Раздел III. Догматические мысли в богослужении
Эти мысли очень богаты и многоразличны. Расскажу о них в некотором порядке; хотя в самом богослужении они разбросаны по разным местам: Церковь, ее авторы, не заботились об этом; потому что распорядок мыслей не имеет существенного значения для молитвы. Впрочем, иногда можно бы усмотреть некоторую связь, – и кое-где мы будем отмечать ее; но, вслед за Церковью, и не будем особенно заниматься этим.
ТАИНСТВО
Как и в других праздниках – и даже более, чем в некоторых, – Церковь зрит в Благовещении великую тайну для человеческого разума. И действительно! Как мы теперь привыкли к этим словам: воплощение, Богочеловек, Богородица, – что и не обращаем на них должного внимания; а произносим их, как нечто совершенно обыкновенное, как будто нам известное. Между тем событие вочеловечения, или воплощения, Бога столь чрезвычайно, что оно нам не только непостижимо, но должно даже ужасать! В самом деле. Бог, Существо превысшее, бестелесный Дух, притом – Пресвятая Троица Трех Ипостасей, или – Лиц, во Едином Существе, и прочее; и при всем нераздельном единстве Сын Божий воплощается; да еще – силою Божиею и нашествием Святого Духа; всё это – страшно и непостижимо!
Но Сам Воплотившийся открыто явил это, – утвердил и словом и фактом...
Это есть величайшее, преестественнейшее событие! Событие – со стороны Бога!
И притом – во утробе Пречистой Девы... И Она приняла это верою: «се раба Господня: буди Мне по глаголу твоему!» (Лк.1:38) – сказала Она архангелу Гавриилу...
Это – тоже величайшее, непостижимейшее чудо! Как человек мог согласиться на это Божественное изволение?! Какая нужна вера! Какая нужна мудрость, чтобы это не испытывать умом! Этого ранее никогда не бывало и впредь не будет! Одна во все веки веков Женщина сподобилась этой несказанной милости Божией! И согласилась на нее!
Это – непостижимое чудо со стороны человека! И если коснешься этого события, хотя краем ума, – приходишь в полное недоумение... Недаром в богослужебных песнопениях говорится: «Верою» разумеваемое; «непостижением... почитаемое» (пятница 5-й недели Великого поста, канон, песнь 9-я).
И, о, если бы мы – хоть осознали эту непостижимость! Тогда бы мы отчасти поняли, быть может, почему Церковь называет [так] событие Благовещения?! Но думается, что даже такое элементарное «познание» есть не столько дело нашего ума, сколько дар Божий, просвещение благодатию Святого Духа. Посему лучше перейдем к текстам богослужения.
«О чудесе!..» – поет на литийной «славе» великий Дамаскин: «...Бог в человецех! Невместимый в ложеснах! Безлетный в лето». И что – «преславнее»: «зачатие безсеменно! ...истощание (уничижение, умаление Бога) несказанно! И таинство елико (какое).
Бог бо (ибо) истощавается и воплощается, и зиждется... (творится)!»
«Непостижимое и несказанное чудо!» (праздник, утреня, седален). «Странное и неизреченное чудо!» (праздник, светилен). «В Тя» Господь «паче естества» вселися (предпразднество, канон, песнь 1-я, 3-й тропарь). «Глубино неудобозримая» (праздник, [на] «Господи, воззвах», [стихира] 1-я).
Таинство это было неведомо даже ангелам: «Сокровенное таинство, и ангелом неведомое» (предпразднество, [на] «Господи, воззвах», [стихира] 1-я), – так начинает Церковь славить в предпразднество; «Великое таинство, первее ангелом неведомое... единому уверися (доверено) тебе, Гаврииле...» (попразднество, [на] «Господи, воззвах», 10-я стихира).
ПРЕВЕЧНЫЙ СОВЕТ
Это таинство предрешено было еще прежде сотворения мира и человека; ибо Господь знал, что человек падет; и потому, еще ранее создания его, Бог измыслил план спасения чрез посольство Сына в мир, чрез воплощение Его.
Так именно и начинается первая стихира на «Господи, воззвах» в праздник: «Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста, Тебе лобзая (приветствуя) и вещая...»
«...Отец свыше благоволит, – и изменение (падшего человечества) общим творится советом...» («И ныне», стиховна праздника). «...Девича утроба Сына приемлет: Дух Святый низпосылается...» (там же).
«Пресущественное Слово, плотию вселися в Тя, Отчим советом, Богородице Дево, назда род, иже по (подобный) нам...» (хвалитны праздника).
Объявление этого решения, «прежде век определеннаго страшнаго таинства» было вверено архангелу Гавриилу (26 марта, канон, седален по 3-й песни); «таинство, древле прежде век предопределенное» в Пресвятой Троице, «явление начинает приимати» (предпразднество, канон, песнь 4-я, тропарь 1-й). Христос – «великаго Совета Ангел» (предпразднество, канон, песнь 5-я, тропарь 4-й).
БОГ СЛОВО – ЧЕЛОВЕК
Это изменение, исправление возлагается на второе Лицо Святой Троицы – Сына Божия. Причину этого избрания Церковь видит в том, что через Него был и создан человек; и потому Он же берет на Себя и дело воссоздания падшего Своего творения. И для этого Он прежде всего воплощается в человеческий образ.
Ангел «вопиет Тебе, Пресвятая: еже радуйся, уготовися словом, Бога Слова Твоими ложеснами прияти» (предпразднество, вечерня, [на] «Господи, воззвах», стихира 1-я).
«И раждающая явишися, от Отца прежде денницы возсиявшаго» (праздник, хвалитны, 3-я стихира).
«Зачнеши Сына, Адама древнейшаго, Творца веков...» (там же, стихира 1-я).
«В Тебе бо все исполнение (полнота) вселися Божества телесне, благоволением Отца присносущнаго и содейством Всесвятаго Духа» (праздник, лития, 3-я стихира). Эти слова, о вселении Божества телесно (реально, действительно), взяты из Послания к колоссянам (Кол. 2, 9–10).
И, исполнив все дело домостроительства, Христос, Сын Божий, «по (подобное) нам прием естество, к Себе возведе» (праздник, стиховна, «И ныне»).
Это соединение Божества с человечеством с того времени остается во Христе неизменным: «и мы радующеся вопием» Богородице: «из Нея воплотивыйся непреложно, Боже, мир мирови даруй...» (предпразднество, стиховна утрени, «И ныне»).
ВОССОЗДАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
План Божий состоял в том, чтобы возобновить, воссоздать падшее естество; для этого – и воплощение, и всё последующее за тем.
«Преклонив небеса (смирившись) Твоя, к нам сниди: престол уже уготовася Тебе, Слове, утроба Девича: на немже (котором) яко Царь крепчайший (сравнение с ослабевшим человеком) сед, воздвигнеши от падения», – кого? – «десницы Твоея (руки) создание» (предпразднество, песнь 9-я, тропарь 2-й).
«Радуйся, Адамово воззвание...» (праздник, [на] «Господи, воззвах», 1-я стихира).
«Се воззвание ныне явися нам: паче (выше) слова Бог человеком соединяется...» (праздник, стиховна 3-я). И через это совершается «непостижимое и несказанное чудо, человеков обновление» (праздник, седален по 2-й кафизме).
Во многих местах богослужений говорится, что цель всего домостроительства состоит в том, чтобы возвратить падшего человека в прежнее, потерянное им, совершенное состояние. Настоящее же состояние есть упадочное, испорченное, о чем мы ныне даже и не думаем, считая его нормальным и не представляя себе иного.
Не так говорит Церковь.
«Светоносная палата уготовася Тебе, Владыко, утроба чистая Богоотроковицы: гряди к Сей и сниди! ущедри создание Твое... и доброту первую погубившее...» (предпразднество, [на] «Господи, воззвах», 2-я стихира). Господь потому и «возжелал» воплотиться, чтобы «от страстей безобразия (потери образа Божия) род человеческий избавить, и доброту (красоту) древнюю» даровать опять (предпразднество, канон, песнь 9-я, тропарь 4-й). «...Бог, яко человек», из Девы «младодействуется... назидаяй (воссозидая) весь человеческий род: людие благовестите обновление мира» (праздник, светилен (1-й)). «Буди Мне по глаголу Твоему, – говорит Дева Гавриилу, – и рожду бесплотнаго, плоть от Мене заимствовавшаго, яко да возведет человека... в первое достояние...» (праздник, [на] «Господи, воззвах», стихира 3-я).
ЛУЧШЕЕ СОСТОЯНИЕ
И даже мало того, что Господь возвратит человеку потерянное достояние, – но даже возведет его в лучшее состояние, чем было оно до падения.
Вот что об этом поет Церковь.
«Сын Божий – Сын Человечь бывает, да (чтобы), хуждшее восприем подаст ми лучшее». И далее объясняется это: «солгася (обманулся) древле Адам». Как? «Бог возжелев быти», – как соблазнял его сатана, – «не бысть». А теперь «человек (человеком) бывает Бог, да (чтобы) бога (богом) Адама соделает» [праздник, на хвалитех, «И ныне"]... Вот это и есть «лучшее»: он становится, может теперь быть «богом». А прежде это, как говорят святые отцы, было «преждевременным»; и человек, вместо этого, пал. Теперь же он может достигнуть такого состояния «обожения», уже не рискуя опасностью.
Святитель Афанасий Великий приводит такое сравнение. В Индии, говорит он, есть лен; если его сжечь, то он станет твердым, как камень! Так и человек – после Христа: когда достигнет святости, то уже не может пасть, – как мог пасть Адам. Вот это улучшение и дается людям во Христе!
Эта мысль выражается не один раз еще в богослужениях. Стихира 3-я ([праздник], на «Господи, воззвах») кончается так: Господь возведет человека «в первое достояние», и даже – «с растворением», то есть с дополнением, улучшением: как, например, холодную воду можно «растворить» горячей, и та будет теплою; горькую – «растворить» сладкою, так что она потеряет свою горечь.
«Сень (тень, прообраз лучшего, истинного) нашего существа, обожением (во Христе Боге) приемшаго смешение (соединение)» делается уже «церковь Божия» (праздник, стиховна, «И ныне»), – «храмом Святого Духа», как говорит апостол Павел (1Кор. 6, 19), и Бог «живет» в христианах. И таким образом получается «на-здание», надстройка, приращение (праздник, светилен; [на] хвалитех, стихира 4-я).
ТВАРЬ ВСЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ
И не только человек «обновляется», но и весь мир; «Да веселится тварь, да ликовствует естество...» (предпразднество, стиховна), «вся тварь»: «зриши тварь всю, – говорит Гавриил Деве, – врагом порабощену»; и Господь благоволит «помиловати ю (ее) за милосердие милости» (предпразднество, канон, песнь 7-я, тропарь 4-й). «Мир разрешися (освободился от) первыя клятвы. Да радуется тварь... Господи, слава Тебе» (праздник, стиховна 3-я). «Днесь всемирныя радости начатки...» (тропарь предпразднества). «Днесь вся тварь радуется...» (предпразднество, седален по 3-й песни). «...Земля и небесная согласно возвеселитеся...» (предпразднество, канон, песнь 4-я, тропарь 1-й). «Да веселятся небеса и радуется земля» [праздник, на литии, «Слава"].
Но об этом мало еще говорится в богослужении: только как бы мимоходом Церковь затрагивает и это.
На Пасху же святитель Григорий Богослов и Иоанн Дамаскин поют яснее; тогда уже Христос показал на Себе Самом и новую тварь: воскрес – при запечатанном гробе, – являлся, исчезал, проходил через запертые двери и т. п.
В Благовещение же об этом было еще рано говорить много: нужно благовествовать хоть «начатки» домостроительства, воплощение Сына Божия.
Но и самое зачатие Бога во чреве Девы «без семени», с сохранением девства, – есть величайшее изменение законов твари: «И еже преславнее (всего чудеснее!), яко и зачатие безсеменно... Бог бо истощавается, и воплощается, и зиждется (творится)» (лития, «Слава»).
Дивно и сочетание рождения и девства. Дева пребудет нетленна. «...И пребудеши нетленна, и родиши Господа, Пречистая» (предпразднество, [на] «Господи, воззвах», «И ныне»). «Родиши бо Господа, и нетленна пребудеши» (предпразднество, стиховна 1-я). «И родиши Сына соблюдающа Твое девство неврежденно» (стиховна 3-я). Непостижимое чудо! «Выше естества»! «...Онебесити бо грядет земнородных смешение, в (для) сие мудре оболкся» (предпразднество, канон, песнь 1-я, тропарь 4-й). Замечательное слово!
ЗА МИЛОСЕРДИЕ МИЛОСТИ
Довольно часто отмечает Церковь, что все это домостроительство нашего спасения, восстановления, наздания, обновления – есть дело любви Божией.
«За милосердие милости вочеловечивыйся, Боже наш, слава Тебе» (предпразднество, стиховна, «И ныне»).
Гавриил возвещает «великаго совета Ангела, воплощаема... за благость» (предпразднество, канон, песнь 8-я, тропарь 2-й).
«Ущедрив тварь Зиждитель, милосердием же Своим прекланяемь (склоняемый), во утробу Девы Богоотроковицы вселитися спешит» (малая вечерня, [на] «Господи, воззвах», стихира 1-я). Какой прекрасный образ любви – «спешит»!
«Тобою», Богородице, «человечество, на древнее блаженство, за благоутробие» призывает (там же, стихира 3-я).
Дева зачала «Превечнаго Бога, несказанно благоволившаго вочеловечитися, во (для) спасение душ наших» (там же, «И ныне»).
«Щедротство прием и человеколюбную милость, Себе постави во истощание...» (лития, «Слава»).
«Богатство благости несказанно!..» (праздник, стиховна, «И ныне»).
Эти мысли часто употребляются за богослужениями вообще и на Благовещение в частности. Но мы мало придаем значения им. Между тем они так утешительны, ободрительны, обнадеживающие нас! И недаром Церковь во всех возгласах указывает на благость, милость, щедроты, любовь: она лежит и в основе воплощения: от Благовещения – до Голгофы.
Но это – источник домостроительства. А самое спасение лежит в ином действии Бога Слова, – не в воплощении, а в –
ИСКУПЛЕНИИ – СПАСЕНИИ
Но об этом на Благовещение говорится еще очень мало... Да и понятно: ныне господствует радость от благовестия!
Однако несколько моментов мы видим и ныне.
«О нескверная Агнице! Агнец 6о Бога нашего во утробу Твою внити тщится, вземляй наши согрешения» (предпразднество, канон, песнь 5-я, тропарь 1-й).
«Соприсносущное Слово Пребезначальнаго Отца, не разлучився горних, ныне предста дольным, ради крайняго благоутробия, милость прием еже на ны поползновения (то есть взял на Себя наши поползновения ко греху)... вообразися (воплотился) в чуждее» (то есть в плоть человеческую) (праздник, [на] хвалитех, [стихира] 2-я).
И, взявши на Себя грехи наши, спас нас «от бесовския крови» идоложертвенной, «ради милости от ребр Твоих истекшею кровию» (предпразднество, [канон], ирмос 6-й песни).
И этою кровию – или крестом, – «Тобою», то есть воплотившись от Тебя, «примирит поборенныя и прельщенныя (люди), Богомати, лукавым советом змииным» (предпразднество, канон, песнь 6-я, тропарь 4-й).
С кем же Воплотившийся и взявший на Себя наши согрешения «примирит» нас?
Здесь не сказано... Но ясно: с Отцом Своим, – через то, что Сын взял на Себя наши грехи.
И этим Он «спасет люди Своя от грех их» (малая вечерня, [на] «Господи, воззвах», «И ныне»). «Сей явлься, спасет люди Своя, яко (на то и) благоизволи» (там же, стиховна 3-я).
А об этом спасении говорится много; а особенно – в тропаре...
А что действительно нужно «примирить» нас с Богом, или с Отцом, об этом говорит Его клятва на нас. Об этом говорит и вторая проповедь приложенная, митрополита Московского Филарета.
КЛЯТВА БОЖИЯ
О клятве на Благовещение говорится часто. Начнем с ирмоса на 9-й песни [канона] предпразднества: «Ева убо недугом преслушания клятву вселила есть: Ты же, Дево Богородице... мирови благословение процвела еси».
И затем Ева не раз вспоминается за богослужением как виновница падения своего и Адама: «Ева убо объят плод, смерть делающь всегубительную: посреди же Тебе возрастет плод безсмертия ходатайственен, Христос сладость наша, Владычице» (предпразднество, канон, песнь 9-я, тропарь 1-й). «Праматернее поползновение исправляяй, Избавитель явится...» (там же, песнь 4-я, тропарь 3-й).
Но еще чаще говорится о клятве Божией за это преступление. С самого начала предпразднества Церковь поет, еще чрез будущее явление Гавриила: «...Радуйся клятвы разрешение (освобождение, прощение, снятие)...» ([на] «Господи, воззвах», [стихира] 3-я). «...Безсмертный клятвы изимая тя (земля), ныне приходит» ([канон], песнь 3-я, тропарь 1-й). «Клятвы праотчи (праотчей) разрешися соуз (узы)» (седален [по 3-й песни], «И ныне»).
И теперь возвращается «радость во чреве», то есть Христос, – «юже (которую) Ева преступлением... погуби (погубила)» (там же, песнь 6-я, тропарь 1-й). И вместо клятвы Имеющий прийти даст благословение: «...праматернюю клятву потребив всю, сущих из Адама благослови (благословил) из Нея Прозябый» (светилен).
Итак: клятва наложена была Богом за преслушание данной в раю заповеди: не вкушать от запрещенного древа; иначе, говорил Господь, – «смертью умрешь» (Быт. 2:17, 3:17). Слово Бога есть то же, что и клятва, то есть безусловно верное, нерушимое; как делаем и мы – клянемся во утверждение истины. Эту клятву мог снять только Сам Бог в Троице; ибо отменить ее мог лишь равносильный. Христос был только Посредником за нас: Он взял нашу клятву на Себя; и исполнил ее смертию Своею. Сим Он исходатайствовал нам прощение, будучи Сам Богом и в Боге Троице. Он есть и «приносяй и приносимый» (тайная молитва на «Херувимской»). Он есть жертва.
Теперь становится понятным, почему так много говорится в праздник Благовещения – о клятве: для этого нужна была Голгофская жертва; а для страдания и смерти необходимо было воплощение, вочеловечение.
ЗАВИСТЬ ДИАВОЛА
Но начало падения произошло не от невинных прародителей, а – от опытного во зле диавола: от его зависти к первым блаженным людям. Сам, потеряв блаженство, он не может (и в прошлом, и теперь – тоже), когда кто-либо блаженствует, радуется – или даже хвалится13: зависть съедает его.
На место низвергнутого с небес «сатаны» (противника Божия) Господь и создал первого человека, поселил его в раю, ввел его в близкую любовь и общение с Собою.
Об этой зависти врага и говорится в богослужении.
В предпразднестве, в первой же стихире, говорится о явлении Сына Божия от Девы; а в следующей (второй) вот и указывается о причине этого величайшего события: «...ущедри (помилуй) создание Твое, завистно (по зависти) брань (вражду) приемшее работою (искушением, усилием) удержанное (от блаженства) льстиваго (сатаны, обольстителя)»; обещавшего, что Бог по зависти запретил людям вкушать от древа познания добра и зла; а на самом деле Бог (будто бы) знал, что, вкусивши от него, они и сами будут "яко бози» (Быт. 3, 1–5).
Но зависть была не в Боге, а в нем самом.
«Архангеловым гласом прелесть (прельщение сатаны) отгоняется...» (праздник, стиховна 3-я). «...Зиждитель (Творец) наш Господь... воплотитися... хощет, яко да проженет (прогонит) злосмрадие прелести благостию» (предпразднество, канон, песнь 8-я, тропарь 4-й). Как от солнца исчезает тьма, так и от Воплотившегося исчезнет «злобы омрачение» (там же, тропарь 1-й); ибо зависть – от злобы, от нелюбви.
«Днесь змиино омрачается шатание...» (предпразднество, седален по 3-й песни, «И ныне»); пример берется из «шатающихся» во тьме разбойников. То же повторяется и в седальне на праздник (по 3-й кафизме): значит, Церковь придает этому особое значение. И это же говорит она устами Пречистой Девы архангелу: «...не прельстиши, человече (а не ангеле), якоже прежде Еву праматерь змий льстивый» (малая вечерня, стиховна 2-я).
Довольно сего!
ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Всматриваясь вообще в песнопения на предпразднество, по сравнению их с самим праздником, можно заметить, что в эти две службы внесено некоторое различие: в предпразднество Церковь богословствует более о причинах и значении тайны воплощения; в праздник же – о самом событии и о радости, которую вызывает оно в сердцах наших и в жизни.
Впрочем, в основе того и другого лежит «светлое Благовещение» (праздник, канон, песнь 7-я, тропарь 1-й), радость: и это является главной идеей всего праздника.
НЕИЗГЛАГОЛАННАЯ РАДОСТЬ
«Послан бысть Гавриил к Деве Марии, и возвести Ей неизглаголанную радость: яко безсеменно зачнет, и не истлеет. Родиши бо Сына, предвечнаго Бога, и спасет люди Своя от грех их. И свидетельствует (удостоверяет) Пославый мя (Бог) вопити Тебе, Благословенная, еже радуйся!..» (праздник, седален по полиелее).
Поэтому – в особенности в самом празднике – часто повторяется слово «благовестить», возвещать радостное событие.
Основной припев к стихирам на стиховне: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего»; «Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля (народы)». А мы знаем, что на стиховнах повторяются стихи, особо характерные для события: например, на Сретение все дни слышим: «Ныне отпущаеши...» из песни Симеона Богоприимца; на Крещение: «...помянух Тя от земли Иордански...» и: «Видеша Тя воды, Боже... и убояшася», и т.п.
То же «Благовестите...» – и прокимен на утрене и на литургии. На литии, «И ныне»: «Благовествует Гавриил Благодатней днесь: радуйся, неневестная Мати и неискусобрачная». Та же стихира «Благовествует Гавриил...» поется и по 50-м псалме после Евангелия. Припев к 9-й песни канона поется сначала диаконом пред иконой Богоматери: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу». И этот же припев повторяется «к прочим тропарем» этой песни. В светильне: «...людие, благовестите обновление мира».
Так же часто мы слышим другое слово: «радость». «...Радость Благовещения Гавриил провещавает. С нимже возопием Ей: радуйся, Мати Господня!» (светилен, «И ныне»). Архангел послан «принести Отроковице радость Благовещения... радуйся, Обрадованная!., радуйся, вместилище невместимаго естества... радуйся... Адамово воззвание и Евино избавление, и радость мира, и веселие рода нашего!» (лития, [стихира] 2-я). «...Радуйся, престоле огнезрачный... радуйся, седалище Царя Небеснаго; радуйся, горо несекомая...» (там же, [стихира] 3-я). «...И еже радуйся (Гавриил) приносит, печали сопротивное... ( противоположное )» (предпразднество, стиховна, «И ныне»).
«Радуйся, Благодатная!», «Радуйся, Обрадованная!», «Радуйся, Невесто Неневестная!», «Тебе дадеся радость, Богомати Божественная!», «Радуйся, вся тварь вопиет, Богоневесто!»
Это мы слышим постоянно в праздник. В икосе четырнадцать раз повторяется «радуйся», – будто маленькие колокольчики вторят большим – «благовестите»; и т. п.
А перед 9-й песнью канона ко всей этой радости «паки вжигают свещи братие». На величании, пред Евангелием, это делается во все большие праздники; но на 9-й песни – только на Благовещение, потому что только на 8-й изъявила Свое согласие Богоматерь архангелу – Свое преславное: «Буди Мне!» И зачался Сын Божий! И тогда – и зажжены свечи... И «благовествуй земле радость велик"»... Звон «во вся тяжкая»!
Но об этом было уже сказано на каноне.
Нет нужды снова объяснять: чему и почему Церковь так часто и сильно радуется! Пришло спасение миру! Восстановлено общение Бога с человеками! Сын Божий – Сын Девы бывает!
ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛАГОДАТИ
Главное же «спасение» состоит в том, что прародителями погублена была благодать общения с Богом.
Не станем много углубляться в это; но одно лишь несомненно исповедует Церковь: зиждительным, творческим началом в Троице является Дух Святой. И мы постоянно читаем в «Царю Небесный»: «...и жизни Подателю...»
И Он дает жизнь и ангелам, и человекам.
Но они отпали от Бога. И за это лишены были благодати Святого Духа; и изгнаны были из рая, из блаженного общения, чрез Святого Духа, с Богом. Если же в ком и оставались еще остатки этой благодати, то это было от прежнего состояния.
А теперь пришло время ее возвращению.
Для этого потребовалось посредство Творца, Сына Божия: для этого Он и воплотился, и пострадал, и искупил нас Своею кровию. Но последняя цель всего дела Христова состояла в том, чтобы возвратить людям погубленную ими благодать Святого Духа. Это и совершилось в день сошествия Духа Святого, в праздник Пятидесятницы. Этим именно и закончилось все дело Христово, начиная с воплощения.
«Радуйся... Богорадованная: ныне с Тобою Бог наш! ...Обрела бо еси благодать, юже (которую) погуби (погубила) Ева прежде, прамати Твоя...» (малая вечерня, [на] «Господи, воззвах», стихира 1-я). «...Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» (тропарь [праздника]). Так же поется и в тропаре предпразднества: «Се бо Гавриил... к Ней вопиет: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!»
Эта благодать Святого Духа возвращена была людям за Христов крест, за искупление нас у Отца Небесного, – как мы и прежде писали; «...распятаго же за ны...», – как мы и теперь поем в Символе веры.
Пятидесятница есть конец дела Христова; а рождение – начало; зачатие же – днесь14 .
Потому и архангел приветствовал Деву этим славным именем: «радуйся, Благодатная», – что и «смутило» Ее! Смутило – самое приветствие это. «Смутися о словеси сем» (Лк.1:29)15 .
Между тем в этом имени и слове указывается главное Ее назначение: возвращение через Нее благодати: «Радуйся, Благодатная: Господь с Тобою и Тобою с нами!»
Но ныне только «главизна» (тропарь); начатки: «Днесь всемирный радости начатки» (тропарь предпразднества); «Всем земным начало спасения нашего...» (кондак предпразднества): то есть в зачатии Девы Марии.
Кондак «Взбранной Воеводе» по видимому не сообразуется с этим значением «Благодатной». Но это – лишь обратная сторона благодатности: чрез благодать Она и Сама радуется в гимне Своем – поражению демонских сил, врагов Божиих; и нам помогает: Она – наша Заступница; почему мы и поем этот кондак, уходя из храма, под покровом Матери!
ПРООБРАЗЫ И СРАВНЕНИЯ
Когда мы не понимаем чего-нибудь, – даже из естественного мира, то мы обращаемся к уподоблению, к сравнению с чем-либо известным нам или опытно переживаемым; например, кто не знает вкуса какого-либо неизвестного фрукта, то обычно ему указывают на какой-либо известный: винограда – на черную смородину, и т. п.
Но и это в конце концов не дает понятия о неизвестном.
Так же (не более и не менее) бывает и при сравнении вещей духовных, небесных, с чем-либо. Но подобные явления облегчают принятие неизвестного нам – тем, что сравниваемое нами, как факт, уже известно нам, – хотя и оно по существу нам не понятно.
Поэтому, утвердившись на тайне непостижимости чего-либо, Церковь, однако, нередко прибегает к сравнениям и прообразам.
Тем более если прообразы указывали именно на прообразуемое.
Так поступает Церковь и в Благовещение.
Соединение Божества с человечеством, – притом с сохранением свойств обоих естеств, – она видит, например, в купине, пылавшей, но неопалимой; лествице, поднимавшейся от земли до неба; жезле, происшедшем от кореня Иессеева; в сладкой манне, собранной в «стамне» (блюде, сосуде); в горе, от коей оторвался камень без участия рук человеческих; в Авраамовом шатре, принявшем невместимую Троицу; в кивоте, в капле, – и т. д.
В беседе с Девой архангел ссылается на пример Елисаветы, зачавшей в старости. Конечно, это необычно; но все же – зачатие происходит естественно и притом рождается человек. А при зачатии Девы – все происходит без семени мужа, и воплощается Бог, а не человек.
Общее же в обоих случаях одно: в них совершается все по воле Бога и всемогущим действием Его силы.
Однако в конце концов дело решает простая вера... И это – даже в естественном мире: ведь люди факт, бытие, принимают за «знание» их. На самом же деле: это две разные вещи... И познание открывается нам опытом...
МУДРОСТЬ ПРОСТОЙ ВЕРЫ
Ввиду вышеизложенного истинно мудрым исходом является так называемая простая вера. И она была проявлена Божией Матерью в простом восприятии Ею благовещения архангела.
В каноне, как мы видели, идет долгая и сложная беседа между Богородицей и архангелом. И он приводит Ей разные «доказательства». А Она спросила лишь об одном: останется ли чистым девство Ее?.. Заметим это ясно: спрашивает только об этом... И потом: «се раба Господня! Буди Мне по глаголу твоему!» (Лк.1:38).
Какая мудрость «простой» (то есть истинной) веры! Она – была мудрее архангела! Дивное дело: Отроковица – и такая премудрая!
Указание на это мы видели и в Евангелии; но можно заметить и в богослужении. Например. Архангел Ей «благовести (благовестил) из Нея Избавителю проити. Темже (поэтому) приемши целование (приветствие), зачат Тя, Превечнаго Бога, несказанно (необъяснимо) благоволившаго вочеловечитися, во спасение душ наших» (малая вечерня, стиховна, «И ныне»). То же повторяется и в праздник на стиховнах (1-я стихира).
«Бог, идеже хощет, побеждается (превосходит) естества чин... и яже паче (выше) человека содеваются...», – говорит Ей архангел. «Она же возопи: буди Мне ныне по глаголу твоему!..» (праздник, [на] «Господи, воззвах», [стихира] 3-я).
«Глаголов Божественных послушлива, Чистая, Гаврииловых была еси: и пребезначальнаго Слова плотию родила еси, безсловесия (недоразумности – при всем уме) мир Избавльшаго» (26 марта, канон, песнь 6-я, тропарь 7-й).
«Радуйся, Тебе (и мы) вси, Мати Христова, со ангелом вопием верно (верою)» (праздник, [на] хвалитех, [стихира] 4-я).
И сия «простая вера» нами зрится, как наиболее соответствующая величию Пресвятой Девы и Ее тишайшему духовному состоянию... И такая вера – угодна Богу более, чем вопросы и недоумения. И нам она слаще умственных рассуждений. И поучительнее для верующих вообще. О таких сказал Христос Господь Фоме: «блажени не видевшии, но веровавше» (Ин. 20, 29).
ЧТЕНИЯ ИЗ ПИСАНИЙ
Об этом скажем очень кратко.
1. Первая паримия говорит о видении Иакову лестницы до неба (Быт. 28, 10 – 17).
Вторая – о видении пророком Иезекиилем – затворенных врат (девственности Марии) (Иез. 43, 27–44, 4).
Третья – о создании Премудростию (Словом Божиим) дома Себе, – то есть о воплощении Сына Божия (Притч. 9, 1 – 11).
Четвертая – о неопалимой в огне купине, – то есть о совместимости Божества и человечества (Исх. 3, 1–8).
Пятая – о «создании», бытии Премудрости, Сына Божия, прежде мира, – но воплотившегося после (Притч. 8, 22–30).
2. Апостол – из Послания апостола Павла к евреям (Евр. 2, 11 – 18), где говорится о воплощении; но это имеет целью, чтобы Господь мог пострадать и умереть; а Своею смертью «лишить силы имеющего державу смерти, то есть – диавола» (Евр. 2, 14); и об «умилостивлении Бога Отца за грехи народа» (Евр. 2, 17).
3. Евангелие то же, что и изъяснялось выше – о Благовещении; но с прибавлением о зачатии Елисаветой; на что ссылался архангел Гавриил (Лк. 1, 24–38).
А утреннее Евангелие о путешествии в Горнее, о ублажении Богоматери Елисаветой и о гимне Богородице, – первые четыре стиха его (Лк. 1, 39 – 49, 56). Прочие – (50 – 55 стихи) опускаются; так как они говорят не о Ней Самой, – а о других: о людях богобоязненных (Лк. 1, 50), о злых духах (Лк. 1, 51–53) и об Израиле (Лк. 1, 54 – 55).
Сатану с его слугами Пресвятая даже не хотела назвать: как врага Божия... И мы, христиане, тоже не любим именовать его.
Причастен: «Избра Господь Сиона, и изволи его в жилище Себе» (Пс. 131, 13) – тоже говорит о воплощении Сына Божия в Деве Марии.
Аминь.
* * *
Потому святые отцы не любили ни корить, ни хвалить; и других тому же учили. Если же кто похвалится, жди непременно скорбей, искушений. Если же и в самом деле нам хорошо и мы хотим об этом сказать, то должны «оградить себя именем Божиим», говорил мне духовный отец. Потому православные говорят: «помаленьку», «слава Богу».
Поэтому на повечерии в Пятидесятницу поются ирмосы (кроме 1-го и 9-го) рождественские, начала дела Христова домостроительства.
См. Слово митрополита Московского Филарета, 1-е (с. 342).