Источник

70. О холере

Не хощу смерти грешника86. Почто же Ты безгодно и безвременно умерщвляешь нас Господи; если не желаешь смерти грешнику? Почто умерщвляешь человека, который и не чаял и не ожидал смерти? Иной пировал с друзьями и веселился – и вдруг заболел и умер. Не хощу смерти грешника. Истинно Господь не хочет смерти грешнику кающемуся, но нераскаянный, хотя бы Бог и не хотел ему смерти – умрет; ибо он давно умер душою, а телу его недалеко осталось до смерти. Да хотя бы ему желали жизни все святые и сама Царица небесная; но если он обременил совесть тяжкими смертными грехами, не говел несколько лет, жил долго в пьянстве и распутстве, то он непременно умрет. Не хощу смерти грешника, – да, к несчастью, сам грешник смерти себе желает; желает пьяница, который не перестает пить; желает себе смерти развратный, или развратная, которые не хотят разорвать преступную и беззаконную связь; желает смерти сребролюбец, гневливый, завистливый и другой грешник, который упорствует в своем грехе. Так, кто во грехе упорствует, кто нераскаянно живет, презирает святую церковь, посты, – тот давно умер душою, хотя и не желает, по-видимому, себе смерти; а мертвому душою очень, очень легко умереть и телом. Итак, если Бог не желает тебе смерти, – почто же ты сам себе желаешь? Если любишь грех более, нежели любишь Бога; то ты желаешь себе смерти; если не слушаешь пастырей и святого Евангелия, и делаешь противное заповедям Христовым; то сам себе навлекаешь смерть, сам себе ищешь погибели. Не хощу смерти грешника. Бог доказал, что Он не хочет нам смерти; если послал единородного Сына Своего на землю, допустил Ему умереть лютою смертью; даровал благодать крещения и искупления – и все даровал, что нужно к благочестию, к святости, и вечному нашему спасению. Очевидно поэтому, что мы сами себе враги, сами себе зложелатели. Станем же умолять Господа, чтобы Он хотя один год даровал нам для покаяния, и если после этого уже не покаемся, то тогда уже подрубил бы древо жизни нашей, проклял бы нашу бесплодную смоковницу. Вот Господь хотел погубить великий город Ниневию, назначил для этого времени всего три дня; и когда увидел, – что и люди, и дети и скоты смирились, и стали морить себя голодом – Господь переменил Свое определение, – оставил город не погибшим. Дал Он срок для покаяния и допотопным человекам, да какой срок? Сто двадцать лет – срок большой, кажется, в который можно было бы им покаяться; и праведный Ной не преставал им об этом напоминать; но поскольку они с Ноя смеялись, и продолжали пить, гулять и веселиться, – то все погибли. Спросишь: „как нам каяться?“ Брось все житейские дела, закрой питейный дом, перестань пьянствовать и развратничать, и смирись пред Богом, и плачь, и горюй и постись и непременно исповедай пред Богом, все грехи свои, да не ты один кайся, а весь город, – пусть закроют все корчемницы, все развратные дома; – а если один кается, а тысячи продолжают грешить – какое это покаяние? Я правду вам говорю, – а вы как знаете; но помните, что смерть над вашею головою, и, Бог весть, что далее будет – кто из нас останется жив, кто умрет.

Боже! пощади людей Твоих – православных христиан. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle