§ 43. Краткие замечания по содержанию возражений
против необходимости и действительности промысла
Учение откровения о промысле Божием встречает возражения как в отношении его необходимости, так и касательно его действительности.
Но необходимость промысла Божия предполагается самым понятием о мире. Как ограниченный, не самобытный, он нуждается в постоянной поддержке того Существа, Которое вызвало его из небытия к бытию.
Отрицание действительности промысла Божия опирается на существование зла в мире, на факте страданий праведников и благоденствия грешников.
Если Бог святой и благий, говорят, управляет миром, то как согласить с понятием о святости и благости Мироправителя существование зла в мире? Как согласить с понятием о праведности Его неравенство жребиев человеческих, страданий праведников, благоденствие грешников?
Бьтие в мире зла нравственного не противоречит святости Бога, Владыки и Правителя мира, потому что зло имеет свое начало не в силе Божией, а в злоупотреблении свободы человеческой. Божественное всемогущество не уничтожает этой свободы, потому что она составляет существенное достоинство разумных тварей. Впрочем, Бог, не уничтожая свободы, или ограничивает её злоупотребление, отнимая у человека средства к исполнению злых намерений (Пс.32:10), или самое её злоупотребление обращает к добрым целям, как, напр., видно из истории Иосифа.
Что касается до вопроса: отчего праведники часто бедствуют на земле, а грешники благоденствуют, и пользуются дарами счастья, на это должно заметить:
1) Мы часто ошибаемся в своих суждениях о людях добродетельных и людях порочных, потому что о тех и других судим по одной наружности, будучи не в состоянии проникнуть в их сердце и знает тайные дела и Один Господь может безошибочно судить, кто истинно праведные и кто грешные.
2) Часто также мы ошибаемся в своих суждениях о счастье или несчастье наших ближних. Счастливым называем какого-либо грешника потому только, что он богат, пользуется почестями и удовольствиями, хотя втайне, быть может, он терпит величайшие бедствия семейные, терзается мучениями совести и т. п. Несчастным, напротив, называем какого-либо праведника потому, что он беден, не удостаивается мирских почестей, не наслаждается удовольствиями, тогда как душа истинного праведника вовсе и не жаждет земных благ, а истинное счастье для него заключается в сознании своей правоты и в надежде удостоиться вечно блаженной жизни за гробом.
3) Если Бог действительно попускает нередко людям благочестивым терпеть на земле бедствия, то это для их же пользы: посреди бедствия и скорбей душа праведника очищается, как «злато в горниле“ (1Пет.1:6:7).
4) Если, с другой стороны, Бог часто ущедряет дарами счастья людей порочных, то и это с благою целью. Своими благодеяниями грешникам Он хочет согреть их холодное сердце, хочет тронуть их Своею отеческою любовью, хочет «побидить благим злое» (Рим.12: 21).
5) Настоящая жизнь есть только время подвигов, как для праведников, так и для грешников, а воздаяние должно быть уже по окончании подвигов. Оно и будет в жизни загробной, где «праведники просеяют, яко солнце, в царствии Отца их» (Мф.13:43), а грешники предадутся «во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его» (Мф. 25: 41).