71. В день Преображения Господня
Воспоминая ныне о том преславном Преображении Господнем, которое случилось пред очами святых апостолов на горе Фаворе, нам надлежало бы ныне радоваться и веселиться при одном представлении будущей нашей славы, ибо, если мы будем в раю с Богом и Его святыми; то, по подобию Иисуса Христа, и наши ризы будут белы, как снег, и лицо воссияет, как солнце; ибо, если наша плоть, которую принял Христос на Себя, так просветилась; то и Христова плоть, которую мы теперь принимаем, вкушаем – сделает наши собственные тела столько же славными и светозарными; но как Моисей и Илия при этом событии – при Преображении Господнем – ни о чем не нашли приличнее беседовать с Господом как, о предстоящем Ему страдании и смерти; то и я нахожу необходимейшим, даже – в этот самый час, беседовать не о чем другом, как о нашей смерти, ибо и нам она предстоит и в эти дни угрожает. Какова слава нас ожидает на небе – то еще увидим, если увидим, – но какое нас покрывает ныне бесславие во гробе, то это приводит нас просто в ужас. Как? чтобы это черное, смрадное тело, покрытое мраком смерти, наполненное червями – некогда прославилось? Ах! христиане, плачу и я и рыдаю, когда размышляю о смерти и вижу моего брата во гробе безобразного, бесславного, не имеющего никакого вида, и кто это лежит во гробе? Тот человек, который создан по образу и по подобию Божию, ради которого снисшел на землю Сын Божий. Как, это человек, сотворенный для славы и бессмертия – стал добычею смерти? Как, это сотворенный для нетления превращается в безобразный труп? Это тайна, пред которою цепенеет наш разум. Но не будь смерти, никогда небыли бы мы бессмертны. Если семя пшеницы не истлеет, то и не вырастет колос; если зерно древесного плода не сотлеет, то никогда не может из него вырасти дерево. После этого, почему бы нам не умирать со спокойным духом и мирною душою? Ах! есть семена сухие и бесплодные и пустые, которые и по сотлении, не имея жизни, не вырастают, не приносят плода! Есть тела человеческие, которые останутся безобразными, бесславными и бесплодными на веки, – те тела, в которых жили души, не приносившие никаких плодов добродетели. Вот почему не каждое тело, полагаемое во гроб, бывает одинаково мрачно, смрадно, безобразно. Одни тела издают страшный смрад, а другие разливают вокруг себя благоухание. Кто видел нетленные мощи святых, тот заметил такое различие. Что же нас ожидает с тобою, брат мой, которые готовимся лечь во гроб? А надобно нам готовиться, ибо смерть ходит по городу, ходит по людям. Ах! как не хочется умирать! Если люди, некогда живя до 900 лет, да и то говорили: „малы и злосчастны были лета жизни моей“, – как сказал патриарх Иаков; то проживши полсотни лет – можем ли говорить: „я нажился на свете“. Да, мы мало живем на свете, сравнительно с патриархами, зато много грехов успеваем нажить. Ах! грехи, грехи! как они безобразят душу и тело человека!
Кто из нас, умирая, может быть уверен, что после смерти тело его и душа воссияют, как солнце; что он после смерти окружен будет таким светом, каким окружено было тело Спасителя на горе Фаворе? Надобно омыть прежде все грехи покаянием, или пострадать в жизни, и умереть смертью праведника, чтобы смерть была для нас не страшна, чтобы мы умирали с полною верою и надеждою на вечно блаженную жизнь. Ходи в церковь и омывай грехи свои слезами, чаще приобщайся животворящему телу и крови Христовой, дабы смерть не постигла тебя нечаянно. Желаешь получить на небе вечную славу, не бесславь себя пороками, не черни грехами, не безобразь беззакониями, – умри греху и оживешь для неба, умри страстям, – борись со врагами своими – с миром, плотью и диаволом; тогда только удостоишься той славы, которую видели в лице Христа на Фаворе и которая ожидает тебя на небе.
„Преобразился еси на горе Христе Боже, показавши учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да воссияет и нам грешным свет Твой Присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе“. Аминь.