38. Против человекоугодия
(Из жизни преподобного Нифонта, Патриарха Константинопольского.
Пат. ч. 2, стр. 16–25).
Часто, братья, из угождения людям мы нарушаем обязанности свои к Богу. Например, знаем, что ее следует потакать пороку, а из человекоугодия потакаем; знаем, что нужно спасать невинно страждущих от их сильных гонителей, а, из угождения или страха к последним, не спасаем; знаем, что законы Божеские должны исполнять более чем человеческие, а из человекоугодия не исполняем; предпочитаем последние первым и таким образом становимся служителями мира, а не Бога. Аще бо бых, говорит Апостол, человеком угождал, Христов раб не бых убо был (Гал. 1:10). Значит, если так поступать будем,–не спасемся. Скажете: „нельзя иначе, а то гонение претерпим. « Что ж из этого! Если вы истинные Богочтецы, то и терпите. Господь увидит правду вашу и гонение обратит вам во благо; с нарушающих же истину и с гонящих вас, не сомневайтесь, непременно взыщет и безнаказанными не оставит их.
Когда преподобный Нифонт, Патриарх Константинопольский, память коего св. церковь совершает 11 августа, был изгнан из Константинополя и сделался Архипастырем Валахии, то, в его управление Валахскою церковью, „некто – сановник Богдан, человек безнравственной жизни и дурного характера, за свои преступления подпал в своем отечестве под суд высшей власти. Чтоб избегнуть заслуженной казни, он скрылся и, оставив дом, жену и детей, пришёл в Валахию, имел случай воспользоваться вниманием господаря Радула, и так расположил его в свою пользу, что тот, оставив его при себе, вопреки канонов церковных и закона гражданского, решился выдать за него собственную свою сестру, хотя и знал, что Богдан женат и имеет семейство. Когда совершился противозаконный брак, действительная жена, узнав о том, написала письмо св. Нифонту, жалуясь и доказывая, что Богдан женат и имеет детей. Это дело огорчило кроткого Нифонта. Пригласив к себе Богдана, он передал ему жалобу жены его, и убеждал с своей стороны не расторгать уз законного брака. Безнравственный Богдан пришел в ярость, наговорил Святителю много грубостей и удалился от него с угрозами отмстить за себя и за свою честь, которую так чернит Нифонт, в угоду брошенной им жены. Чтоб достигнуть своей цели, он обратился к Радулу, горько жалуясь на блаженного Нифонта. Сам Нифонт явился к Господарю и, предъявляя письмо, которое писала к нему Богданова жена, просил не нарушать Божественных правил церкви. Вместо того, чтобы принять в уважение законные оправдания Святителя, Радул возражал, что люди мирские не могут безусловно следовать требованиям церковным. „Мое дело, отвечал Нифонт, строго следить за нравственностью паствы, и я свято исполняю мою обязанность. Для чего ж иначе, твоя светлость, и вызывал меня сюда, если не для того чтоб, не смотря на лицо, обличать неправду и беззаконие, и требовать от всех строгого хранения законоположений Церкви! Не свои собственные проповедую я вам законы, а законы Божественные, за которые готов положить мою душу. Если же вы не хотите слушать меня, я чист пред Богом!» Вслед за тем он оставил дворец и, пришедши в церковь, приказал созвать народ, преподал ему назидательное слово, потом, облачившись в святительские одежды, торжественно отлучил от церкви беззаконного Богдана с новою незаконною его женою, и всех участников преступного брака его. Наконец..., сложив с себя знаки первосвященнического достоинства, облобызал св. иконы и удалился из церкви (Аф. пат. ч. 2, стр. 16–18).
Чем же кончилось? Нифонт, удалившийся на Афонскую гору, чудесным образом (стр. 21) был прославлен Богом; а „Радула постигла неизлечимая болезнь; тело его закипело ранами и заразительный смрад их был до того невыносим, что никто не мог приблизиться к несчастному страдальцу. И в этом положении он скончался (ч. 2, стр. 25).
Какой же урок из этого мы возьмём для себя? Тот, что если, из угождения людям, нарушим законы Божеские, или из лести к порочным – обязанности благочестия, то за это непременно дадим ответ или даже, просто, будем осуждены на суде Божием. Так, Сам Спаситель об этом говорит: иже бо аще постыдится Меня и Моих словес в роде сем прелюбодейном и грешном, и Сын Человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми (Мк. 8:38). Будем же беречься порока человекоугодия, противного благочестию. Будем, пожалуй, и угождать людям, но только из любви к Богу–и столько, сколько согласно с этою любовью, а никак не в том, что противно заповедям Божиим. И во всяком случае не будем надеяться на людей более, нежели сколько можно; но будем всю свою надежду возлагать на Бога,–помня, что без этой надежды все безнадежно. Аминь.