преемников, епископов. История хранит имена всех епископов по преемственности во всех землях. Епископы рукополагали священников, священники крестили людей. И так каждый христианин через новое рождение восходит к самому Христу, а через Христа по плоти и к самому Адаму. Вот что такое для нас, христианин, библейское родословие. Некоторым становиться скучно читать эту вереницу имён. Но по-настоящему-то от этого чтения должно захватывать дух: вот оно – все здесь! И начало, и конец; и – духовное, и в то же время – осязаемое; и твёрдо стоит на земле, и одновременно касается неба. И – никакая обезьяна не вклинится в эти накрепко соединённые звенья. А главное, чувствуешь себя неотрывным листком на древе Богом сотворённого и спасённого человечества, «благодаря всегда за всё Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа».
О силе Священного Писания
Среда
Господь Иисус Христос после Своего крещения был сорок дней в пустыне, «искушаем от диавола». Диавол задал Ему три вопроса, вернее, сделал три предложения. Мы сегодня не будем касаться ни сущности этих предложений, ни ответов на них; мы обратим внимание только на один момент, на то, какое одно слово говорил Господь перед каждым ответом. А говорил Он: «написано…» или «сказано…». То есть Сам Бог, Чьим Духом через пророков было дано Священное Писание, подтверждает вечное значение этого Писания для успешной борьбы с диаволом.
Мы видим, что и сам диавол знает эту силу и даже иногда пытается использовать её, чтобы вернее погубить человека. Так, предложив Спасителю броситься с крыши храма. Он ссылается на девяностый псалом: «…ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею». Но Господь отвечает этому лукавому «знатоку» Писания: «Сказано: «не искушай Господа Бога твоего». То есть Бог, конечно, если что, – не даст преткнуться Своему избраннику; но специально бросаться с высоты, проверяя верность Божьего слова, недопустимо. И на все эти «написано» и «сказано» диаволу уже нечего отвечать, и он отлетает, как пух от ветра. Итак, Господь Своими ответами показывает, в чём наша сила против диавола, против его заманчивых, лукавых предложений. У нас всегда на готове должно быть слово из Писания, на все случаи жизни. «Написано», и это – последний суд, последняя, высшая инстанция.
Обратим внимание ещё и на то, что Господь не говорит: «написано тебе». Все Его ответы имеют смысл: написано Мне, как единственному человеку; и я должен делать это, независимо от того, делают ли другие то, что написано им… Например, в отношениях мужа и жены. Жене написано: «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как и Господу. Потому что муж есть глава жены, как Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф.5:22–23). А мужу заповедано ещё более трудное: «Мужья, любите своих жён, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё… Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя, ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как Господь Церковь». Поэтому как бы диавол ни искушал жену, дескать, муж твой не прав, сделай по-своему, – жена должна сказать: «написано: «повинуйтесь своим мужьям, как Господу». Послушайся ради Христа, уступи. Бог увидит твоё желание выполнить заповедь, и не останешься посрамлённой. И даже, если от твоего послушания будет неудача в делах, всё равно скажи: слава Богу, я сделала своё главное дело, выполнила заповедь, а удача или неудача, – всё от Господа!
А когда мужу диавол внушает требовать от жены покорности полицейскими мерами, то муж должен ответить: «написано: «любите своих жён, как свои тела». Ведь если, например, нога застряла, её не бьют, не отрывают, а наоборот: остановятся и освободят, да ещё чтобы боли не причинить. И руку больную не спешат отсечь, а ещё более заботятся о ней. И не напоминать друг другу о его обязанностях надо, а помогать их выполнять. И жена должна помочь мужу видеть в ней действительно его плоть, которая за ним, как нитка за иголкой. И муж должен помочь жене увидеть, что он действительно – глава, для которой равно значима боль их обоих; что действительно любит жену, как Христос – Церковь, будучи готов быть распятым за неё, и ради неё распять свой эгоизм.
Да, «тайна сия велика». Но ключ к ней всегда в твоих руках: несмотря ни на что, делай то, что именно тебе предписано Господом. А Он Сам сделает всё остальное.
О рабах и господах
Четверг
Однажды в синагоге Господь Иисус Христос, открыв книгу пророка Исаии, прочёл: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу». Прочитав это вслух, Он прибавил: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». А это было ещё только в начале земного служения Господа Иисуса. Но вот дело Его завершено, по всей земле проповедуется имя Христово, и вдруг – ученик Христов не только не выпускает на свободу рабов, но ещё и побуждает их повиноваться господам, и даже не как раньше, «не с видимою только услужливостью, как человекоугодники», но «со страхом и трепетом, … как Христу». И не только власть господ над рабами, но и власть мужа над женой Апостол усиливает, повелевая: «жена да боится своего мужа».
Но Господь же своим ученикам прямо говорил: «В мире будете иметь скорбь» (Ин.16:33). А когда «некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство», Господь ответил: «кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лк.12:13–14). Насчёт же всякого насильственного передела Он говорил: «Все, взявшие меч, мечём погибнут» (Мф.26:52).
Ведь тяжесть любых социальных связей со временем смягчается привычкой. И когда какой-нибудь «заступник народный» начинает с плеча рубить эти узлы, то – всё обнажается и обостряется, на каждом конце возникает по новому узлу, и часто это последнее бывает хуже первого. Господь же, не трогая существа социальных отношений, просто бросает в каждую из сторон семя своего учения. Причём, одно говорит господам, другое – подвластным; одно – мужу, другое – жене; одно – родителям, другое – детям. Чтобы каждое поле постепенно принесло плоды на общую пользу. Ведь сказано, что «любящим Бога … всё содействует ко благу» (Рим.8:28). Господь и хочет, чтобы всякий христианин извлёк предельную пользу из своего социального положения. Рабам слово Божие повелевает подчиняться господам, «как Христу», потому что смирение пред видимой человеческой рукой помогает смириться пред видимой рукой Божьей, чтобы потом в рабстве ли, в свободе ли, – острее чувствовать над собой Божественную власть.
Но и господину, уверовавшему во Христа, Апостол не предписывает тут же отпустить на волю рабов. Потому что это значит – одновременно и снять с себя ответственность за них. кто долго был рабом, тот долго среди свободных людей с сожалением вспоминает минувшие времена, как вышедшие из рабства евреи ещё вспоминали ту относительную стабильность, к которой они привыкли в Египте. Поэтому Апостол указывает господам активный, творческий путь: «И вы, господа, поступайте с ними, также умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия». То есть и в рабах Апостол старается воспитать чувство подвластности Небесному Господу, и в земных господах – чувство причастности милосердию и любви Небесного Отца. Так же и мужу, так же и жене. Так же и детям: «Дети, повинуйтесь своим родителям, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца твоего и мать», это – первая заповедь с обетованием: «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». А родителям сказано: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших», а в послании к Колосянам прибавлено: «…дабы они не унывали» (Кол.3:21), «но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». И, конечно же, не просто словесным наставлением, но своей жизнью, своим примером.
На жизненных ситуациях царства земного Господь хочет вырастить граждан Царствия Небесного, чтобы нам войти в истинную свободу жителей этого Царствия, чтобы уже ничто не могло поработить вас, боящихся только своего Господа и служащих только Ему одному.
О разных молитвах
Пятница
Часто возникают споры: как лучше молиться? Апостол Павел отвечает: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом…» Есть у нас и книга псалмов Давида; есть и молитва «Отче наш», которую дал Сам Господь; есть и краткие молитвы разных людей, которые Господь одобрил и на которые ответил, например, молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк.18:13), или – «Верую, Господи, помоги моему неверию» (Мк.9:24); есть у нас и молитвенные правила, связанные с именами, например, Василия Великого или Иоанна Златоуста. Есть и древние церковные чинопоследования, есть и более поздние каноны, и акафисты. Есть, наконец, общепринятые краткие призывания: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» или просто: «Господи, помилуй!» А также – краткие молитвенные призывания Божьей Матери и других святых. Сказав «всякую молитвою», Апостол не запретил, конечно, молиться и своими словами. Но для православного сознания свойственна смиренная готовность учиться молитве. Ведь именно от гордости не любит человек наши духоносные молитвенные правила, дескать я сам умею! Или – от ещё неискоренённого язычества: быстро оттараторить положенное и, наконец, перейти к самому главному: «Господи! дай моему сыну поступить в институт! Господи! дай ему благополучно жениться и устроить свои дела!» И тому подобное…
А смирённый понимает, что всему надо учиться: и как вести себя в обществе, и тем более – как говорить с Богом, как к нему обращаться, за что благодарить и о чём просить. Не зря же Господь удовлетворил просьбу учеников – научиться их молиться, – дав «готовую» молитву «Отче наш».
А что касается протяжённости и краткости, то – не всякий имеет такую святую простоту, такое совершенство, чтобы вложить всю душу в простое «Господи, помилуй!» Душа начинающего ещё не организована, многосложна, и протяжённые молитвы позволяют подробно задеть каждый уголок души, припомнить каждый грех, выразить разные благие движения сердца. Со временем же душа меняется. Преподобный Амвросий Оптинский в старости на вопрос, какое у него молитвенное правило, отвечал: «раньше много у меня было правил, а теперь – одно: Господе Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!»
Так что всякой молитвой надо молиться: и пространной, чтобы охватить все уголки души, и краткой, пытаясь всю душу собрать в несколько слов. Главное – чтобы «со всяким постоянством», и обязательно с «молением о всех святых», помня, что я не один, но есть – мы, вся Церковь (Отче наш…), и – не только словами, но – «духом», чтобы молитва исходила из сердца.
Можем молиться и о послаблениях в земной жизни, и о избавлении от страданий, в чём Сам Господь подал пример. Он знал, что пришёл испить Свою Чашу, и всё же молился Отцу накануне: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия!» Но, главное, чтобы наше прошение мы заканчивали, как и Он: «…, впрочем, не как Я хочу, но как Ты».
И ещё важно при самых усердных молитвах всё же не на себя надеяться, дескать вот, я помолился, и Господь дал мне! Но – на молитвы наших братьев о нас. Ведь и сам великий труженик, и молитвенник апостол Павел при всяком случае смиренно просил всех молиться «и о мне, дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, … дабы я смело проповедовал, как мне должно».
О радостном утре
Суббота
В пятнадцатой главе Первого послания к Коринфянам апостол Павел обличает тех, которые, хотя и считали себя христианами, но не верили в грядущее воскресение всех умерших. И сначала он пишет о воскресении Самого Господа Иисуса. Ведь факт, что «Христос умер за грехи наши, … что Он погребён был, и что воскрес в третий день», – подтверждается многими свидетелями: воскресший Христос Сам «явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых…» (1Кор.15:3–6). А грядущее всеобщее воскресения, это как раз то, ради чего Христос и умер, и воскрес. И если этого не будет, «то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. При том мы оказались бы лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают» (1Кор.15:13–15). Апостол говорит и о логичности, и о нравственной необходимости воскресения; а потом обращается и к самым пытливым, которые дерзновенно интересуются подробностями, мол, а как именно все это произойдёт?.. Таковым Апостол говорит: «Безрассудный!..» И как же не безрассудный, когда думаешь, что всё понять, вместить, представить себе?! Ты допытываешься о том, какою будет воскресшая плоть, – но разве ты уже разобрался с той обычной плотью, в которой существуешь и ты, и то, что вокруг тебя? «Безрассудный! то, что ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог даёт ему тело, как хочет, и каждому семени своё тело». И действительно, мы сеем именно «голое» зерно; мы сеем из года в год, и знаем, что вырастет из посеянного. Но ведь если бы любое зерно попало в наши руки впервые, то никто из людей не мог бы не то, что предсказать, что именно из него вырастет, но и вообще не мог бы сказать, что это такое. Потому что тело этому зерну, способность расти и плодоносить даёт Сам Бог, даёт «как хочет, и каждому семени своё тело» (1Кор.15:38). Так и в растительном мире, так и – в животном, и в человеческом, ибо «не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц». И так не только на земле, но и на видимом небе, ибо «есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная земных; иная слава солнца, иная слава луны, иная звёзд; и звезда от звезды разнится в славе».
Тайна нынешней плоти ничуть не меньше, чем тайна будущей. Но одно их объединяет: и в том, и в другом случае – «сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт во славе; сеется в немощи, восстаёт в силе». Мы знаем, что тления, немощи и уничижения не избежать никому. Но мы верим, что, силою Воскресшего Христа, это – единственный путь к нетлению, славе и силе. «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного».
А пока перед нами лишь могилы, да могилы. Но когда мы посещаем их, особенно, как в последнее время вошло в обычай, – на Пасху, – то даже неверующие испытывают кроме грусти какую-то торжественность и праздничность. Мы идём, как только что засеянное поле. Всё сокрыто в земле – в тлении, в уничижении, в немощи, и всё кажется мёртвым. Но в воздухе всё сильнее чувствуется весна. И в душе оживают слова, что так часто писали на могильных плитах и в которых заключена абсолютная правда, глубокая вера и глубокая нежность: «Покойся, милый прах, до радостного утра!»
О неоскудевающей руке
Неделя 18
Побуждая христиан давать милостыню, Апостол открывает такую закономерность: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро и пожнёт». И указывает на Того, Кто Сам лично заботится, чтобы щедро сеющий получал достойную жатву: «Бог силён обогатить вас всякою благодатью». А насколько Он действительно «силён», видим хотя бы из сегодняшнего Евангелия.
Однажды, ещё в самом начале Своего земного служения Господь пришёл на берег Геннисаретского озера. Народ теснил Его, а у берега стояли лодки. Господь вошёл в лодку Симона-Петра, велел немного отплыть от берега и стал учить из лодки. «Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова». Это было время дня, когда рыба в тех местах не ловится. А они и в ночное, благоприятное время ничего не поймали. «Но по слову Твоему, – говорит Петр, – закину сеть». И они тут же «поймали великое множество рыбы». Как из рога изобилия эта рыба хлынула из бездны, и сети прорывались, и даже в четвером, позвав товарищей, не могли справиться, так что и лодки их начали тонуть…
И этот рог изобилия может по воле Божией открыться в любое время, в любом месте. Ведь Бог среди нас. И многие могли бы рассказать и о чудесах в своей жизни, и о том, как щедро посеянное приносило богатые плоды. Бог же, по словам апостола, хочет, «чтобы вы, всегда и во всём имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело».
А самое первое доброе дело – это знать Господа Бога и во всём видеть Его промыслительную руку. Те иудеи, которые после чудесного насыщения пятью хлебами, толпой хлынули за Иисусом, сделали это «не потому, что видели чудеса, а потому, что ели хлеб и насытились» (Ин.6:26). А Петр, забыв о рыбе, в ужасе «припал к коленам Иисуса и сказал: «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». И когда Господь сказал ему: «не бойся; отныне будешь ловить человеков», то Симон и его друзья, «вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним». И в конце концов получили ни много ни мало, – ключи от Царствия Небесного (Мф.16:19).
Так что если хочешь пожать богатую жатву, то, как сказано, сей щедро, отдай, иногда даже последнее, как та евангельская вдова, и вручи себя в руки Божии, покажи, что всецело надеешься на Него. А когда будет богатая жатва, то поступи хоть в какой-то мере, как Петр, посвяти Богу хотя бы начатки твоих доходов, чтобы рука Божия не оскудевала для тебя, и чтобы ты всегда со священным ужасом чувствовал её рядом.
А если просишь богатства ради самого же богатства, то и тут Господь может уступить твоей упорной воле, но получится – как у прихотливых израильтян, которым во время странствования надоела манна, и возжелали они мяса, и стали плакать и сетовать, и вспоминать, как они ели его в Египте. И тогда Господь сказал через Моисея: «так как вы плакали вслух Господа и говорили: кто накормит нас мясом? хорошо нам было в Египте», – то и даст вам Господь мясо и будете есть. Не один день будете есть, не два дня, не пять дней, не десять дней и не двадцать дней; но целый месяц, пока не пойдёт оно из ноздрей ваших, и не сделается для вас отвратительным, за то, что вы презрели Господа, Который среди вас…»