Речь в день Благовещения Пресвятыя Богородицы, сказанная в Предтеченской церкви архиерейскаго дома 25 марта 1858 года.
«Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий, сын Девы бывает!»
Созерцая верою великое таинство, ныне явленное, – таинство воплощения Сына Божия, не знаешь, братие, чему более удивляться: тому ли, до какой степени истощил, умалил Себя Бог, приняв зрак раба, соделавшись человеком (Флп. 2, 7); или тому, до какой степени возвысилась человеческая природа чрез это истощание Божества.
Она изумительно возвысилась прежде всего в лице самого воплотившагося Господа. Сын Божий принял на Себя человеческое естество навсегда, и принял в единство своей Божеской ипостаси, так что хотя в Нем ныне два естества – Божеское и человеческое, но они соединены в Нем нераздельно и составляют одно лице, одну ипостась Божескую. Он и по воплощении и в естестве человеческом есть все тот же единый истинный Сын Божий и истинный Бог, каким был до воплощения. Вследствие такого ипостаснаго соединения во Христе двух естеств, человечество в Нем приобщилось Божеству и обожилось, т. е., усвоило от Божества все, что способно было усвоить, не теряя своей ограниченности и человеческих свойств, обогатилось от Божества и премудростию и святостию и животворною силою и другими Божественными совершенствами. Вслед за тем обоженное в лице Господа Иисуса человечество соделалось в Нем причастным и Божеской славы и Божеского поклонения. Ныне Он возседит на престоле славы одесную Бога Отца в своем человеческом естестве; ныне Ему уже во плоти «дадеся всяка власть на небеси и на земли» (Матф. 28, 18); ныне Ему и в человеческом естестве поклоняется, как Богу, «всяко колено небесных и земных и преисподних» (Флп. 2, 10). Что ж, скажите, может быть выше того, чего удостоилась во Христе наша человеческая природа?
Если не до такой, то все же до изумительной степени возвысилась наша природа и в лице Пресвятой Девы Марии, родившей Господа. Она родила Его, без сомнения, не по Божеству, а по человечеству. Но так как человечество во Христе с самой минуты Его зачатия нераздельно и неразлучно соединилось с Божеством в одну Божескую Его ипостась: то значит, что Пресвятая Дева и зачала, и носила во утробе, и родила истинного Сына Божия, истинного Бога. Следовательно есть воистину Богородица. А удостоившись быть Материю Господа, Творца всего существующаго, Она естественно возвысилась чрез то над всеми Его созданиями не только земными, но и небесными, и по достоинству исповедуется честнейшею даже херувим, и славнейшею, без сравнения, серафим, т. е., самых высших сотворенных духов. Она есть первая по Боге, есть Царица неба и земли!
Если не до такой, то все же до изумительной степени может возвышаться человеческая природа и в каждом из людей, которые только веруют в воплотившагося Сына Божия. Тогда как одна из дщерей человеческих удостоилась быть Материю Господа, все мы, верующие в Него, удостоиваемся быть братиями Его, сынами Отца Его небеснаго, причастниками Святого Духа. В таинстве крещения мы рождаемся от Бога, облекаемся во Христа. Чрез таинство миропомазания приемлем в себя Духа Святаго. Чрез таинство евхаристии приискренне соединяемся со Христом, так что Он в нас пребывает, а мы в Нем (Иоан. 4, 15). И если после этого мы живем благочестиво, по-христиански: то мы более и более воображаем в себе Христа (Гал. 4, 19) и не ктому живем мы, а живет в нас Христос (Гал. 2, 20). Но, «возлюбленнии», скажем со св. апостолом, «ныне чада Божия есмы» и только братия единородного Сына Божия, и «не у явися, что будем: вемы же, яко, егда явится, подобни Ему будем» (1Иоан. 3, 2. 5). Вемы, что мы соделаемся тогда «наследниками Богу, сонаследниками же Христу» (Рим. 8, 17), что мы «воцаримся с Ним» (2Тим. 2, 12) и совозсядем с ним на престоле славы Его (Апок. 3, 21).
Присовокуплять ли, братие, нравственное наставление? Оно всякому очевидно. Если до такой степени возвысилась наша природа в лице воплотившагося ныне Господа и Его пречистой Матери и может возвышаться в каждом из нас: то научимся уважать свою природу и вести себя сообразно с ея высоким достоинством. Будем твердо помнить, что она действительно возвышается в одних праведниках, истинных христианах, чрез их благочестие, а в грешниках только более и более уничижается, и тогда как первые, восходя по степеням нравственных совершенств, взойдут наконец на небо, чтобы там царствовать со Христом, последние, постепенно ниспадая, ниспадут наконец в бездну ада, чтобы там вечно мучиться с диаволом. Аминь.