71. Поучение в день Казанской иконы Божией Матери (о холере)
«Диавол, яко лев рыкая, ходит иский кого поглотити». (1Пет. 5:8).
Действительно, кто-то ходит между нами, только не знаю, кто ходит: диавол ли ходит или Ангел смерти, который в Египте избил всех первенцев Египетских. Ходит сей Ангел смерти и в нашем городе по улицам и по домам, хотя мы его не видим, только видим старых и юных, поражаемых болезнью холеры. Но мы знаем, что и влас главы нашей не погибнет без воли Отца небесного54. Ему служат Ангелы, Ему повинуются и бесы. Его слушает небо и земля, Его волю исполняет огонь, вода и воздух, и все твари, видимые и невидимые. И кого повелит Бог поразить болезнью, тот и умирает. За что нас Господь поражает сей лютой болезнью и смертью? Очевидно, за что – за грехи наши. Какие грехи, такая и болезнь, и смерть. Чем согрешаем, тем и наказываемся: чревом согрешаем, чревом и наказываемся, ибо роскошь, пьянство и разврат воцарились между нами. Языком согрешаем, языком и наказываемся: ибо болезнь сия отнимает голос и речь, так что умирающий не может никак пересказать грехов своих. Руки согрешают любостяжанием, и руки холодеют и деревенеют. Ноги согрешают хождением на путь нечестивых, в театры, в гостиницы, в сад на зрелища, в корчемницы. И ноги холодеют и деревенеют, и руки, и ноги мучатся судорогами, корчью, стягиванием жил.
Сердце терзается у родных, знакомых и друзей, смотря на муки умирающего. Да, «лев возреве, и кто не убоится? Господь Бог возглаголет, и кто не устрашится?»55 – взывает Пророк. Ей! Я видел в Воскресенье сотни человек пьяных, среди которых лежали два покойника, и несколько человек, терзаемых болезнью, которых мучили судороги и корчи и которых мы напутствовали святыми Тайнами. Одни пьяные валятся наравне с холерными, а другие пьяные пели песни и если не телом, то душой давно умерли. Не знаю, как об этом несчастье думать и что сказать? Диавол ли посмеивается погибели человеческой, охватывая нас, как сетью, и покрывая, как тьмой, упоевая хмелем, как бы некиим ядом, или уже мера долготерпения Божия истощилась, и Бог попустил грешникам насильственной смертью погибать в похоти сердец их.
Но неужели нет уже между нами благочестивых? Неужели мы все уже ни Бога не боимся, ни добрых людей не стыдимся? Но лев возреве, и кто не убоится? Господь Бог возглаголет, и кто не устрашится?56 Когда смерть станет поражать десятками и сотнями, кто тогда не убоится, не подумает о своей смерти? Доселе мы говорили вам о могущем постигнуть нас Божием наказании, а теперь сами видите, что это наказание нас посетило. Теперь сам Бог говорит к нам чрез лютую болезнь, холеру и смерть. Где нам найти праведного Ноя, который бы возвестил нам о всеобщем потопе? Где найти Лота, предъявляющего о поражении града нашего, подобно Содому и Гоморре? Кто укажет на Иону, Пророка, могущего привести нас к покаянию, подобно Ниневитянам? Кто поднимет за нас руки, взоры и сердце к небесам и умилостивит Бога или Царицу Небесную, или святых ходатаев наших пред Богом? Боже! Боже! пощади нас, бедное создание Свое, и прежде нежели погибнем, спаси нас и помилуй нас. Аминь.
* * *