91. Поучение в день рождества Пресвятой Богородицы
Величайший у нас ныне праздник! Ныне воспоминаем мы дарованную Богом радость всему миру, ибо ныне родилась и явилась на свет та Дева, из Пречистой утробы, Которой родился по плоти Христос, Бог наш, Который взял на Себя грехи наши, снял с нас проклятие Отца небесного, разрушил смерть и даровал нам жизнь вечную.
Была у нас некогда первая мать праматерь Ева, что значит жизнь. Но она не была истинной жизнью, ибо первая подала мужу своему Адаму смерть, да и всем своим потомкам передала смерть. Все от нее рождающиеся умирали и умирают. Поэтому, хотя и у каждого из нас есть своя матерь по плоти, однако мы от нее все же рождаемся смертными. Но Бог по милосердию Своему сделал то, что мы в другой раз рождаемся уже не от похоти мужеския и женския, но от Самого Бога, погружаясь в воды крещения, не для временной только жизни рождаемся, но и для вечной. Вот что даровала нам чрез Сына Своего и Бога нашего Царица небесная, Матерь Господа Вышнего.
Сколько же радостного принесла нам на землю Матерь Господа! Вечную жизнь, ибо родила Сына – источник вечной жизни. После этого спросим: так ли нам надлежало бы праздновать сей благознаменательный день? Много ли было вчера на утреннем Богослужении? Много ли и теперь во храме Божием из тех, которым дарована жизнь вечная? Да и то еще должны помнить, что Царица небесная, как истинная Матерь наша, и теперь грешный мир посещает и всегда на земле среди нас пребывает. Она есть Матерь всех скорбящих, взыскательница погибших, скорая помощница всех страждущих. Что же мы? А мы часто забываем нашу истинную Матерь, оставляем этот единый и единственный источник жизни и ищем жизнь там, где скрывается смерть и погибель наша. Кто мог бы этому поверить, если бы это не было так на самом деле? Спросите: где ныне те, которых нет в храме, которые не явились пред лице Матери Божией в день Ее рождества? Ах! они ищут не жизни, но смерти там, где царствует смерть. «Ты моя истинная жизнь, – говорит пьяница, смотря с услаждением на пьянственную чашу, – я свет вижу в этом стакане, я делаюсь смелее, бодрее, разумнее и веселее, когда напьюсь того или другого напитка». Ах, он не видит, несчастный, что в этом стакане его смерть! «Ты моя жизнь, – говорит богач, собравший кучу злата и сребра, – тобою я живу на свете, для тебя я тружусь. Яждь, пий душа и веселися, имаши блага многа, лежаща на лета многа»66. Ах! Сия мамона, сей идол, твоя смерть, твоя погибель, ибо в сию же нощь, быть может, душу твою истяжут от тебя, и кому ты оставишь свои сокровища? «Жизнь моя», – говорит распутный, упоенный красотой какой-нибудь развратной женщины и обоготворяя своего идола, не видит сей слепец, что смерть ему приносит сия красота. Многие во многом ищут своей жизни или лучше вечной смерти, оставляя и забывая про свою истинную Матерь, про свою Царицу Богородицу, про свой источник вечной жизни. Спросите после этого, много ли между нами найдется тех, которые ищут истинную жизнь у истинной своей Матери? И мы, которые лобызаем здесь пречестный лик Божией Матери. У кого из нас там, за стенами храма сего, нет своего любимого идола, к которому по выходе отсюда станем простирать взоры и руки? Здесь возжигаем свечи, а там воспламеняем страсть, здесь хладную молитву приносим, а там пред своим идолом изливаем всю свою душу, здесь две лепты тратим, а там не щадим никаких сокровищ. Ах! Людей мы можем обманывать, но Бога никогда! Видит, видит наши души и сердца Матерь Господа и соболезнует о нашей слепоте, как некогда соболезновал Сын Ее о несчастном Иерусалиме. Но Матерь Господа, Которая спасает нас от погибели, непрестанно молится к Сыну своему и Богу нашему о нашем вечном спасении: Она не хочет, чтобы мы погибли в слепоте нашей, во грехах наших, Она любит нас более всякой матери.
Мати Божия! Царице Небесная! Спасай нас Своим милосердием и покровом. Аминь.
* * *