Источник

§ 44. Падение в мире ангельском

По учению св. писания высший и первый из всех ангелов отпал от Бога и через это сделался злым и в своей вражде против Бога настолько утвердился, что сталь уже неспособен к исправлению. Вместе с высшим ангелом пали и некоторые подчиненные ему духи.

Что же было побуждением к падению духа? Ясного указания на это нет в св. писании, но можно только заключать об нём на основании слов ап. Павла (в 6 ст. 3 гл. 1-го посл.) к Тимофею. Ап. Павел говорит здесь, что епископ не должен быт из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Одинаковость осуждения предполагает одинаковость преступления. Если же епископ, поставленный из новообращенных, может подпасть одинаковому с диаволом осуждению за гордость, которая при этом может в нём возникнуть, то значить, и грех диавола, за который он, со своей стороны, подпал осуждению, есть также гордость. Таким образом, побуждением к падению диавола, как можно заключать из указанного места посл. ап. Павла к Тимофею, была гордость, которая выразилась, вероятно, в недовольстве диавола своим состоянием и в высокомерном желании сравняться с самим Богом. Что диавол пал по гордости, вследствие своего высокомерия, в этом уверяют нас также и св. отцы церкви.

Падшие духи образуют из себя особое царство (Апк. 11:18; Мф.12:26). Во главе его стоить высший падший ангел, называемый различными именами, как: сатана, т.е. льстец (Апк.12:9; Пар.22; Иов.2,7; Мф.4,10;12, 26), диавол, т.е. клеветник (Мф. 4:1:5: 8; 9: 34), противник (Мф 1:2:5:8; Иов.16:9), Велиар, т.е. гнусный (2Кор.6:15), Вельзевул, т.е. злодей (Еф.6:16; Лк.11:15:19), змей, дракон, отец лжи, (Ин.8:44) – и другими именами. Царство сатаны очень великое. В стране Гадаринской И. Христос изгнал из одного человека целый легион бесов (Лк. 8:10).

Царство сатаны стоит в непримиримой вражде к царству Божию (Быт.3:15; Еф.6:12; Кол 11:15); эта вражда к царству Божьему или добру и соединяет только злых духов в единодушном повиновении начальнику зла и делает из них тесно сплоченное против добра царство (Мф.12:26;25:41) Вся деятельность этого царства и заключается именно в этой упорной и ожесточенной борьбе с царством Божьим, воплощающим всякое в себе добро; задача его – дать торжество злу над добром, диаволу над Богом. По своей неустанной жажде зла, диавол, это – «лев рыкаяй, иский кого поглотити» (1Петр. 5: 8).

Бог ограничивал и ограничивает деятельность и власть диавола в его борьбе с добром различными способами, и главным образом чрез искупление людей при посредстве Господа нашего Христа (1Ин.3:8; Евр. 11: 14), отложив полное разругаете царства диавола до времени полного торжества добра над всяческим злом, т .е. до второго славного пришествия Сына Божия (Иуд.2: 11:2:4; Мф.25:41). Страшна и печальна доля диавола и слуг его: они и теперь уже трепещут в ожидании назначенной им ужасной участи по концу мира (Иуд. 6; 2: 11; 2:4; Иак. 11:19), – вечных мук, нескончаемого бытия, худшего самой смерти, и называемого собственно смертью (Апк. 20:10:14; Мф. 25: 41; Апк. 20:4:14).


Источник: Очерки православно-христианского вероучения : ученое руководство для 7-го класса гимназии / сост. свящ., законоучитель гимназии, Г. Орлов. – Москва : Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1914. – 146, IV с.

Комментарии для сайта Cackle