Источник

№ 6. Неделя вторая Великого поста

Евр. I, 10 – II, 4

10. В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих;

11. они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,

12. и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся (Пс. CI, 26–28).

13. Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. CIX, 1)?

14. Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Гл. II, 1. Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

2. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,

3. то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него.

Трудно бывает человеку отставать от своих давних привычек, усвоенных им или под влиянием родной семьи, или развившихся благодаря личному вкусу, образованию и примеру товарищей. Еще труднее оставлять свои убеждения, и особенно религиозные, которыми этот человек утешался всю жизнь. Бывает, что человек и по принятии других убеждений, другой веры, все-таки в душе с сожалением вспоминает о старых убеждениях и в быту исподтишка, со стеснением совести и даже с сочувствием проявляет привычки и совершает обычаи, не согласные с новой верою.

Такое явление мы замечаем в наших предках. Они и по принятии Христовой веры, совершая христианские обряды, в то же время в своих клетях поклонялись и старым идолам, уважали и справляли языческие праздники и игры. Точно то же заметил св. апостол Павел и среди евреев, уже обратившихся ко Христу.

Евреи, как известно, и по принятии христианской веры считали необходимым для спасения исполнять некоторые обряды, предписанные в Ветхом Завете, и свое сочувствие к еврейству доводили нередко до явного оскорбления Христовой веры (Деян. XV, 1, 10). Поэтому св. апостол Павел в Послании к Евреям и говорит, что в христианстве евреям нужно быть особенно внимательными не к тому, что предписываемо было им в законе Моисея, а к слышанному от Христа-Мессии, чтобы не отпасть (Евр. II, 1).

Почему же? – Во-первых, потому, что Христос, Законодатель христианской веры, есть Бог, Творец и Промыслитель (Евр. I, 10–11). Во-вторых, потому, что закон ветхий дан был евреям от Бога при посредстве Ангелов и Моисея – служителей Божиих, между тем как закон евангельский возвещен людям Самим Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом (Евр. II, 2–4). Отсюда понятно превосходство закона евангельского пред законом Моисея.

Святая Церковь наша, предлагая нам ныне апостольское учение, внушает нам, чтобы и мы ревностнее заботились о своем спасении, чтобы твердо держали и свято исполняли учение Христово, а не увлекались никакими, противными вере, преданиями старины глубокой или сведениями новыми, свежими, недозрелыми, далекими еще до истины.

Гл. I, ст. 10. В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих. Ст. 11. Они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза.

Ст. 12. И как одежду свернешь их, переменишь их и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих. Так веровал во все времена мир еврейский, такого убеждения держались Адам и Авраам, и Ной, и Давид с своими потомками. И множество языческих народов веровали, чуяли, что есть в природе какая-то Разумная Сила, какое-то Существо, Которое создало и украсило мир, управляет им, держит его в порядке, наблюдает над правильным ходом вселенной и все устрояет доселе премудро. Эти же самые верования перешли и к христианам, освящены словом Христовым, прояснены апостолами.

Но ныне есть люди, и даже целый ряд людей учащихся и уже ученых своеобразно, которые проповедуют, что вселенная вовсе не произошла от Бога, что она стала существовать сама по себе, действовать по известным законам ни с того, ни с сего, без всякой причины. Как будто возможно быть действию без причины, как будто чудесное устройство мира, премудрое движение светил небесных и проявление сил в земле возможно без Премудрого Правителя, без Всемогущего Существа! Мы видим, что во вселенной есть порядок, есть законы, поддерживающие порядок; значит, должен же быть какой-нибудь высший законодатель. И этот Законодатель, этот Творец мира есть Бог. Он был прежде сотворения мира, прежде всех веков и пребудет на веки неизменяемым, а созданная Им вселенная изменится. Нынешние небо и земля при всеобщем воскресении мертвых изменятся, потому что тогда будут другие условия жизни, и наше тело получит тогда другие свойства применительно к бесконечной жизни, предстоящей человеку за гробом.

Ст. 13. Бог, создавший мир, есть един Господь и Владыка вселенной, но в трех Лицах. Первое Лицо Святой Троицы есть Бог Отец. Второе Лицо – Бог Сын. Третье Лицо есть Бог Дух Святой. И Господь Бог Отец, при создании мира предвидевший падение человека, благоволил спасти его по падении чрез Своего Единородного Сына, добровольно принявшего на Себя дело искупления нашего. Этому-то Сыну Божию, а не Ангелам, Бог Отец и дает власть равную с Собою. Седи одесную Меня, говорит Бог Отец Богу Сыну, доколе положу врагов. Твоих, т. е. диавола, грех и смерть, в подножие ног Твоих.

Ст. 14. Такого благоволения Божия на совместное, совершенно равное управление вселенной, такой чести и высокого достоинства никому из Ангелов не было дано от Бога. Потому что все Ангелы сами-то созданы быть служебными существами, духами, которые, служа Богу, посылаются Им на служение для людей, имеющих наследовать спасение. Св. Ангелы по своей природе выше человека, могущественнее его; они окружают престол Божий, постоянно воспевают, прославляют Творца, исполняют Его волю, возвещают ее людям, заботятся о спасении нас. Они – наши хранители; они радуются каждому нашему доброму помышлению, тем более делу, помогают нам в совершении добра, сохраняют память о наших добродетелях для того, чтобы нас защитить от притязаний диавола на нашу душу после нашей смерти. И те же св. Ангелы, как любящие добро существа, назначенные от Бога в хранители нам, скорбят о наших соблазнах, падениях и стараются отвратить нас от греха.

Чинов Ангельских девять. Самые высшие, приближенные к Богу – Херувимы и Серафимы, а самые близкие к нам – Архангелы и, особенно, Ангелы-хранители. К ним-то мы и должны ежедневно обращаться с молитвою. А многие ли из нас знают молитву Ангелу-хранителю?

Вот видите ли, православные, какую любовь Господь явил к нам, грешным. Он Сына Своего Единородного дал нам для того, чтобы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. III, 16). И Сын Божий Иисус Христос для нашего спасения вочеловечился, жил на земле тридцать три года с половиною, учил людей, возбуждал в них веру в Бога, творил постоянно и везде добро, наконец пострадал и умер за нас на кресте, воскрес, вознесся на небо и, победивши врагов наших, там восседает с Своею Пречистою плотию, не оставляя нас Своими милостями. Православная Церковь освящается и во веки веков будет освящаться Духом Святым, охраняется св. Ангелами, руководится освященными лицами – св. апостолами и их преемниками, которые возвещают нам слово Божие.

Гл. II, ст. 1. Посему мы должны быть чрезвычайно благодарны и особенно внимательны к слышанному нами от Самого Христа и Его апостолов, чтобы не отпасть от Бога. Мы должны, по чувству благодарности, заботиться о том, чтобы не оскорбить Спасителя нашего нашим непослушанием Его слову, Его Евангелию. Потому что непослушание, гордость, подобная гордости падшего Ангела-дьявола, до добра не доводят.

Ст. 2. Всякое преступление, всякое непослушание данному при посредстве Ангелов закону Моисееву (Деян. VII, 53), в Ветхом завете до Рождества Христова, получало праведное воздаяние, наказание.

Если же через Ангелов возвещенное слово – законодательство Моисеево – было твердо, т. е. имело такую обязательную силу, что никто не мог нарушить его безнаказанно; то

(ст. 3) как мы, христиане, избежим суда и наказания, если вознерадим о толиком спасении, которое было сначала проповедано Господом, а в нас утвердилось, уяснилось Его учение чрез апостолов, слышавших живую речь и видевших чудеса Самого Спасителя!

Наше христианское звание и наше назначение гораздо выше положения еврейского народа; нам дано больше прав, больше сил и больше обетовании. Следовательно, на нас лежит и больше обязанностей. Кому больше дано, с того больше и взыщется.

Будем же постоянно памятовать о том, чьи мы ученики! Что сделал для нас Божественный Учитель наш? Будем каждодневно и каждочасно обсуждать: что мы сделали для Христовой веры? Сколько добрых мыслей, советов и дел привнесли мы на пользу своей души, своей семьи и целого общества христианского? Развиваемся ли мы в добродетельной жизни? Не делаемся ли с годами мы хуже, слабее, чем в годы мало опытной, но более незлобивой юности? Теперь дни покаяния. Время построже взглянуть на себя, обсудить беспристрастно свое нравственное состояние и в слабостях раскаяться.


Источник: Объяснение апостольских чтений на литургии во все воскресные дни года / Протоиер. о. Василий Михайловский. - М. : Изд-во Сретен. монастыря, 1998. - 477 с.

Комментарии для сайта Cackle