Источник

42. Не следует без нужды переходить с места на место.

(Из жизни преподобного Акакия. Пат. ч. 2, стр. 133 п 136).

Есть довольно людей, которые не любят жить на одном месте. Где ни побывают они, везде им кажется не хорошо. Там, якобы их спасению мешают, там оскорбляют, инде труд для них тяжел, в другом месте еще найдут что-нибудь неприятное для себя, и вот все перебегают с места на место и не дают покоя ни себе ни другим. Что сказать в назидание таковым? Да скажем то, что пусть они знают, что переходить без нужды с места на место учит нас враг нашего спасения дьявол и потому надобно жить не там, где хочется, а там, где Бог велел.

Раз преподобный Акакий, память коего бывает апреля 12-го, оставил место своего жительства и не знал, где найти по сердцу место со всеми условиями безмолвия и пустынной тишины. В это время напали на него мрачные помыслы. Один помысл увлекал его в прежнее место, а другой убееждал идти на какой-нибудь необитаемый остров, где бы никто не препятствовал его подвигам. В бурном смятении духа, не имея сил противостать нападениям сатаны, и не зная на что решиться, он сел на камень и погрузился в тихий сон: вдруг видит пред собою черного, чрезвычайно безобразного и страшного исполина. При виде его, спящий Акакий затрепетал, и слышит, что кто-то тихо говорит ему: „вот это сатана, решившийся уничтожить тебя.» От страха он тотчас пробудился и воскликнул: „горе мне! сатана хочет погубить меня!» После этого он поспешил к своему духовнику и по совету его поселился в скиту Кавсокаливском; где и подвизался двадцать лет (Пат. ч. 2, стр. 183–184).

Другой случай. Однажды тот же преподобный Акакий оставил свою келью и удалился в пещеру преподобного Афанасия. Раз стоя на молитве, он пришел в восторг, и видит преподобномученика Романа в белой одежде и неизреченном свете: лице его сияло краше солнца. Преподобный обрадовался видению страдальца; но тот, отвращаясь от старца, показывал вид неудовольствия на то, что этот оставил прежнюю пещеру... Напрасно старец просил прощения у святого Романа. Преподобномученик сделался невидим. Это устрашило преподобного. Он тогда же воротился в свою пещеру, где видел много раз преподобномученика в райской славе, и удостаивался сладкой с ним беседы. С тех пор он остался навсегда в сей пещере и проводил жизнь свою ангельски в алчбе, жажде и злостраданиях всякого рода (Пат. ч. 2, стр. 136).

Из этих случаев из жизни преподобнаго Акакия ясно, братья, что переходить с места на место без особенной нужды не следует. Да это и без примеров само по себе понятно. Мы бежим, например, с такого то места потому, что тут люди не хороши: ну, а в другом – разве Ангелы с нами будут? Конечно те же люди и с теми же недостатками, а может быть даже и с большими против людей, которые жили с нами на первом месте. Нам тяжело здесь? Но ведь, где ни живи, везде надобно трудиться, потому что человек осужден на труд; да если б и свободу от него нажил, то и тут не радуйся, потому что праздность есть мать всех пороков. В виду этого и необходимо вооружаться терпением и жить там, где живем постоянно, помышляя, что земля не рай, а изгнание из рая, и что на ней потому нигде совершенного покоя нет, а есть он лишь на небе у Господа. Аминь.


Источник: Поучения по руководству Патерика Печерского / Сост. прот. Виктор Гурьев. - Изд. Афон. Рус. Пантелеймонова монастыря. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, преемник И.С. Ефимов, 1912. - 162, II с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle