Источник

Современное состояние несториан

Чтобы познакомить с современным состоянием несториан, живущих в горах Курдистана, долинах Персии, Месопотамии, в Сирии и Армении, мы вкратце изложим гражданский быт их, внешнее положение, как христиан, и умственное и нравственное их состояние.

По-видимому, несториане свободны от влияния власти магометанской, так как гражданским главою у них – их патриарх. Но это право иметь управителями своих родных начальников нисколько не обеспечивает и не избавляет их от вторжения и насилия какого-нибудь паши, который заведывает или тою областью, где живут несториане, или соседнею. Если где, то в отношениях магометан к несторианам особенно развито и вполне осуществляется право сильного. Набеги на несторианские селения, похищение несторианских имений, убийства самих несториан – явления очень обыкновенные. И, что особенно безутешно, такая жестокость, такое бесчеловечие не может быть доведено до сведения верховного магометанского правительства; да притом, если бы и дошло, то голос жалующихся несториан был бы подобен гласу вопиющего в пустыне. Один несторианский епископ, рассказавши про бедственное положение своей епархии, на вопрос английского миссионера: «отчего он не доводит жестокости мусульман до сведения мутселима, амедийского областного начальника?» ответил: «какая польза от того? Правителями все мусульмане, и они никогда не внемлют и не поверят нашему горю и нашим страданиям, а враги, окружающие нас, будут притеснять нас еще более за то, что мы дерзнули искать облегчения своей участи»4. Несчастным несторианам остается бедствовать, терпеть и молчать.

Но кроме этих гонителей – администраторов, бедных несториан, даже в самом центре их жительства, постоянно беспокоят и весьма часто грабят горные разбойники – курды. От этих злодеев несториане, нередко оставляя все свое имущество, спасаются бегством в чужие страны. И сам патриарх несторианский, обыкновенно, дорогою ценою покупающий себе и своим единоверцам право богослужения, собственности и самоуправления, принужден бывает оставлять свою кафедру и жить в других краях. Так, патриарх Мар Шимун в 848 г. принужден был оставить свою резиденцию и, в течение нескольких месяцев, скрываться в городе Мосуле. До своего бегства в Мосул, Мар Шимун так изобразил бедствия несториан в письме к Баджеру: «да будет вам известно, что Гаккари эмир, Измаил паша, хан Бег и татарский хан Aгa соединились против нас, и в великий праздник Успения сделали нечаянное нападение на нашу землю, увели весьма много стад, принадлежащих Мемек-Измаилу и другим жителям нашим, умертвили много мужчин, женщин и детей, отрезали им уши и отослали их к Бедр-Хану Бегу. Кроме того мы знаем, что они готовятся вторично напасть, причем они намерены жечь, убивать и, если возможно, совершенно истребить всех христиан, которые обитают в горах. Из этого вы можете видеть, что постигшее Иова постигает и нас; наши сыновья и дочери убиты острием меча; наши стада, табуны и имения сделались добычею врагов5. Наши дома сделались вертепами неверных. Мы – сироты, нет у нас отцов, наши матери живут вдовами, ваши выи под игом, трудимся, и не знаем, и не имеем отдыха. Видно, отцы наши согрешили, а мы несем неправды их; рабы правят нами, и некому освободить нас от них. Наши начальники повешены, и лица наших старейших опозорены, они уже отстали от ворот6. Прошли для нас радостные дни, и наше веселье заменилось печалью. Венец спал с голов наших. Горе нам грешным! Сердце наше огрубело, и очи наши смежились, потому что гора Сион наш в Тийяре опустошена».

В пример страшного варварства мусульман можно привести следующее событие, совершенное во время второго набега курдов, которого особенно опасался патриарх, как бы предчувствуя погибель своей матери. Престарелая мать патриарха подверглась мучениям, и, после страшных и гнусных жестокостей, курды рассекли ее тело на две части и бросили его в ущелье, приговаривая: «ступай, уведомь своего сына, что и его ожидает такая же участь»7. Не забудем, что так поступают с несторианами в той стране, которая составляет главное место их жительства. В других странах не так много несториан, но и там повсюду слышны тяжкие стоны этих жалких христиан8. И турецкое правительство, собирая огромную пошлину с несториан за свободу богослужения, не только само-то деспотически обращается с бедными несторианами, но еще беспрепятственно попускает разорять до конца и без того угнетенных заблудших христиан и шайкам разбойников, равно неблагоприятных и самим турецким владениям.

Не менее печальную картину представляет внешнее церковное положение несториан. Несторианский патриарх Мар Шимун так изображает состояние своей церкви в 1843 г.9: «да будет вам, братие, известно, что в последние два месяца враги веры – тираны курды – восстали на нас и до конца разрушили христианские жилища в провинциях Тийяр и Дезе. Они зарезали острием меча наших священников и диаконов, убили много мужчин, женщин и детей без всякого разбора, а остальных в большом количестве отвели в плен. Наши церкви и монастыри, в которых обыкновенно славили мы Бога, где воссылали Ему хвалы во время приношения святой евхаристии, и где назначено совершать общественное богослужение, – разрушены неверными до основания; и теперь, вместо молитвы и славословия, слышен громкий крик богохульствующих мусульман. Но разрушением церквей дело не кончилось. Они похитили из церквей священные сосуды, чаши, дискосы, одежды. Мало того, они истребили почти все наши книги»10. В 1850 году другой епископ несторианский говорит: «мы с опасностью за себя осмеливаемся служить в наших церквах. Курды уже разорили более чем половину несториан в области берварийской, и до тех пор не прекратят своих действий, пока совершенно ни истребят нас11. Многие церкви до основания разрушены, иные, за неимением средств к восстановлению их, сами собою стареют и готовы превратиться в развалины; есть такие церкви, крыши которых не защищают богомольцев от дождя и грязи. Мало того, несколько церквей стоят осиротевшими, не имеющими настоятеля и попечителя»12. Так бедственно положение церкви несторианской! Нисколько не удивительно поэтому, что все путешественники, в разговоре с епископами несторианскими, слышали сильные жалобы и на глазах их видели горячие слезы; естественен между ними плач и стенание, и вопль мног. А турецкое правительство все-таки безмолвствует, и сквозь пальцы смотрит!..

Кроме врагов – магометан, открыто действующих, ко вреду несчастных, мечом и огнем, окружают несториан другие враги: между ними первое место занимают верные поклонники папского престола – известные своею хитростью иезуиты. «Эти волки», как называет их несторианский патриарх13, употребляют различные средства для покорения несториан папскому престолу: то действуют посредством турецкого правительства, то завлекают силою слова и убеждений, ласковым обращением, то подделываются под нрав бедных христиан, то, наконец, – и всего чаще, – прибегают к обольстительному металлу, и деньгами стараются привлечь их к своему стаду14. И члены галликанской церкви тоже не упускают случая приобрести себе хоть единого пришельца. И английские миссионеры всячески стараются церковь несторианскую присоединить к своей церкви. И, наконец, жители Нового света не дают покоя мирным обитателям долин персидских, также предлагают свои услуги и обольщают неопытных. В 1843 году патриарх несторианский писал епископам англиканской церкви: «уже три года прошло с тех пор, как пришло к нам несколько лиц из Нового света, называемого Америкой, и засвидетельствовали нам о самих себе, как об истинных православных христианах; но когда мы ближе познакомились с их учением, тогда нашли у них множество заблуждений, поскольку они отвергают сословие священнослужителей, учрежденное самим Господом, не принимают вселенских церковных соборов, ни истинного предания святых отцов, ни действительности спасительных таинств; почему мы должны остерегаться их действий между нами»15. И так, всюду постигают несториан несчастья: беды в горах курдистанских, беды в долинах персидских, беды на озере Орумийском, беды в Армении; беды от разбойников, беды от лжебратий. Сонм державных лукавых ищет погибели бедных душ несторианских. Но при всем бедственном своем положении, несториане внимательно хранят древнее предание и не увлекаются ни подкупами папистов, ни слишком явными новизнами протестантов. Сильные попытки папистов и англиканцев и большие усилия индепендентов в несторианах, несколько развитых, встречают непреодолимую преграду своим целям и действиям. Так, латинский кардинал и за 4000 таманов, которые предлагал патриарху несторианскому, не имел успеха. Из слов же самого патриарха видно, как несогласно учение американских миссионеров с учением несториан, и как последние внимательны к пришельцам Нового света.

Бедственные обстоятельства имели значительное влияние и на душевную жизнь несториан. С давних времен постоянно продолжающиеся бедствия положили мрачную печать на умственную жизнь этого народа16. В настоящее время у несториан не только нет никаких новых современных произведений, но даже ни одного сколько-нибудь систематически образованного человека. По свидетельству Баджера, в Мосуле, городе особенно населенном несторианами17, едва ли можно найти между ними человек двенадцать, которые были бы способны сколько-нибудь верно списать древний сирский манускрипт. «Не зная грамматики и не имея научных сведений в языке, что очень заметно даже в умных между ними людях, нынешние несториане не в состоянии списать копии с сирских18 манускриптов без грубых ошибок»19. Мраком невежества равно объяты все, как миряне, так и духовные, и ныне уменье читать богослужебные книги и кое-как писать считается высшею степенью образованности, и больше этого образования не требуется от лица, желающего принять священный сан20. Немало есть у несториан таких пастырей, которые, читая Слово Божие в церкви на древнем сирском языке, сами не понимают, что читают; а если которые и понимают сколько-нибудь, то иные из них не в силах выяснить и передать прочитанное народу21. Такое современное нам умственное состояние несториан объясняется историческими данными: и прежде всего тем, что «турецкое правительство отняло у родителей возможность исполнять священную обязанность воспитывать и образовывать детей»22, лишило несториан всех средств к образованию, разрушило и уничтожило их училища и строжайше запретило устроить новые; а без школ не может быть умственного развития в обществе. Уничтожение училищ сократило число дельных переписчиков и окончательно почти произвело гибель некоторым полезным книгам по той простой причине, что в последние века почти не было порядочных переписчиков; да и ныне-то их весьма немного, к тому же все они очень невежественны.

Уничтожая училища, турецкие правители не упустили из внимания истребление библиотек несторианских. Богослужебные книги также истребляются магометанами. Так в Багдаде магометанские правители захватили книги несторианского патриархата и предали их пламени на том основании, что Омар сжег знаменитую Александрийскую библиотеку. В недавнее время, и именно в 1832 г., Махмуд паша, курдистанский начальник Равандуз, вошел в монастырь Ормузда, близ Мосула, где хранилось огромное число книг, ограбил церковь, убил многих монахов и приказал истребить все книги, какие там находятся; это и было в точности исполнено23.

В уничтожении богослужебных книг магометанам помогали и римские миссионеры. Так, потомки первых халдеев, т.е. несториан, обращенных в латинство, свидетельствуют, что латиняне, получивши доступ в их страны, все силы употребляли на то, чтобы истребить учение несториан, изложенное в их богослужебных книгах. У жителей города Мосула хранится во всей свежести предание, что обширная библиотека этого города, состоявшая из нескольких тысяч томов, по настоянию латинских монахов, была перенесена новыми прозелитами на берега Тигра, и ими же брошена в реку24. Итак, истребление библиотек и уничтожение училищ25 – вот причины современного нам невежества несториан.

Бедственное положение общества, как известно, чаще и сильнее всего заставляет членов его обращаться к Богу и тверже держаться веры. Это явление мы замечаем и в несторианах. Вековые несчастья сохранили у них много черт христианской жизни первых веков, и нравственность нынешних несториан ясно показывает, как высоко ценят они постановления церкви и веры. Все путешественники единогласно описывают их нравственное направление довольно светлыми красками.

Несториане весьма усердны к богослужению, которое они с любовью посещают каждый день дважды, а в воскресные и праздничные дни три раза. Если же полевые работы и другие занятия вдали от храма не дозволяют им присутствовать при богослужении, то они творят молитву на месте своих занятий26.

Несториане весьма благоговейны по отношению к храму27 и особенно к алтарю. Смит, англиканский пресвитер, рассказывает о себе: «Я, заметив дверь, прямо ведущую во святилище, решился войти в него, но епископ не допускал меня туда. Я ему сказал, что я сам священник, но он возразил, что нельзя войти в это святое место, не приготовив себя к тому постом, и все движения его свидетельствовали о сильном его беспокойстве, так что я не хотел более настаивать28. Только одни священные лица могут входить в алтарь, да и они обязаны не только воздерживаться от пищи в предшествовавший день, но и от всех видов нечистоты, запрещенных Моисеем, когда он приготовлял народ к получению закона при горе Синай. Если алтарь осквернен присутствием чего-либо нечистого, то его снова освящают29. Даже если и мирянин войдет в алтарь, уже освященный, то и тогда нужно снова освятить его30. «Недавно», – говорит Грэнт (Grant), – «один епископ был позван освятить алтарь церкви орумийской, так как в него ночью входили миряне»31.

Несториане особенно почтительны к своему духовенству, у которого, как мы видели, весьма часто просят совета даже в житейских делах. Кроме того, при встрече со священнослужителем или при разлуке с ним, мирянин принимает от него благословение, целует его руку и возлагает ее на свое чело. Обращаясь к священнику, мирянин называет его «рабби» (учитель) или «рабби-каша» (учитель-пресвитер). Епископа всегда приветствуют «абуна» (отец наш)32.

Общественные и семейные добродетели носят патриархальный характер. Воровство у несториан, по словам Баджера, почти совершенно неизвестно; семейный шум, ссоры, а также пьянство у них встречается гораздо реже, чем в наших странах33. Супружеская неверность и подобного рода поступки до последнего времени весьма редко встречались у несториан. Еще доныне устрояются у них так называемые вечери любви (агапы).

Частные отношения между несторианами не менее назидательны. В обхождении и приветствиях их выражается христианское единение любви и благожелание. Так, каждый сколько-нибудь смыслящий мальчик уже просит благословения и помощи от Господа занимающемуся работою следующими словами: «да укрепит тебя Господь»34. Когда встречаются два лица, они приветствуют друг друга так: «мир тебе», – говорит один, а другой отвечает: «добро пожаловать». Когда гость выходит из дома, тогда говорит: «дай Бог тебе благоденствовать, и да будут дни твои счастливы». Хозяин отвечает: «Бог да будет с тобою». Когда кто-нибудь надевает новую одежду, или переселяется в новый дом, или покупает какую-либо вещь; то друзья так поздравляют его: «да благословит Бог твою одежду», «да благословит Бог твой дом». Когда оказывают несторианину какую-либо услугу, он так благодарит: «дай тебе Бог царство небесное». Самая мимика во время приветствий не менее трогательна и умилительна; тут те же одушевленные жесты, те же коленопреклонения, какие замечались в первенствующих христианах; один бросается на шею другому, лобызают друг у друга щеки, руки и плачут от радости при возвращении отсутствовавших друзей. Гостеприимство, оказываемое чужеземцам и особенно пришельцам из единоверцев, напоминает древние нравы. Хозяин спешит удовлетворить всем благовидным потребностям гостя: подает ему воду, обмывает ноги, ставит пред ним пищу и делает все для его удовольствия и спокойствия. «Милосердие к бедным и несчастным, – говорить Грэнт, – у них удивительно». Никто не отвращается от вдовы, и люди достаточные запасают лишнюю провизию для бедных, которых и снабжают ею, особенно во время зимы35.

Но при всем том не можем, к сожалению, не заметить, что нравственность несториан с недавнего времени стала ослабевать, и виною тому частью турки, частью многие европейцы, проникающие в их страны и жилища. Так объясняет упадок нравственности между несторианами английский миссионер Баджер: «супружеская неверность и подобного рода преступления редко были известны у них (несториан), когда я в первый раз посещал Тийяри, но после убийства в 1843 году, после того как несколько сот несториан пришли в соприкосновение с народом мосульским, (т.е. с магометанами, которых в Мосуле в 1849 году считалось до 2050 семейств)36, произошла большая перемена, но только к худшему. Турки и, к сожалению, должно сказать, многие европейцы, служение которых требовало гораздо лучшего поведения пред этими несчастными христианами, были главными виновниками развращения и упадка их нравственной чистоты. Избави, Боже, от гнусных последствий таких нечестивых примеров!»37.

В обществе несториан можно замечать и древние еврейские обычаи. Так, например, если кто прикоснется к трупу иноверца: христианина, жида, мусульманина или язычника, тот считается оскверненным, и не может прикасаться ни к какой чистой вещи, ни тем более, войти в церковь, доколе должным образом ни очистится. Мало того: несториане омываются даже и тогда, когда были на погребении кого-нибудь из своих единоверцев38.

Воскресные дни несториане проводят по еврейскому закону о субботе. Не один раз Грэнту рассказывали сами несториане, что их братья, живущие в горах, прежде избивали всякого, кто бы стал работать в день воскресный, и это почитание воскресного дня продолжалось до тех нор, пока народ ни понял духа христианской веры. Впрочем, и в настоящее время несториане во многих местах не возжигают огня в день воскресный для сварения пищи, разве только принудит их к тому суровость зимы39.

До сих пор действует у несториан ветхозаветный закон об отмщении. Исполнение приговора над человекоубийцею предоставляется брату или ближайшему родственнику убитого. Неизгладимое пятно бесславия остается на том, кто не отомстит за кровь родственника. Обыкновение мстить взяло у несториан такую силу, что учение евангельское до сих пор еще не успело уничтожить его40.

* * *

4

Badger's «The nestorians and their rituals», vol. 1, p. 318.

5

Badger's 1. ѵ. 270 р.

6

У несториан, по ветхозаветному иудейскому обыкновенно, общественные дела решаются старейшинами при вратах города или селения, потому что там только и просторно, а город – весь обыкновенно плотно застраивается, и имеет узенькие проходы-улицы.

7

Badger's, 1 ѵ. 270 p.

8

«Missionaries researches in Armenia» by Smith and Dwight. p. 377. v. 1.

9

В письме к епископам англиканской церкви от 12 августа, 1843 года.

10

Nestorians and their rituals by Badger. 1 vol. p.274.

11

Там же, p. 381.

12

По статистическим сведениям известно, что в 1850 году у несториан было церквей 249, а священников с 7-ю митрополитами и 7-ю епископами – 202 человека. (Badger's, vol. 1, p. 392). При стесненном положении церкви несторианской с внешней стороны, любопытно видеть значение, быт и средства к содержанию несторианского современного нам духовенства, которого благосостояние так тесно связано с внешним положением церкви, потому что служащие алтарю, с алтарем делятся, и делающие священная от святилища ядят (Кор.9:13). Современное нам несторианское духовенство мало получает пособия от своих прихожан, а поэтому должно трудиться для своего пропитания наравне с мирянами. Оно вообще обрабатывает землю; некоторые из лиц духовных плетут корзинки и делают деревяные ложки (Badger, vol. 1 p. 225). Впрочем, жители городов охотно дают ему десятую часть с произведений полевых. Оно не берет платы за похороны, а малая плата за крещение младенца идет на содержание церкви. Нe более шиллинга (30 коп. сер.) дают священнику за совершение брака, но половину этой суммы священник должен подарить жениху, как только служба окончится. Епископы живут немногим лучше. Единственная плата, которую они получают себе на содержание, состоит из пяти пенсов (12 коп. сер.) в год с души, и берется с каждого мужчины из епархий, достигшего совершеннолетия. Бывают им также приношения от прихожан, и именно во время жатвы; но количество их зависит от воли приносящего (там же). Доход патриарха состоит из поголовной подати (с каждого совершеннолетнего мужчины по 3 пенса – 7 1/2 коп. сер.), которую платят ему все христиане его области однажды в три года. Кроме того, он иногда употребляетт, в свою пользу ту денежную пеню, которую налагает на какого-нибудь тяжкаго грешника. Другой источник средств к содержанию патриарха заключается в начатках плодов, которые народ каждый год предлагает ему от произведений своей земли (там же стр.200). О значении духовенства в церкви несторианской можно судить уже потому, что верховный правитель в церкви есть в то же время и гражданский начальник. Патриарх составляет и гражданского и церковного правителя. В важных случаях он председательствует в судебном собрании старейшин народных, и за гражданские преступления налагает наказания, состоящие в разнородных отлучениях, лишает виновного не только прав церковных, но и гражданских, может назначать смертную казнь убийце, по еврейскому закону об отмщении (The Nestorians the or lost tribes, by Grant, p. 76). Несториане, будучи по происхождению евреями, – что с основательностью доказал Д. Грэнт, (Grant) – весьма строго соблюдают некоторые предписания Моисеева закона.

Несторианский клир имеет большое влияние на народ, который его весьма почитает и испрашивает у него совета в каждом важном деле, имеющем отношение к их политическому и домашнему быту (Badger's, ѵ. 1, p. 228).

13

Badger's vol. 1, p. 273.

14

И на это есть нримеры: так, напр., латинский кардинал Шевриз в Коханне, при постороннем епископе, в 1833 году, не постыдился предложить несторианскому патриарху 4,000 таманов, если он сделается папистом («Missionaries researches in Armenia» by Smith. 392).

15

Badger's v. 1. 273. Так передает взгляд несторианскаго патриарха на протестантских американских миссионеров протестант англиканской церкви Баджер (1 v. р. 273). Мы же, православные, со своей стороны, прибавим, что такое же мнение произнесли бы несторианские иерархи и о вероисповедании англиканской церкви, если бы они знали его основательно, а не из скрытных и осторожных уст английских пропагандистов.

16

Между несторианами не много найдется таких, которые знают разности, отличающие и отделяющие их от других христиан, а еще менее таких, которые могли бы дать отчетливые сведения о своей вере. (Badger, v. II, p. 26).

17

В Мосуле в 1849 году было 300 несторианских семейств (Badger, vol. 1 p. 82), между тем как в других городах и селениях (за исключением города Ашита с 400 семействами) число фамилий не нревышает 110 (Badger, v. 1, p. 392 – 399).

18

Заметим между нрочим, что сирский язык, хотя ныне измененный, есть родной язык несториан.

19

Badger's v. II, p. 11.

20

Там же, стр. 146.

21

Там-же, стр. 219.

22

«Missionaries researches in Armenia» by Smith, p. 391.

23

Badger, ѵ. 11, p.13.

24

Badger, v. 11, p. 11. Впрочем, эту народную молву можно, кажется, сделать правдоподобною именно тем предположением, что миссионеры-нацисты, вероятно, несторианские книги, по обыкновению, препроводили в Рим или в какую-нибудь знаменитую католическую библиотеку.

25

В настоящее время американские миссионеры, с 1860 г., завели и поддерживают по разным несторианским селениям более 50 школ, кроме того две в самом городе Урумии одну для мальчиков, другую для девочек; а в Сыр-Даге они учредили центральное училище, в котором из несторианских же юношей приготовляются учители в несторианские школы. (Несколько слов о несторианах. «Русск. Вест.», Авг. 1862 г. стр. 806).

26

Любопытно постановление одного несторианскаго собора о том, как должны творить молитву люди, не находящиеся во храме. В стоячем положении должно обратиться лицем к востоку, и, перекрестясь, сказать: «Крест Господа нашего Иисуса Христа». А при повторении этих слов должно колена преклонить к земле и сказать трижды: «сердце чисто созижди во мне Боже». Затем, если молящихся много, то они должны стать друг за другом, с распростертыми руками, устремить взор и ум на небо, к Господу нашему Иисусу Христу, и произнести «молитву Господню». После этого они должны вторично преклонить колена и сказать трижды: «помилуй мя Боже по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих омый мя от грехов моих». Затем встать, скрестя руки на груди, и, возведши очи горе, сказать: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Потом в наклонном положении, с распростертыми руками, повторить «молитву Господню». Когда это будет исполнено, тогда должно пасть ниц и в молитве семь раз произнести «Господи, помилуй нас». Затем должно молить Бога об отпущении грехов и об избавлении от бедствий. После этого нужно трижды сотворить крестное знамение сперва на лице, потом на сердце и, наконец, на всем теле, каждый раз произнося слова: «во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, спаси меня». (Из правил областного собора, заключенных в Сингадо). Это правило, по удостоверению Баджера, несторианами выполняется строго. (Badger's ѵ. 11, p. 134).

27

При входе в храм, несториане снимают с ног своих обувь, и в храме становятся на маленькое подножие – циновку, которая покрывает пол. Но прежде, нежели займет каждый свое место, они лобызают крест, лежащий на аналое, затем – руку епископа, который стоит при аналое. По окончании службы народ снова лобызает руку епископа. («Missionaries researches in Armenia» by Smith, v. 11, p. 369).

28

Там же v. 11, p. 211.

29

«The Nestorians or the lost tribes» by Grant, p. 137.

30

Только во время освящения престола можно войти мирянину в алтарь, а в другое время вход туда строго запрещен (Grant, p.174) .

31

«The Nestorians or the lost tribes» by Grant, p.174.

32

Badger, v. 1 p. 229.

33

Там же p. 222 . Так же Ainsworth's «Travels and researches in Asia Minor, Mesopotamia»; vol. 11, p. 281–285.

34

«Когда я, – говорит Перкинс, – работал в своем садике, мимо меня проходили дети несториан и приветствовали меня нa своем патриархальном языке: «allah covet isavil» (да укрепит тебя Господь)». «The Nestorians» by Grant, p. 193.

35

Grant, pp. 193 и 194.

36

Badger's vol. 1 p. 82.

37

Там же, p. 223.

38

Grant, p. 174.

39

Grant, pp. 171 и 172.

40

Там же, pp. 66, 67 и 184. Впрочем, патриарх иногда под благовидным предлогом освобождает убийцу от смертной казни. Так, при Грэнте он освободил двоих курдов от смерти, хотя, по закону несторианскому, они и должны были быть убитыми за свои поступки (р. 76).


Источник: Нынешние несториане, их учение и богослужение / [прот. Василий Михайловский]. – Харьков : Унив. тип., ценз. 1865. – 108 с. (Автор указан в конце текста).

Комментарии для сайта Cackle