Источник

112. Поучение в ту же неделю

Нынешнее Евангелие надлежало бы христианину не только знать, но и хранить в памяти, всегда и постоянно читать. Я уверен в том, что каждый из вас оное знает, но не каждый ли и забывает это весьма достопримечательное Евангелие о богаче и Лазаре, в лице которых живо и явно Господь изобразил жизнь настоящую и загробную, участь всякого бедняка и богача? Посмотрите же еще на жизнь богача и бедняка в настоящей жизни: один пирует каждый день, а другой каждый день ожидает новых бед. Один живет в белокаменных палатах, а другой на улице со псами жизнь проводит.Один на мягкой постели почивает, а другой на гноище. Один музыку слушает, принимает льстивые похвалы ложных друзей и нахлебников, другой слышит лай псов и ощущает их угрызения. Один одевается в дорогие и роскошные наряды, а другой суровым рубищем прикрывает от холода гноящиеся свои раны. Там радость, веселие, ликование, а тут слезы и плач. Там всего вдоволь, а здесь черствый кусок хлеба, да и тот не всегда бывает. Скоро или нескоро, но могила приняла обоих – и Лазаря, и богача. И только пышное и богатое погребение в последний раз блеснуло над богачом. Бедняка нищего сострадательные люди похоронили без всякой церемонии.

Но посмотрите, какая перемена участи обоих там, по ту сторону гроба? Одного ангелы отнесли на руках, а другого бесы повлекли в ад. Один отнесен на лоно Авраамово, в рай, а другого бичами погнали в ад. Одному предоставлена вечная жизнь и вечное блаженство, а другому – вечная бессмертная смерть и адские мучения. Одному дано все, чего ни пожелает, а богачу и капли воды никто не хочет подать; один среди света и вечного блаженства, а другой в страшной тьме, среди вечных мучений. Один среди ангелов и святых и пред лицом Божиим, а другой среди бесов, злодеев, всякого рода нераскаянных грешников пред лицем князя бесов. Один слышит сладчайшее пение Ангелов, а другой – рев, рыкание и раздирающее душу завывание демонов, бесов, злых духов. Нечего после этого спрашивать, кто счастлив на том свете: бедняк или богач. Такова блаженная участь ожидает всех почти бедняков, такова ужасно горькая участь ожидает всех почти богачей. Что ж ты ропщешь, что ты бедный человек, что ты не имеешь белокаменных палат, что ты не нажил большого капитала? Или во аде хочешь проживать после смерти? Не думаю. Так не ропщи же на Бога, не жалуйся на свою долю, а в бедности утешайся той мыслью, что ты будешь блаженствовать после смерти. Ты еще не лежишь пред воротами богача. Быть может, ты имеешь землянку. Ты не так несчастен, как Лазарь. Но все же ты счастливее в настоящей жизни, нежели Лазарь.

Мы часто встречаем в наших землянках и печи топленые, а Лазарь на улице летом и зимой лежал. Встречаем в землянках некоторого рода довольство, а Лазарь ничего не имел, жил милостыней. Наши нищие и родных, и друзей имеют, подчас веселие и радость вкушают, а Лазарь дружбу вел с одними псами. Зато у Лазаря, может быть, и терпения, и смирения, и веры, и благочестия было больше, нежели у наших бедняков, которые только ради милостыни посещают церковь Божию. Все же бедняк больше имеет надежды на милость Божию и на вечно-блаженную жизнь, нежели богач. Я ничего уже не говорю о грехах, но знаю, что богачу все помогает грешить: и деньги, и наряды, и ложные друзья, и демоны, и все, все, а бедняк без денег не бросится на грехи. Жаль и бедняка, если он при бедности за грехи свои попадет не в рай. Жаль и богача, который мог бы милостыней купить рай, да не купил, а купил себе за свои деньги ад по своему ослеплению.

Помилуй, пощади, Господи, и тех, и других от вечных мучений ада! Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle