Азбука веры Православная библиотека Профессор Василий Ильич Экземплярский

профессор Василий Ильич Экземплярский

(11.01.1875–03.07.1933)

Алфавитные указатели

Биографические труды

Догматическое богословие

Нравственное богословие

Основное богословие

профессор Василий Ильич Экземплярский
профессор Василий Ильич Экземплярский

Религиозный философ и богослов, публицист, «опальный» профессор по кафедре нравственного богословия Киевской духовной академии, председатель Киевского религиозно-философского общества, издатель и главный редактор журнала «Христианская мысль».

Биография

Родился в семье законоучителя 1-й Киевской гимназии и Коллегии Павла Галагана, протоиерея Ильи Тихоновича Экземплярского (1836—1905), который после рождения сына овдовел, принял монашество с именем Иероним, в 1885 г. хиротонисан во епископа.

В. И. Экземплярский — один из самых интересных мыслителей русского религиозного Ренессанса, к сожалению совершено незаслуженно малоизвестный. Его отец овдовев стал епископом (по рассказам современников чуть ли не идеальным). Окончил Киевскую Духовную Академию, где затем и преподавал нравственное богословие. В 1912 году пишет статью «Гр. Л. Н. Толстой и св. Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение заповедей Христовых», где критикует толстовское учение, подмечая однако, что в глубине устремления Толстого вполне христианские и более того — совпадают с устремлениями Златоуста. Эта статья вызвала недовольство в некоторой части епископата, что привело к увольнению Экземплярского. С 12 по 18 гг. был председателем Киевского Религиозно-Философского Общества. В 16-17 гг. — редактор-издатель журнала «Христианская мысль», в котором участвовал цвет христианской философии России: Булгаков, Бердяев, Тареев, Скабалланович, Карташев. В 17 г. восстановлен в Академии (времена изменились!). В 20 году ослеп. Дальнейшая его жизнь связанна с активной церковно-общественной жизнью (община св. Анатолия Жураковского). Его мысль в главном своем потоке посвящена евангельской этике, в особенности социальной (одна из главных книг — «Учение древней Церкви о собственности и милостыне»); разрыву реальной жизни Церкви и «христианского общества» с этой этикой. Экземплярский напоминал, что если как надо выполнить хотя бы одну заповедь Спасителя, то мир сочтет это чистым юродством (и по другому быть не может, о чем впрочем учил и Сам Спаситель…). «Восстань во имя Христа против обычаев мира, и миллионы раздавят тебя, не люди даже, а этот самый быт, весь уклад жизни раздавит, — и не как героя, не как мученика за Христа, не как преступника даже, а просто как человека, неспособного к жизни, ненормального, чудака, самодура» — писал киевский философ. Отметим еще его борьбу со смертной казнью, его «недоумение», что защитниками легализованного убийства выступает «христиане», а противниками — атеисты… Экземплярский боролся за активную позицию христиан в отношении социального зла, за возвращение церковной жизни к евангельским и святоотеческим идеалам.