Источник

76. О несчастном состоянии умирающих от холеры

Часто говорил я, что по причине умножения грехов наших – мы должны ожидать от Бога больного и тяжкого наказания; но одни не верили этому; а другие думали, что я гадательно говорю – так сказать, на ветер. Теперь – пусть неверующие посмотрят своими очами на свое несчастье и на несчастье своих ближних. Жаль смотреть на то, что умирают люди среди своих неоконченных дел и занятий: тот дом не достроил, другой – не продал всего товару – не окончил счетов по лавке, по торговле; третий не расплатился с людьми, не примирился с врагом, не доплел сети, не дошил одежды, обуви, – словом многие на половине дела своего заболели и – умерли; жаль и тех, которые не пристроили детей или оставили их малолетними – на чужие руки; но всякое такое и подобное горе – не так велико; кто сотворил человека, тот его хоть чужими руками воспитает. Бог может вложить в чужое сердце любовь к сиротам, и они вырастут, а злострадание сделает их благоразумными; – это еще не великое несчастье; – я признаю величайшим несчастьем смерть без покаяния. В настоящей болезни каждый почти умирает без покаяния. – Слез нет, дабы оплакать грехи свои пред Богом; голоса нет, чтобы высказать и припомнить все грехи при чрезвычайном томлении больного, при тоске, при страшных судорогах, при болезни всего тела; наконец, ни один не может достойно принять святейшее Таинство – или по причине тошнот и устных извержений, или по причине скоро наступающей смерти. Несчастен больной, несчастный и пастырь, решающийся по просьбе родных вверить святыню в нечистые уста, в нечистую утробу, и в нечистую душу. Заметьте еще и то, что умирающие такою болезнью быстрому предаются тлению – до того, что мы встречали погребаемых в половине суток. Скажите мне, – спрашиваю вас, – кто меня уверит, что умирающие такие умирают как истинные христиане, что души их будут оправданы пред Богом? – тогда, как чаще умирают или развратные, или нетрезвой жизни, или те, которые давно уже говели, или те, которые даже в великий пост не говели? Кто меня уверит, что так умирающие будут оправданы пред Богом, и не будут брошены во ад? „Бог милостив“, говоришь ты. Да почему же ты не милостив сам к себе, и не говеешь часто, и не исповедуешь всех грехов своих, и не отстаешь от любимых беззаконий? Чтоб достойно умереть – надобно непременно бросить грехи, пересказать их пред Богом и духовником, оплакать их и принести плоды покаяния милостынею, молитвами, добрыми делами надобно загладить все грехи, уплатить все долги, все порчи душевные и телесные уврачевать; а смертные грехи требуют многих лет для очищения; не явно ли, что в сей болезни умирают люди во грехах, идут на суд Божий с грехами на совести? Грехи не одежда, – их нельзя вдруг сбросить. Вот это-то и есть великий и тяжкий гнев Божий! Хоть бы недельку, две – поболеть; – так нет: – умирай в одни сутки; да еще болеющий до самой смерти не верит, что он умрет. Боже мой! кто даст мне источники слез, чтобы оплакать горе и несчастье, поражающее нас? Вчера сидел человек и говорил о смерти других, – а сегодня его самого на свете не стало. Слабый остается, а крепкий человек падает и умирает. Оплакивай ближнего и сам ожидай смерти, – и станем все готовиться хоть наскоро к смерти.

Боже! Боже! не поражай всех нас сею лютою смертью, но пощади и помилуй нас. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle