О воцерковлении12
И егда исполнишася дние очищения Ею, по закону Моисеову, вознесоста Отроча Иисуса во Иерусалим, поставити Его пред Господем (Лк. 2:23,24).
Богоматерь, чистейшая солнечного света, без сомнения, не имела нужды в очищении, определенном для обыкновенных матерей. Первенец Приснодевы Марии, рожденный прежде веков от Отца безначального, не подлежал закону о поставлении пред Господом первенцев израильских.
Нет, это не есть обыкновенное „очищениеˮ или посвящение Богу первенца: таинственный серафимский Угль, очистивший древле пророка Божия, приносится ныне славнейшею Серафимов, Богородицею13, как бы для предварительного поставления пред Господом в очистительную жертву за грехи людей, – прежде чем принесется Сам Он в жертву непорочную за мир, на жертвеннике крестном!
Что же значит убогая жертва, приносимая св. Обручником Пресвятой Девы, Иосифом, от лица Младенца Иисуса? „Супруг горличищˮ по гласу св. Церкви, „образует нескверную Церковьˮ Иудейскую „и от язычников новоизбранных людейˮ, имеющих соделаться достоянием Христа Спаса; „два голубиных птенца“ служат здесь как бы видимым знамением того, что Младенец Иисус есть „Начальник ветхого же и нового заветаˮ14 которого, „как супруг горлиц или двоица птенцов голубиныхˮ, сретают в иерусалимском храме „божественный старец, удостоившийся принять в свои объятья Свободителя душ наших, и целомудренная и преподобная Анна пророчица, священнолепно проповедающая всем Владыкуˮ Господа!15
Братья христиане! Как отрадно, как утешительно вспомнить нам ныне, что вся эта многознаменательная тайна сретения Господня повторяется, некоторым образом, в жизни каждого из нас! И наши матери, по примеру Пресвятой Богородицы (какая высокая честь для матери христианки!), в сороковой день по рождении, приходят в церковь для принятия очищения, и особенно для того, чтобы, по выражению св. Кирилла Иерусалимского16, „посвятить в дар Господу, как две горлицы, душу и телоˮ своего детища. Служитель алтаря Господня, подобно праведному Симеону, носившему на своих объятьях Божественного Младенца Иисуса, принимает на свои руки всякого четыредесятодневного младенца, „принесенногоˮ в церковь – „явитися всех Творцу и Владыке всесильномуˮ, поставляет его пред Господом и благословляет Бога молитвой Богоприимца.
И с этим действием соединено весьма важное событие в нашей жизни, – именно, окончательное „сопричтение к святому стаду словесных овец, нарицающихся именем Христаˮ17 – торжественное введение в святую Церковь, или одним словом „воцерковлениеˮ. Это событие столь важно в нашей жизни, что мы, во все течение ее, должны бы непрестанно памятовать о нем и воспоминать с глубокой благодарностью к Богу, как о великом и поучительном для нас благодеянии Божьем. Между тем, должно сознаться, весьма нередко мы совершенно забываем о нем, будто о неважном каком-нибудь обряде церковном, так что и самое наименование „воцерковленияˮ для многих невразумительно и малоизвестно!
Посвятим же несколько минут на то, чтобы утвердить в себе мысль о важности воцерковления, – воскресить в памяти самые действия этого священного обряда, и вместе вникнуть кратко в их значение, и наконец, заметить хотя некоторые назидательные истины, которым они поучают нас. Если когда, то особенно ныне, празднуя то евангельское событие, „егоже мы вернии подражание благодатью держимˮ именно в обряде воцерковления, прилично нам размыслить об этом предмете.
1. Господь Бог, создав человека, ввел его в рай сладости (Быт. 2:16). Так и после того, когда младенец возсозидается в бане пакибытия, во святом крещении, по благодати того же Бога, он вводится в „Церковьˮ, которая по словам святых Отцов, „есть живый, Богом насажденный на земле, райˮ. Как вы думаете, братья, не было ли важно для нашего праотца введение его в рай эдемский, – не памятовал ли он о нем во всю жизнь свою? Без всякого сомнения! Как же не считать нам весьма важным нашего введения в рай церковный, и как не благодарить Бога при каждом воспоминании об этом событии?
Посвящение Богу первенцев израильских было, в некотором смысле, памятником того, каким чудесным образом ввел Господь израильтян в землю обетованную (Исх. 13:11). Так и поставление пред Богом воцерковляемых младенцев, как духовных первенцев – возлюбленнейших чад Богу о Христе Иисусе, есть не только памятник, но и „начало вводитися в Церковьˮ, – в эту, по выражению святителя Димитрия Ростовского18, „обетованную землю, кипящую млеком и медом (Исх. 3:8), то есть обильную учениями Пророков, Апостолов и святых Отцов нашихˮ.
Крестившись в Моисея, в водах Чермного моря (1Кор.10:2), израильтяне сорок лет странствовали по пустыне, пока удостоились вступить в священное наследие обетований Божьих. А каждый из нас, братья, крестившись во имя Пресвятой Троицы, не далее, как чрез сорок дней после рождения, вступает в новоблагодатную землю – Церковь Божию, и сонм верующих уже спешит „радостно встретить новопросвещенного как брата, возвратившегося из дальнего странствованияˮ19. Не есть ли это видимый залог особеннейшего благоволения к нам Божия, и не тем ли более должно быть важно для нас вступление во святую Церковь?
Самое таинство святого крещения есть необходимое условие к принятию воцерковления, подобно тому, как и обрезание должно было запечатлеть всех, вступавших в землю обетованную (Нав. 5:3).
Посредством святого крещения, мы делаемся живыми членами „Церкви, сего таинственного тела Христова (Еф. 1:23)“, – по изречению св. Василия Великого20, – до бесконечности исполненного всех благ и благословенийˮ.
А через воцерковление вводимся как бы в действительное обладание21 теми небесными сокровищами, которыми изобилует святая Церковь!
Отсюда сама собой открывается важность священного обряда воцерковления. Но эта важность еще яснее откроется нам, когда обратим внимание на самые действия, из которых состоит воцерковление, и рассмотрим вкратце их значение.
2. Еще в притворе храма, мать с младенцем сретается священнослужителем. Еще здесь священник Божий принимает на руки новопросвещенного младенца, и таким образом он переходит из рук одной матери, родившей его по плоти, в объятия другой, „святой матери нашей Церквиˮ, возродившей его духовно в „крестительной купелиˮ: той матери, „которой глас, – яко глас горлицы, пекущейся о чадах; которой уста изливают миро апостольских учений; которой очи – вера истинная и надежда несомненная на Богаˮ – прозревают тайны мира невидимого; „которой руки искапают смирну благотворения и человеколюбия; которой два сосца суть два Завета, – ветхий, Пророками возвещаемый, и новый, Апостолами проповедуемый22ˮ, той матери, которая (по словам св. Киприана)23 „заключает в своих объятьях всех верующих, как бы одно единодушное телоˮ, точно так, как воцерковляемого младенца заключает в своих объятьях священнослужитель, – той матери – „Церквиˮ, которой если „кто не признает матерью, не может иметь Бога Отцом!ˮ Приняв младенца от матери на свои руки, служитель Церкви начертывает им пред вратами храма крест святой, как спасительное орудие, отверзшее врата рая, и возглашает: „воцерковляется раб Божий – во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.... ˮ Потом вводит его в храм, глаголя: внидет в дом Твой, поклонится, ко храму святому Твоему (Пс. 5:8). Таким образом, действием воцерковления, прежде всего отверзается человеку вход в святой храм, место особенного таинственного присутствия Бога триипостасного, где по преимуществу возвещается слово Божие, совершаются таинства и общественные молитвы.
Но тут же вводится новопросвещенный христианин и в таинственный дом Божий, яже есть Церковь Бога, жива (1Тим. 3:15), „которой основание – сам Христос, стены – закон Божий, столпы – Апостолы, евангелисты, учители, покров – Дух Святый“ (слова св.Димитрия Ростовского24). Для верующих нет другого дома, говорит св. Киприан25, кроме единой Церкви. О сем-то доме, о сей-то обители единомыслия предвозвестил Дух Святой в псалме: Бог вселяет единомысленныя в дома (Пс. 67:7), – в дом Божий, в Церковь Христову. Здесь же, при введении в храм видимый, вселяется новый член Церкви и в храм духовный, которого камение живо, все верующие (1Пет.2:5), наздани на основании апостол и пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу: о Немже всяко создание составляемо растет в Церковь святую о Господе, – в жилище Божие Духом (Еф. 2:20–22).
И вот, входит затем иерей Божий с воцерковляемым младенцем на средину храма, снова восклицает: „воцерковляется раб Божий...ˮ и присовокупляет: посреде Церкве воспоет Тя! (Пс. 21:23) Эти слова псалмопевца придают здесь особенное, высокое значение совершаемому при них священнодействию, – не только сами по себе, но и потому, что они прилагаются к тому Первородному, которого сам Бог Отец ввел некогда во вселенную, то есть – к самому Иисусу Христу: Святяй бо, говорит Апостол, и освящаемы от единаго вси: еяже ради вины не стыдится братию нарицати их, глаголя: возвещу имя Твое братии Моей, посреди Церкве воспою Тя (Евр.1:6, 2:11,12)... Этим действием воцерковления новорожденный поставляется среди сонма избранных Божиих, сынов новоблагодатного царствия, наследников Богу, сонаследников Христу, – поставляется среди них, как среди братий и присных по вере, для того, чтобы вместе с ними и, с ополчающимися окрест их (Пс. 33:8), ликами безплотных певцов, славил и воспевал он Господа и Бога, дондеже есть (Пс. 145:2), – дотоле, пока эти временные славословия, или прославления Бога в душах и телесех (1Кор. 6:20), не заменятся (по выражению св. Григория Богослова)26 как „предначинательный гимн, будущими“, вечными, небесными, „хвалебными песнопениями!ˮ
Наконец, вводит служитель Божий новопросвещенного младенца пред двери алтаря, и в третий раз возглашает: „воцерковляется раб Божий…ˮ И вводит его „во святый жертвенникˮ, – самый алтарь святой, если младенец мужского пола, или – до царских врат, если женского (так как совершение церковного богослужения возлагается собственно только на мужей: 1Кор. 11:4, 14:34,35). Этим действием воцерковления новопросвещенный некоторым образом сопричисляется к сонму самих священнослужителей. Здесь-тο особенно открывается, что все верующие – святительство свято, царское священие (1Пет. 2:5,9), – все, в духовном смысле, цари и иереи Богови (Откр. 5:10).
Но предстание новопросвещенного младенца алтарю имеет еще и особенное значение. „То, что ты прямо после крещения должен будешь предстать пред великим жертвенником, – говорит св. Григорий Богослов27 – есть предъизображение будущей славы“, имеющей открыться на небеси, в жизни будущего века. Итак, являясь во святый алтарь, как в самое небо, новопросвещенный христианин как бы предначинательно приступает к Иерусалиму небесному, и тмам Ангелов, торжеству, и Церкви первородных, на небесех написанных, и Судии всех Богу, и духом праведник совершенных (Евр. 12:22)... Здесь как бы показывается человеку, куда наконец имеет привести его руководство Церкви, сущей на земле!
Взглянем еще раз мысленно на служителя Церкви святой, сохранно носящего на своих руках воцерковляемого младенца, и постепенно переходящего с ним из одной части храма к другой, имеющей высшее назначение и знаменование. Это живое изображение того, как святая Церковь, подобно заботливой матери, как бы носит на руках своих каждого человека, – возводит его от силы в силу, преобразует от славы в славу, – дотоле пока не введет его, как любимое, покорное ей, чадо в небесное Святое святых, пока не дарует ему Господь – взирать откровенным лицом славу Господню (2Кор. 3:18), в Церкви торжествующей, на небесах! С другой стороны, поучительно для нас то, что священник, при воцерковлении, почти не останавливается с младенцем на одном месте, но все стремится вперед.... Не ясно ли представляется чрез это воцерковляемому, что он делается членом Церкви воинствующей, – что мы, верующие, не имамы зде пребывающего града, но грядущего взыскуем (Евр.13:14), и потому должны, забывая задняя, непрестанно простираться в предняя, со усердием гоня к почести вышнего звания Божия о Христе Иисусе (Фил. 3:13,14)?...
Когда новорожденный и нововозрожденный удостоился поклониться алтарю Господню, над ним уже совершено воцерковление: он уже окончательно „сопричтен к Божьему, святому стаду словесных овец, которым принадлежит наследие небесного царствияˮ; и тогда-то уже священник, принося благодарение и хвалу Богу, возглашает песнь Богоприимца. И эта песнь имеет здесь особенное значение:
„Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миромˮ, – говорит иерей от лица воцерковленного, и как бы такие слова влагает ему в уста: «яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей (Лк. 2:29), а путь и средства к достижению сего спасения предоставил единой, святой, православной Церкви, да в ней, якоже во дни Ноевы в ковчеге, обрящем единственно верное пристанище28 – от потопления в волнах житейского моря, воздвигаемого напастей бурею! Со вступлением в сию священную ограду святой православной Церкви, открывается очам моим и истинный свет, воссиявший с небесе во откровение Тебе, истинного Бога, всем племенам и языкам. Ибо, „святая Церковьˮ Твоя, Господи, „есть светило, по всему земному кругу распространяющее лучи свои, – седмисвещный светильник, сияющийˮ светом Твоим, „светом Христовым; и потому, удаляющиеся от ее учения, поистине, подобны слепым, коих водят слепые же: всегда ища и никогда не находя истины, они впадут в яму, изрытую их невежеством!ˮ29 – Здесь, и только здесь, в недрах святой православной Церкви, возмогу зреть и славу людей Твоих, нового Израиля, – в недрах той Церкви, которую Ты, Христе, до того возлюбил, что Себе предал за нее, да представишь ее Себе славну Церковь (Еф.5:27), – той „Церкви, которая Тебе, Спасителю нашему обручена, Ангелами почтена, Пророками украшена, Апостолами прославлена, Мучениками и Исповедниками вознесена, ей же Ты, Господи, небесный чертог уготовал!30 О, благословен буди, Господи Боже, сподобивший меня узреть стол дивную славу нового Израиля, свет небесный и спасение Твое! Отныне одного только осталось мне желать: чтобы и при моей кончине, засыпая сном блаженным в объятьях матери Церкви, мог я столь же радостно, как и при самом начале дней моих, воскликнуть: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром!»
Благословив Бога молитвой святого и праведного Симеона, и тем как бы запечатлев священный обряд воцерковления, священник уже не возвращает воцерковленного младенца в руки матери (или восприемника), а „полагает его при дверях жертвенника“, пред Царскими вратами. Это значит, что отныне он уже есть достояние Церкви: троекратным действием воцерковления, при входе из притвора храма в самый храм, посреди церкви, и наконец, в алтаре, – посвящены на служение триединому Богу, под руководством Церкви, все три части его существа – дух, душа и тело. Телу – по преимуществу – принадлежит поклонение Богу, «богослужение внешнее: внидет в дом Твой, поклонится ко храму святому Твоему (Пс.5:8); душе – воспевание, или прославление Бога (Пс. 33:3, 103:1, 145:1): воспоет Тя; духу – служение Богу, принесение духовных жертв: духом горяще, Господеви работающе (Рим. 12:11)31! Об этом мы должны, братья, памятовать во всю жизнь. Этого, в особенности, не должны забывать родители при воспитании своих детей.
3. Нам остается еще, братья, заметить хотя некоторые назидательные истины, внушаемые нам уже предложенным размышлением, как о важности воцерковления, так и о значении действий, совершаемых в этом священном обряде.
Посредством воцерковления, мы вводимся во святую православную Церковь, как в рай земной. Вместе с этим внушается нам заповедь, весьма соответствующая той заповеди, которую получили наши прародители, как скоро поселились в раю эдемском. „Церковь подобно раю насаждена в этом мире“, говорит св. Ириней32. „Посему-то, от всякого древа райского вкушайте, говорит Дух Божий (Быт. 2:16), то есть, вкушайте от всего Божественного Писания; но не вкушайте от гордого разума, и даже не прикасайтесь никакому разномыслию еретиков. (Ибо они уверены, что сами имеют познание добра и зла и возносятся гордым своим помыслом выше Бога, сотворившего их). Не мудрствуйте паче, еже подобает мудрствовати (Рим. 12:3), дабы не быть вам изгнанными из рая жизни, в который Господь, возглавивший в Себе все, что на небе и на земле (Еф. 1:10), – ввел истинных последователей Своихˮ. Или иначе, мы должны помнить, что со вступлением в Церковь, мы посвятили премудрому Богу свой разум, который, в делах веры, непременно обязан, пленяясь в послушание Христово (2Кор. 10:5), подчиняться руководству Церкви Христовой!
Через воцерковление мы вступаем в Божию Церковь, как в обетованную землю, кипящую млеком и медом (Иез. 20:6), то есть обилующую Божественными писаниями. Возлюбим же, братья, всем сердцем, яко новорожденные младенцы, словесное и нелестное млеко – учение святой православной Церкви, яко да о нем возрастем во спасение (1Пет. 2:2). Истинные и оправданные судьбы Господни, открываемые нам св. Церковью, да будут для нас слаждша паче меда и сота (Пс. 18:10,11)!
Чрез воцерковление мы введены как бы в действительное обладание теми совершенными дарами, сходящими свыше(Иак.1:17), которыми от Отца щедрот облагодатствована Церковь Христова. И здесь-тο наше сердце, жаждущее блаженства, может и должно находить удовлетворение своей неутолимой жажды. О, если бы наша душа была открыта для всех впечатлений, какие старается производить в нас святая Церковь! Тогда мы опытно познали бы, сколь честная и великая обетования даровашася нам (2Петр. 1:4); – тогда мы, истинно, вкушали бы те блага, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1Кор. 2:9)!
При воцерковлении, святая Церковь, как „матьˮ, воспринимает нас в свои объятья, и, конечно, ни одна из земных матерей не печется о своем любимом детище с такой нежной заботливостью, с какой матерь-Церковь, во все течение нашей жизни, от колыбели до гроба, печется о каждом из нас, устрояя наше временное и вечное благо! Возлюбим же святую матерь нашу – Церковь тою же, или еще большею любовью, нежели какова бывает любовь добрых детей к родной матери! Пребудем послушны ей во всем. Не скроем от нее ни наших радостей, ни наших печалей и скорбей. Всякую радость нашу она соделает радостию святою, печаль – печалию по Бозе (2Кор. 7:10), и в скорбях утешит нас, якоже аще кого мати утешает (Ис. 66:13), или еще более! – Впадет ли кто из нас в некое прегрешение? У матери-Церкви готово прощение от Господа: не умедлим испросить его! Внушит ли нам Бог предпринять какое-нибудь доброе дело? Поспешим принять из ее матерних рук благословение Господне! – Словом, будем всегда и во всем держаться материнского руководства Церкви подобно тому, как дитя не желало бы отстать от своей доброй матери ни на один шаг!
Действием воцерковления нам открыт вход во святой храм, – в сии возлюбленные селения Господа сил, Царя нашего и Бога (Пс.83:2) нашего! Вожделенно для всякого подданного иметь свободный доступ в чертоги Царя земного: но несравненно вожделеннее право посещать святой храм, посвященный страшному и славному имени Царя небесного. Не престанем же, братья, со всевозможным тщанием, пользоваться столь высоким преимуществом! Сердце наше и плоть наша да возрадуются о Бозе живе, и да возвеселимся о рекших: в дом Господень пойдем (Пс. 83:3, 121:1)!
Действием воцерковления мы поставлены, братья, среди сонма избранных Божиих. Не забудем же, что мы сожители святым и присные Богу (Еф. 2:19); будем и сами святи во всем житии, по звавшему нас Святому (1Пет. 1:15): потщимся известно наше звание и избрание творити (2Пет. 1:10), терпяще друг друга любовью, тщащеся блюсти единение духа в союзе мира (Еф.4:2,3)!
