46. Православные не должны в нужде обращаться к раскольникам
(К прихожанам, живущим среди раскольников).
Есть много селений в нашей земле Русской, в которых вместе с православными живут и раскольники. И должно заметить, что, в большинстве, последние живут богаче первых, чем и хвалятся. „Вот, смотрите, говорят, что наша вера правая и из того уж видно, что не бьемся подобно вам с копейки на копейку, а в полном довольстве живем.» Заблуждение жалкое! Ибо неужели спасение в богатстве заключается? Но дело не в том. Худо то, что когда православного крайняя нужда постигает, таковой часто к раскольнику за помощью идет, а сей пользуется этим, как случаем, чтобы совратить бедняка в свою веру и нередко совращает. Поэтому тем из вас, православные, которые живете среди раскольников, ходить к ним в нужде за помощью никогда бы мы не советовали; ибо в противном случае и не заметите, как они увлекут вас на путь своих заблуждений и вы погибнете.
Преподобномученик Иларион, память которого совершается 20 сентября, в юности поступил в услужение к одному хиосскому купцу. Купец этот, раз отправляясь в Хиос, оставил Илариона (в мире Иоанна) с другим, служившим у него, христианином в лавке своей, без должного учета находившемуся в лавке товару. Возвратившись из Хиоса, купец стал подозревать их, и преимущественно Илариона в утайке 800 сребренников, вырученных ими за товар, и грозил нанести ему много зла, хотел даже снять с него рубашку, если он не выплатит денег. Иларион обратился было за помощью к дяде своему, но тот отказал ему. Не перенося такого насилия и несправедливой клеветы, и возмалодушествоватъ от печали, Иларион пошел к одному турецкому начальнику, объявил ему о своем горе и просил у него помощи. Начальник сказал: „великое доставлю тебе счастье, если только потурчишься, так как я много могу у царя и у матери его.» Иларион, омраченный как стеснительным своим положением, так и действием дьявола, согласился на нечестивое предложение, и начальник тотчас же доложил о том матери Султана, а эта известила царя. Несчастного немедленно потурчили, одели в драгоценное платье и определили к нему учителя для обучения его турецкой грамоте. Только благодать Божия впоследствии спасла Илариона от конечной гибели, и счастье его было, что он скоро в страшном грехе своем сознался и, чтобы загладить оный, принял мученическую смерть (Пат. ч. 2, стр. 204–205).
Бойтесь же, братья, даже и в крайней нужде обращаться за помощью к волкам в одежде овчей. Вы сами знаете, как они, т.е. раскольники, живущие с вами, хитры, лукавы, и как они и без обращения вашего к ним, устрояют козни и расставляют сети, чтобы уловить вас в свое беззаконное общество. Зачем же самим идти в погибель? Лучше, сто раз лучше и всякую бедность и нищету перенести, нежели сделаться христопродавцем и переменить свою святую православную веру из-за какого-нибудь рубля. Не забывайте при этом, что всякий грех и хула, по слову Спасителя, простятся человекам, а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится (Лук. 12:10). Что это значит? То, что под хулою на Духа Святого в словах Спасителя именно и разумеется отступление от веры и конечное ожесточение и упорство в этом отступлении. Убойтесь же страшного Суда Божия,–и в нужде и без нужды, как можно дальше бегайте от влекущих вас в конечную погибель – раскольников. Аминь.