Источник

58. Поучение о рабстве греховном

Случалось ли вам, христиане, когда-либо быть в темнице и смотреть на преступника, которого и руки, и ноги, и шея обременены тяжкими цепями, да еще прикован к стене? Таков человек, которого душа скована грехами. Там, по крайней мере, не сам себя человек приковал, не сам обременил себя цепями, а люди и закон, а грешник сам себя приковывает ко греху. Сам надевает на себя и носит тяжкие вериги, цепи, ношу невыносимую. Что тяжелее пьянства, когда и ноги, и руки не служат, голова клонит долу, свет вокруг крутится, день кажется ночью? Не так ли тяжело распутство? Не так ли обременительно любостяжание и всякий грех? Но преступник ожидает временной казни, а грешник – вечной. И там и здесь всему причиной злая воля. А посмотри на человека добродетельного: его ничто не беспокоит, ничто не обременяет, ничто не отягощает. Его утроба не обременена сластолюбием и роскошью, ибо он положил меру воздержания в пище и питии постом. Его голова не болит от похмелья, ибо он бережется пьянства. Он не боится завистников, ибо не собирает излишнего богатства, не боится воров, ибо не имеет сундуков, наполненных златом и сребром. Его не мучит честолюбие, ибо он в смирении находит утешение. Его не устрашают мечты воображения, потому что он не допускает в голову свою мыслей нечестивых. Его сердце не трепещет, потому что он ничего не украл, никого не обидел. Его сердце переполнено любовью к Богу и ближним, ибо он в этом находит великое утешение. Совесть его не мучит, ибо он не чувствует на себе тяжкого греха. Да, кто живет с Богом, тот никого не боится, ничего не устрашается, все дни проводит в духовной радости. Слез достойны одни грешники, которые, обременяя совесть грехами, влачат жизнь самую горестную.

Преступник ненавидит свои узы, свою темницу, а грешник любит свои цепи, гордится ими, даже нередко хвалится! О, как сластолюбец хвалит любимое блюдо! а о том, что утроба его часто мучится болями, умалчивает, как пьяница хвалит водку или вино! а о том, что он падал от пьянства, как камень, валялся в грязи, как нечистое животное, что его, пьяного, прибили, что он, пьяный, много наделал беды себе и своему ближнему, о том молчит. Хвалится любостяжатель своими постройками и сокровищами, а о мучениях совести молчит, а о плутовствах своих ничего никому не говорит. Хвалит распутный свою Иродиаду, а о мучении совести и бесстыдстве, о тревоге души, о своем падении умалчивает. Любит грешник свои цепи, свое рабство, и когда приходишь к нему, больному уже или на краю могилы лежащему, он и тут, вместо того, чтобы оплакивать свое рабство, свое безумие, чтобы принести плоды покаяния, спрашивает о том, скоро ли он выздоровеет?

Преступника запирают в темную клеть, а ты сам прячешься от людей и от Бога добровольно. Так Адам скрывался среди ветвей древесных, но можно ли скрыться от Бога? От людей можно скрыться, и то на время, но от Бога – никогда, ибо Он и в темноте видит, как в ясный день: Его очи тмами тем крат светлейшие солнца суть. От Него нигде не скроешься. Он всегда при тебе, днем и ночью, и на море, и на суше, и в доме, и на пути, и на земле, и на небе. Сбрось, сбрось лучше узы грехов твоих, изведи себя из твоей греховной темницы, омой себя слезами покаяния, освободи себя от тяжести грехов, камнем лежащих на твоей душе, на твоей совести. Умоляй Господа, да освятит Он темницу души твоей, да просветит, да очистит, да омоет Своей благодатью для того, дабы не обличил, не опозорил Он тебя некогда пред всей вселенной и пред всеми святыми и Ангелами.

Боже! вразуми нас и спаси нас. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle