29. К кому обращаться за помощью во время болезни?
От больного, чтобы ему исцелиться от болезни, требуются: во 1-х вера, как и сказал Господь исцеленной кровоточивой женщине: дерзай дщерь , вера твоя спасла тебя (Лук. 8:48); во 2-х, молитва к Богу, как и учит Сирах: сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу и Он исцелит тебя (Сир. 88, 9) и в 8-х, покаяние, как у того же Сираха читаем: чадо, в болезни твоей... отступи от прегрешения и от всякого греха очисти сердце твое (Сир. 88, 9–10). Итак, в Слове Божьем мы находим указания на веру, молитву и покаяние, как на действительные средства к получению облегчения от болезни. Но эти средства не единственные; есть еще и другие, которые, как показывают примеры, также действительны. Какие же эти средства?
Во 1-х молитва к Пресвятой Богородице. В житии св. Афанасия, Патриарха Константинопольского(пам. 28 окт.), пишется: „две монахини женского монастыря весьма тяжко и долго болели, так что наконец не в силах были выносить страдальческое свое положение. На пособия врачей уже не было надежды. Вследствие сего, послали они к св. Афанасию и умоляли его исходатайствовать им у Господа облегчение от болезни. Я желал бы, отвечал им святой, чтобы вы и еще потерпели временно, для принятия большей награды в вечности: но так как вам не достает терпения, то помолитесь в эту ночь Пресвятой Богородице, и завтра получите от Неё исцеление.» Слово святого Афанасия оправдалось. К утру больные благодатью Царицы Небесной исцелели (Афон. Пат. ч. 1, стр. 380).
Во 2-х, прикосновение к гробам святых угодников Божиих. В той обители, где был гроб св. Саввы, Архиепископа Сербского, жил один инок, по имени Неофит, много лет уже расслабленный, ползавший по земле на коленах и на руках. Он в царской обители питался милостынею и еще при жизни святого Саввы довольно получал ее. После перенесения мощей, пришедшие богомольцы однажды угостили убогого обильною трапезою и напоили вином, так что не мог он доползти до своей рогозины и остался в церковном притворе. Не помня сам себя, лег он на гробовой камень святого и заснул; но в полночь какой-то светлый муж разбудил его, и он, внезапно воспрянув с камня, стал на своих ногах и не понимал сам, что с ним было, – тот ли это Неофит, который дотоле ползал по земле. Обрадованный припал он ко гробу святого, и с благодарными слезами восхвалял Господа, Который вместо должного наказания за его дерзость, разрешил его узы. В таком положении исцеленного застал пономарь, пришедший зажигать кадила для утрени, и сперва принял его за ночного татя, хотевшего ограбить церковь. Неофит рассказал о явлении светлого мужа, который, прикоснувшись к нему жезлом, велел ему сойти с своего гроба; при этом он показал свои костыли и ремни, которыми были обвязаны его колена. Тогда пономарь уверился и поспешил возвестить об том архимандриту обители, а настоятель возвестил Кралю и Патриарху, и все прославили Богa (Афон. Пат. ч. 1, стр. 285–286).
В 3-х, хорошо, во время болезни, просить ходатайства пред Богом у людей святостью жизни отличающихся. Раз один афонский инок, много лет страдавший головною болью, пришел к преподобному Нифонту Афонскому (пам. июня 14) и, припадая к ногам его, умолял его о даровании исцеления. „Верую, святче,» говорил он, „что чего ни попросишь ты у Бога, дастся тебе.» – „Напротив, брат,"отве- чал преподобный: „я человек грешный, а грешного Бог не послушает. » Между тем больной, заливаясь слезами, не преставал припадать к стопам его и умолять об исцелении его от болезни. Тогда блаженный Нифонт, тронутый страдальческим положением брата, прочел молитву над головою больного, и больной почувствовал, что будто шум или сильный вихрь вылетал из головы его. Вслед за тем он исцелился и, славя Бога, возвратился в свое жилище, полный удивления и признательности к своему врачу (Афон. Пат. ч. 1, стр. 869).
В 4-х, наконец, из житий Святых узнаем, что помогают в болезнях: прикосновение к одеждам Святых, помазание священным елеем и изображение над больным знамения честного креста. „Один больной, ученик св. Афанасия, Патриарха Константинопольского, подошел к святому сзади, положил край одежды его на больное место и, по вере своей, мгновенно стал здоров (Пат. ч. 1, стр. 880). Один, бывший на Афоне, инок, по имени Марк, сильно разболелся. Преподобный Нифонт помазал его елеем от неугасимой лампады и Марк встал с болезненного одра (Пат. ч. 1, стр. 866). Один слепой, помазанный елеем из лампады святого Афанасия Афонского, получил прозрение; а один юноша, с верою помазавшись елеем из той же лампады, исцелился от проказы (Пат. ч. 1, стр. 119). Тот же св. Афанасий Афонский одного монаха, именем Феодора, страдавшего страшною болезнью – раком, исцелил только изображением на нем знамения честного креста (Пат. ч. 1, стр. 112); в другой раз одного брата лавры, именем Герасим, святой исцелил тем же знамением (Пат. ч. 1, стр. 118).
Видя отсюда благотворность во время болезней и этих средств, не забывайте и о них. Прибегайте с молитвою к Пресвятой Богородице, ибо Она есть первая Заступница и Ходатаица наша пред Богом и конечно нет прошения со стороны Ее, которого бы не исполнил для Нее Ее Божественный Сын. Молитесь и Святым, потому что они друзья Божии и, понятно, всегда также могут испросить у Бога благодать и милость всем нам. Помазуйтесь с верою священным елеем, ибо он есть знак милости Божией. Ограждайте, наконец, себя в болезни чаще с бла- гоговением знамением креста, ибо чрез крестные заслуги Сына Божия, по вере своей, всегда получите и облегчение и исцеление. Да, братья, и сила крестная в болезнях есть сила великая, ибо и сама св. Церковь нам говорит об этом. „Кресте», читаем в каноне кресту, „немощных здравие показался еси» (песнь 1); „ты болящих исцеление и заступление и воздвижение умерших всечестне» (песнь 3). Не забывайте же, братия, повторяем, и о сих средствах и в болезнях пользуйтесь ими во освящение ваше и исцеление. Аминь.