Источник

90. Поучение в ту же неделю

«Начаша вкупе отрицатися вси». (Лк. 14:18).

Господь учредил вечерю велию празднество великое в Царстве Своем, в доме Своем. Царство это – царство благодати, дом этот – Церковь Божия. В этом-то царстве, в этом-то доме предлагается и телец упитанный, или Агнец Божий, вземляй грехи мира64, и пища слова Божия, или учение Пророков и Апостолов, и таинства всякие, и вода жизни, текущая в живот вечный, многоразличные дарования Духа Святого. На это-то пиршество пригласить Господь послал раба Своего, или, лучше сказать, под видом раба единородного, возлюбленного Сына Своего. Но званные Фарисеи и Саддукеи некогда, а ныне богатые и знатные, отказываются от Царствия Божия, от Церкви Божией: не принимают ласкового приглашения Божия, не хотят слышать кроткого Его зова. Что ж? Разве пир Божий может быть без званных, без посетителей, без пирующих? Мало ли по улицам нищих, убогих, кривых, слепых: их-то Господь и повелел пригласить вместо знатных и богатых, которые отказались от Божия пира по разным причинам: кто землю нанял, кто волов накупил, кто жениться задумал. Все они нашли причины отказаться. Очевидно, причины самые неизвинительные. Удивительное дело, что эти люди, занятые прибытками всякого рода, бесполезны и для Бога, и для себя, и для людей. Для Бога бесполезны, ибо не хотят потрудиться, послужить Богу, помолиться, помочь нуждам церкви, оказывать пособие служителям алтаря, принести какой-либо алавастр мира, дабы помазать ноги Спасителя, пожертвовать на ризу Царицы небесной. Для себя они бесполезны, ибо собирают тленные сокровища на погибель души. Чьими руками? Руками бедняков. Могли ли бы они торговать и наживать огромные капиталы хлебом, если бы честно расплачивались с земледельцами, обрабатывающими землю? Кто им строит дома, суда? Бедняки. Кто им шьет обувь, одежду и все работает? Бедняки. A бедняки все-таки остаются бедняками: «Работающие, – говорю, – не те, которые живут в больших палатах, но те, которые живут в хижинах, нужду которых не знают богачи». Напрасно они гордятся пред бедняками. Не будь на свете бедняков, не было бы и богачей: не имели бы они за что строить дома, театры, лавки, не наряжались бы в модные наряды, не имели бы блестящих экипажей и лошадей. Странно, если бы бриллиант гордился пред свечей тем, что он дорог и издает много блеска, тогда как весь блеск драгоценного камня зависит от свечи. Потушите свечу, и блеск пропадает на камне. Подобно сему странно видеть, когда богатый гордится богатством пред бедняком, тогда как вся цена, все достоинство богачей, весь блеск их зависит от бедняков, от их тяжких трудов. Далее, самое спасение богатых, можно сказать, зависит от бедняков. Бедняки только и могут вымолить у Господа им прощение грехов, так как Господь ублажает убогих и бедных, нищих, плачущих, труждающихся и подвизающихся в монастырях, скитающихся в вертепах и пропастях земных, и тех, которые живут милостыней. Сам обнищав, принял вид раба, послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя65.

О, поистине, много званных, но мало, очень мало избранных, особенно мало спасающихся из богатых и знатных мира сего! «Имеяй уши слышати да слышит». Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle