Источник

41. Урок от Святых, как должно заглаждать грехи свои

(Из жизни преподобномученика Макаря Нового (Пат. ч. 2, стр. 67 и

дал.), и из жизни преподобного Дамаскина (стр. 112–114).

Не только на обыкновенные, но часто даже и на смертные грехи мы вообще, братия, мало обращаем внимания и редко думаем о том, чтобы загладить их покаянием и доброделанием. От этого-то часто также и бывает, что многие из нас от своего невнимания все более и более впадают в глубину зол и в конце концов погибают. Хорошо ли это? Весьма худо. Ибо если и оскорбление обыкновенного человека нам не проходит безнаказанно, то может ли остаться безнаказанным оскорбление, содеянное Богу? Понятно нет, так как Он по слову Писания, поругаем не бывает, т.е. кощунства над Ним безнаказанно не оставит. Посему, зная это, и не будем нераскаянностью собирать себе гнев на день гнева и праведного Суда Божия, а напротив, согрешивши, скорее будем с мольбою о помиловании паки спешить к Богу и добрыми делами заглаждать свои прежние беззакония. Будем учиться у Святых. Как они в подобных случаях поступали? Они, как показывают примеры, иногда даже кровью искупали неправды свои и самоотвержение их при этом бывало изумительно. Из подобных примеров для нашего назидания возьмем два следующие:

„Блаженный Дамаскин, память коего св. Церковь совершает 18 ноября, родился в Галате Константинопольской от родителей благочестивых. Оставшись в отрочестве сиротою, он, без руководства и надзора родительского, вел себя безнравственно и, быв уличен турецким правительством в преступлении, для избежания наказания, отрекся от христианской веры. Достигши же совершенного возраста, он стал часто вспоминать об обетованиях Евангелия, о святости и чистоте христианской веры и, чувствуя в какую впал бездну погибели, отрекшись Христа, решился удалиться на Святую гору и там оплакивать свой тяжкий грех. Он пришёл в лавру св. Афанасия, двенадцать лет оплакивал свое падение, изнурял себя разными трудами подвижничества и безусловно следовал советам духовного своего старца, которому, по приходе, открыл несчастное свое положение, и всецело подчинился... Не смотря однако же на то, что своею святою жизнью превосходил многих тогдашнего времени иноков, не смотря на все свои труды и слезы, он считал свой грех столь тяжким, что никакие подвиги, казалось ему, не могли удовлетворить за него правде Божией. Одно, на чем успокаивалась мысль его, это – пострадать и умереть за Христа. И вот святой эту мысль и привел в исполнение. Он прибыл в Константинополь, открыто пред агарянами исповедал Христа, обличил неправоту их веры, и за это сначала подвергся побоям, а за тем принял и венец мученический, быв обезглавлен (Пат. ч. 2, стр. 112–116).

Другой пример не менее убедителен: св. преподобномученик Макарий, именуемый Новым, родился от родителей христиан, но отец его впрочем, когда Макарию было 18 лет, отрекся от веры Христовой и принял агарянскую. Раз, когда Макарий был в Бруссе, отец насильно повёл его в суд и там сказал, что сын его тоже дал обещание принять закон Магомета. Сколько святой ни утверждал что он никогда не давал такого обещания, все убеждения его оказались напрасны и он насильно был обрезан нечестивцами. После этого он скрылся на Афон и там 12-ть лет провёл в великих подвигах. Но мысль о том, что он хотя и невольно обрезан не давала ему покоя и он решился омыть невольный грех кровью. Макарий пришел в Бруссу, обличил нечестие агарян, поносил их за совершенное ими над ним насилие, исповедал пред всеми истину веры Христовой и за то сначала был подвергнут страшным пыткам и после оных усечен мечом (Пат. ч. 2. стр. 66–70).

Итак, вот как поступали истинные рабы Христовы! Они собственною кровью омыли себя и самою жизнью пожертвовали для того, чтобы примириться с Богом и совестью. Будем хотя сколько-нибудь подражать им и мы. Будем заботиться о том, чтобы освободиться от пагубного рабства и поспешим скорее свергнуть с себя узы греха, чтобы не погибнуть под сим бременем. Воспользуемся временем, которое Господь дает нам для нашего спасения и не станем отлагать исправления нашей жизни до будущего времени, помня, что в противном случае можем внезапно быть застигнутыми смертью и без покаяния отойти на суд Божий. Бдите, говорит Господь, не весте бо, когда Господь дому приидет, вечерь или полу нощи, или в петлоглашение, или утро; да не пришед внезапу, обрящет вы спяща (Мк. 18:35–36). Аминь.


Источник: Поучения по руководству Патерика Печерского / Сост. прот. Виктор Гурьев. - Изд. Афон. Рус. Пантелеймонова монастыря. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, преемник И.С. Ефимов, 1912. - 162, II с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle