№ 5. Неделя первая Великого поста
Евр. XI, 24–26; XI, 32 – XII, 2
24. Братия! верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,
25. и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение
26. и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.
32. И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,
33. которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34. угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35. жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36. другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37. были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38. те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40. потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
1. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
2. взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса.
В настоящий день, когда святая наша Церковь празднует свое торжество, свою победу над всеми своими врагами, предлагается нам апостольское чтение о вере ветхозаветных праведников, тоже в свое время сокрушивших силу вражию.
Мы слышали сегодня о вере Моисея и последующих за ним праведников.
Гл. XI, ст. 24–26. Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.
Моисей, сын евреев, когда ему было только три месяца, во избежание грозившей ему смерти от египтян, был положен скорбными родителями в осмоленную корзинку и с верою в Промысл Божий пущен был ими на реку вблизи берега. Но здесь его скоро заметила дочь царя египетского фараона, взяла его к себе и стала воспитывать как сына. Моисей был воспитан в царском дворце, обучен всякой тогдашней премудрости (Деян. VII, 22); не видел себе отказа ни в чем. Ему оставалось только наслаждаться жизнью в спокойствии, в довольстве. Но душа его стремилась к своим. Он, когда пришел в возраст, увидел, что кроме него, все евреи за стенами дворца тяжко страдают в Египте; их изнуряют работами, их бьют, опасаются их многочисленности, заботятся об их истреблении. И сердце Моисея не могло видеть этих скорбей. Он жертвует собою, отказывается от своей приятно обставленной жизни и охотно идет страдать со своим народом. На все лишения и трудности Моисей обрекает себя не по простому только чувству кровного родства, но главным образом потому, что он веровал древнему пророчеству об освобождении народа еврейского от египетского рабства. Он же веровал, что еврейский народ избран Богом и имел из среды своей даровать миру Спасителя; Моисей имел надежду на воздаяние, на награду от Господа за оскорбления, труды и поношения, испытанные им по вере в обетованного Христа Спасителя.
И по вере своей Моисей удостоился быть виновником освобождения евреев, законодателем для них, посредником между ними и Богом, пророком и чудотворцем, и прообразом Иисуса Христа.
Ст. 32. Кроме Моисея, в Ветхом Завете было много верующих в Единого Истинного Бога. Св. апостол говорит, что у него недостанет времени, чтобы повествовать о судьях еврейских, спасавших еврейский народ от врагов, каковы, например, судьи, бывшие после Моисея: Гедеон, Варак, Сампсон, Иеффай (Суд. VI, 11 – VIII, 30; IV, 6–22; ХШ, 24 – XVI, 30; XI, 1 – XII, 7), а также царь Давид, поразивший великана Голиафа (1Цар. XVII, 23) и в своей, хотя царской, но многотрудной, скорбной жизни только и живший верою в Бога и надеждою на будущего Искупителя, и Самуил пророк, молитвою испросивший у Бога победу евреям над филистимлянами (1Цар. VII, 3 – XIII, 11).
Вообще, в Ветхом Завете много было людей, живших верою и сильных ею. Так, по слову апостола,
Ст. 33. одни из них верою побеждали царей и царства (например, Иисус Навин) (Нав. VI), творили правду и суд среди евреев, т. е. сами вели жизнь праведную и другим оказывали справедливость, например, судьи, Самуил пророк (1Цар. XII), Давид (1Цар. VIII), Илия пророк и другие.
Получали обетования, т. е. видели исполнение обещанного еще здесь, на земле, в своей жизни: например, Иисус Навин ввел евреев в землю, ему обетованную; Давид, заблаговременно тайно помазанный Самуилом на царство на место Саула, действительно, получил царскую власть.
Другие заграждали уста львов, как то сделали Сампсон (Суд. XIV, 5–6), Давид (1Цар. XVII, 34–36); Даниил, брошенный в ров ко львам, пробыл там невредимым (Дан. VI, 22) и, по выражению церковной песни, Даниил, руце распростерши, т. е. сделавши собою крест, львов зияние (пасть) во рву сомкнул.
Ст. 34. Другие угашали силу огня, как три отрока еврейские в печи халдейской (Дан. Ш, 22–24); избегали острия меча, как например, Давид не раз спасался от меча Саулова (1Цар. XVIII, XIX и др.), Илия от Иезавели и Ахава.
Укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих. Так, Гедеон с тремястами своих избранных мужей, подступивши к многолюдному войску вражию, привел их в смятение и обратил в бегство (Суд. VII, 7–25).
Ст. 35. Жены получали умерших своих воскресшими. Так, вдове в Сарепте Сидонской пророк Илия молитвою возвратил к жизни умершего сына ее (3Цар. XVII, 17–23). И ученик Илии, пророк Елисей, также воскресил сына женщины Сунамитянки (4Цар. IV, 32–36).
Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение, как например, семь братьев Маккавеев, мать их и учитель Елеазар (2Мак. VI, 18; VII, 1–41). Они были замучены за свою твердую веру, хотя и могли бы избавиться от мучений и смерти, если бы изменили своей вере.
Ст. 36. Другие испытали поругание – Сампсон (Суд. XVI, 21), пророк Елисей (4Цар. II); побои – все евреи в Египте (Исх. V), пророк Иеремия от евреев (Иер. XX, 2); а также узы и темницу, например Иосиф в Египте (Быт. XXXIX, 20) и Иеремия (Иер. XX, 2; XXXVII, 15–21).
Ст. 37. Были побиваемы камнями – Навуфей за свой виноградник (3Цар. XXI, 13–14), пророк – за обличение нечестия (2Пар. XXIV, 20–21); были перепиливаемы – пророк Исайя; подвергаемы пытке – Иов; умирали от меча – триста пять священников по воле Саула (1Цар. XXII, 18), пророки Божий по желанию Иезавели – злейшей царицы (3Цар. XIX, 14). Скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, лишения.
Ст. 38. Те, которых грешный нечестивый мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. Мир, т. е. общество человеческое, за грехи свои недостоин бывает, чтобы среди него жили люди святые, ниспосылающие на все общество благословение Божие; оттого-то, по воле Божией, угодники Господни и живут вдали, в стороне от грешного люда, ненавидящего и гонящего святыню. А какое счастье для общества, если живет в нем хоть один праведник! Если бы во всех четырех многолюдных, но развращенных городах – Содоме, Гоморре и двух других, нашлось хоть десять праведников, то ради сих десяти остались бы целыми, были бы пощажены все тысячи жителей четырех городов (Быт. XVIII, 32).
Такую уединенную жизнь вели большею частью пророки во времена царей иудейских и израильских.
Ст. 39. Все эти праведники ветхозаветные, засвидетельствовавшие свою веру в будущее блаженство своей души лишениями, молитвою, ревностью о благочестии, узами, пытками, муками, смертью, все перенесли и на земле не получили обещанного.
Ст. 40. Потому что Бог предусмотрел о нас, христианах, нечто лучшее, дабы жившие до Рождества Христова праведники не без нас достигли совершенства, т. е. вечного блаженства. Вечное блаженство, спасение душам ветхозаветных праведников дано нашим Спасителем в одно время с новозаветными Его последователями, т. е. когда Христос, Своею смертью смерть поправший, извел из ада души праведников.
И Церковь христианская украшается своими новозаветными святыми. Мы знаем общины богоугодных отшельников; мы видим в ней мучеников, потерпевших разнообразные мучения: одним резали суставы тела; другим строгали тело железными крючьями; иных вешали вниз головою, распинали, побивали камнями; а иных сажали на костер или в кипящую смолу, масло и воду; иных морили голодом. Находим в св. Церкви и подвергавшихся пыткам, но не до смерти, исповедников за имя Христово, вестников покаяния, ненавистных грешникам; видим бессребреников, отрекшихся ради веры Христовой от всех богатств мира иноков; прославляем праведников милостивых; почитаем пожертвовавших собою за Христа старцев и юношей, мужей и жен, вдовиц и отроковиц. Умилительно зреть лики святых и читать жития их. Удивляешься их вере, поражаешься их ревности.
Какая же была в них и должна быть в нас ныне вера, столь спасительная нашей душе и столь победоносная и славная для всей Церкви Христовой?
1. Вера, без которой невозможно угодить Богу (Евр. XI, 6), должна быть простосердечная. Как ветхозаветные праведники, например Авраам и другие, так и христианские подвижники не мудрствовали в вере; они с благоговением принимали сообщаемое им свыше; они сердцем чувствовали святость и истину того, что им сообщалось, и с радостью переносили все, что им суждено от Господа, потому что они веровали, что без Бога ни до порога, что Бог – Отец наш – все видит, все знает, все устрояет к лучшему, лишь бы мы оставались послушными Его закону. 2. Вера наша должна быть не на словах только, но на деле. Истинная вера естественно выражается в добрых делах. 3. Она должна быть постоянная. Вера для развития души – то же, что воздух для тела. Без воздуха жить нельзя, и без веры в Бога жизнь не в жизнь. Душа холодеет, делается бесчувственною к окружающему бедному, страждущему люду и к явлениям мировым, живет изо дня в день, не думая о своем назначении и своем исправлении. А к прискорбию, вера наша часто колеблется то от неудач в жизни, то от видимой неравномерности в счастии, то от недоброго воспитания начального, то от ходячих мнений, противных вере, или от нашей распущенной жизни.
Не такова была вера изображенных у св. апостола святых. И сам апостол Павел говорит про себя и своих учеников, что никто и ничто не может отлучить их от веры в Бога и любви к Нему: ни скорбь, ни теснота, ни гонения, ни голод, ни опасность, ни меч… ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы… ни другая какая тварь (Рим. VIII, 35, 38–39).
Гл. XII, ст. 1–2. Посему и мы, православные христиане, имея вокруг себя такое множество, такое облако свидетелей, верных и угодных Богу, свергнем с себя всякое бремя малодушия, лености, безверия, жестокосердия, скупости, оставим запинающий нас, главный в душе нашей, грех, например пьянство, блуд, гордость, мстительность и ропотливость, и с терпением, подобно изображенным ныне в апостольском чтении праведникам, будем проходить предлежащее нам поприще, т. е. нашу жизнь; будем терпеливо, без ропота исполнять наши обязанности и христианские, и гражданские, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия (Евр. XII, 1–2).