Действием воцерковления мы удостоились предстать и поклониться самому алтарю Господню, и чрез то некоторым образом сопричислены к сонму священнослужителей Божьих! Не престанем же, во всю жизнь свою, возносить жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом (1Пет. 2:5)! Принесем в жертву Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно (Пс. 50:19). Представим и телеса наша жертву живу, святу, благоугодну Богови (Рим. 12:1). Да исправится молитва наша яко кадило (Пс. 140:2), молитва не только за себя, но и друг за друга (Иак. 5:16). Принесем выну жертву хваления и воскликновения Богу, – плод устен, исповедающихся имени Его (Евр. 13:15. – Пс. 26:6)! Не забудем благотворения и общения, как таких жертв, которыми преимущественно благоугождается Бог (Евр. 13:16)! Сии-то и подобные духовные жертвы обязаны мы приносить Господу Богу, как иереи Божьи, в духовном смысле!
Мы предстали некогда, при воцерковлении пред великим, святым и пренебесным жертвенником и „в предъизображение будущей, небесной славы!“ Будем же непрестанно содержать в уме и сердце, что наше истинное, нескончаемое житие – на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 3:20)!
Наконец, мы заметили, что самый внешний, так сказать, образ совершения воцерковления, этого торжественного вступления нашего в недра святой православной Церкви, живо представляет нам, что мы (доколе живем на земле) – члены Церкви воинствующей, что мы странники и пришельцы (1Пет. 2:11), и не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем (Евр. 13:14). Будем же неослабно подвизаться добрым подвигом веры (1Тим. 6:12), яко добрые воины Иисус Христовы (2Тим. 2:3). Не пощадим никаких трудов и усилий для того, чтобы с каждым днем и часом – по мыслям, чувствам, желаниям, действиям – становиться все ближе и ближе к нашему горнему отечеству.
Возлюбленные братья-христиане! Не употребим во зло столь многоразличных средств к нашему спасению, открытых для нас в Церкви Христовой, к которой, по особенному благоволению к нам Божию, мы сопричислены; воспользуемся, сколько вместить можем, теми неоцененными благами, к обладанию которыми открыло нам вход святое крещение и последовавшее за ним священное воцерковление!
Если воспользуемся, как должно, то всеблагой Господь и глава Церкви удостоит нас некогда нового, блаженнейшего „воцерковления“, вожделеннейшего введения в Церковь, вечно торжествующую на небеси: сице бо обильно преподается нам вход в вечное царство Господа нашего и Спаса Иисуса Христа (2Пет. 1:11).
О, да сподобит нас сего блаженства благодать и человеколюбие Спасителя нашего, по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и всей святой, земной и небесной, Церкви! Аминь.
* * *
Слово на Сретение Господне, сказанное в Академической церкви, февр. 2. 1846. г.
См. на Сретение парем. 2. Кан. Песн. 5. тр. 3 и др. Молит. 4 в 40 день.
На стих., ст. 4.
Песн. 9., тр. 1. 3
В беседе на Срет.
Мол. 4 в 40 день
Четьи-Мин. июль
Златоуст «О чтении Св.Писания»
В бес. на псал. 44
Воск.чтен. г.VI. стр.363
Четьи-мин. Июль, 7
О единстве Церкви
Сочин. Ч.2. стр.166
О единстве Церкви
Об обрядах после крещения – соответствующих нынешнему воцерковлению
В Слове о крещении
См. св. Димитрия Ростовск., Роз. Стр., 557, св. Кипр. О единстве Церкви
Св. Ирин. Кн. V. Гл.20
Свт. Димитрия Рост. Соч. ч. 2. Стр.116
Кстати заметим здесь, что по некоторым древним, Греческим требникам (см. Гоара Евхолог.), иерей, входя с младенцем в алтарь, должен говорить: Господу единому послужиши; и притом входит туда со светильником, который, по изъяснению св. Григория Богослова (сл. о крещ.), «служит символом тех свещ, с которыми мы сретим Господа».
Кн. V, гл. 20.