77. О беспечности грешников во время холеры
Меня поражает не великость гнева Божия, не лютость смерти скоропостижно умирающих, – а удивительная беспечность грешников. Кто прежде пьянствовал, тот еще больше в эту болезнь стал пить; кто прежде гневался на ближнего, тот с большею яростью стал теперь нападать на брата; кто прежде предавался разврату, тот теперь большему предается беззаконию; сребролюбец радуется, что умирают покойники: „идет, дескать, требование для украшения гробов“; гордый не смиряется, гневливый не унимается; бранчивый продолжает ругаться; любящий осуждать ближнего – продолжает грешить; словом – каждый грешник не видит смерти, не видит гробов, не слышит плачущих отцов, матерей и детей. Это, говорю, меня поражает более, нежели самый гнев Божий.
Мертвый перестает грешить, а живущий продолжает ряд своих беззаконий. Ты не называй великим наказанием Божиим смерть; а считай великим наказанием грехи человеческие; ибо не смерть, но грехи наказываются вечными мучениями ада. Умерший счастливее живущего, потому что перестает грешить, не ведет дружбы с бесами, не мучится страстями и, как не грешит, то и мук своих не увеличивает; а что заслужил, то и получит. Если бы жил, то больше бы нагрешил, и большие заслужил бы муки во аде. Имейте же и вы сострадание – не к мертвым, а к живым. Странно поэтому судят и те, которые говорят: „бедняков поражает холера, а не богачей“. Совершенная правда: бедняки умирают, – бедняки и деньгами, и грехами; потому, что бедняки более приготовили себя к смерти, нежели богатые; смерть не боится ни тех, ни других, ни царей, ни князей, ни богатых, ни бедных: громы ее равно поражают – и высокий дуб, и полевую былинку; ибо ею управляет сам Бог. А если так, если смерть поражает по указанию Божию, то знайте, что с великою мудростью и правосудием Он управляет смертью, и – если богатых – и то до времени – не поражает, то – или хочет, по Своему правосудию, чтобы они за временные их добрые дела насладились временными благами, так как они не заслужили награды вечными благами, или – по их нераскаянности оставил их свободно предаваться страстям, дабы вполне заслужили вечные мучения ада, или хранит их на более продолжительное время покаяния, так как они могут сказать на суде Божием, что „они покаялись бы, если бы долее жили на свете“. У Бога все, что делается, все делается по премудрому устроению.
Богачи не нужны Богу, – они, быть может, своею жизнью и грехами перешли меру наказания Божия, и если умерли душою от роскоши, разврата и забвения Бога, то телесная смерть для них бесполезна, жить ли они будут, или умрут. А может кто из них покается; но трудно богатому как покаяться, так и войти в царствие небесное, – разве он раздал бы все имение свое на нищих, и сам стал бы жить милостынею? а кто из них на это решится? Никто! Страшно, однако, можно сказать, что никто из них, быть может, и не покается. Разумеется, богатому и смерть страшнее и лютее, нежели бедняку; но Бог мудро управляет косою смерти, – знает, кто покается, и кто не покается; кому полезна смерть и кому не полезна; кому полезнее умереть, для пресечения потока беззаконий и кому пожить на свете. О, Боже! прах и пепел все мы пред Тобою! Только дорог Твой образ в нашем гнусном теле; но Ты видишь и знаешь, в каком теле он очистится, и в котором не очистится; в котором озарится, и в котором помрачится; в котором годен будет для рая, и в котором для вечного пламени ада.
Господи! пощади и помилуй нас. Аминь.