16. Поучение в неделю Крестопоклонную
Почему святая церковь на все дни наступающей седмицы ставит крест пред очами нашими? Потому что когда мы станем строго нести пост и часто посещать храм Божий и молиться в это самое время враг спасения, диавол поднимает против нас духовную брань, невидимую войну, восстает на нас со всеми своими силами, со всеми своими хитростями: то мысли скверные влагает в нашу душу, то сны самые отвратительные, то возбуждает гнев, то вооружает против нас человека, врага, то искушает тем или другим образом. И что ж? Как только оградишь себя святым крестом, тотчас мысль нечистая тебя оставляет, страсть ослабевает, гнев унимается, враг отступает. Словом, крест есть самое сильное и самое действительное оружие против врагов видимых и невидимых.
Почему крест имеет такую чрезвычайную силу? Потому что на нем распят был Сын Божий, потому что он окроплен кровью Спасителя и стал страшен для бесов. В кресте Божеская сила. Крест умертвил смерть, крест убил вражду, бывшую между Богом и человеком. Крест примирил небо с землей. Крест очистил воздух, освятил землю и может исцелять больных, воскрешать мертвых, творить великие чудеса.
Как же нам не пользоваться Божественной силой креста? Как же нам не употреблять это оружие при молитве, при начале и окончании работ, при начале сна и востания, при нападении на нас разных искушений, соблазнов, бедствий, болезней, словом, всегда и везде, днем и ночью, в доме и на пути в счастье и несчастье?
Не видите ли, что на кресте изображен распятый Сын Божий, понесший за нас тяжкие муки? Для чего это изображение? Для того, дабы ты, христианин, помнил. Кто тебя спас от погибели и каким оружием ты спасен, чтобы ты знал, каким путем взойти тебе на небо, чтобы ты знал, что и тебе нужно нести крест до конца жизни твоей, какой тебе Господь пошлет, и нести с глубоким смирением, уничижением и с радостью, как Христос нес его на Голгофу. Отец небесный не пощадил Сына Своего единородного, но допустил Ему тяжко пострадать за твои грехи. Ты ли пожалеешь греховную плоть свою? Ты ли пощадишь свои страсти? Ты ли подорожишь тленными своими сокровищами и всем, что в мире прельщает тебя. Похоть плоти, похоть очес и гордость житейская?
Не безумно ли поэтому поступаешь ты, христианин, который отвергаешь крест, который идешь путем широким, живешь пространно, питаешься роскошно, умножаешь страсти, отвергаешь пост, не хочешь идти путем узким, тернистым, путем злостраданий?!
Тяжки наши страдания, но они временны, они ничтожны против тех мук, которые ожидают грешников в аду. Сии вечны и бесконечны. О! не избежит сих мук тот, кто не хочет нести крест жизни, кто не хочет отвергнуться своей воли, своей греховной жизни, своих желаний. Христос Господь сказал: «Кто хочет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю; а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, обрящет ю»18. Помни это, христианин, и с любовью неси крест жизни твоей. Аминь.
* * *