ХLVIII. Поучение, сказанное в Рижской Покровской церкви 48. О посещении кладбищ и молитве за усопших
По какому случаю сегодня в сем, храме совершается столь торжественное богослужение? Отвечу вам, братья!
Я считаю нравственным своим долгом хотя раз в году, совершить богослужение в каждом храме г. Риги, и по возможности, стараюсь исполнить этот долг. Цель этого моего желания та, чтобы хоть раз в году помолиться Господу Богу вместе с прихожанами того или другого храма.
Но особенно всегда влечёт меня моё сердце в кладбищные храмы, где в продолжение целого года постоянно видятся слезы, слышатся стоны и рыдания при отпевании и погребении умерших, чтобы в них вознести к Господу молитву об усопших сродниках и братьях наших в селениях праведных и тем доставить отраду, утешение и успокоение сетующим.
Это чувство привлекло меня и ныне в сей кладбищный храм для совершения богослужения и принесения Богу бескровной жертвы о душах умерших отец и братий наших, здесь почивающих, и тем самым доставить утешение сродникам усопших и знаемым их. По учению одного св. отца Церкви, превеликая бывает польза душам, о которых моление возносится в то время, как святая, предлежит и страшная жертва (слова св. Кирилла Иерусалимского). т. е., когда совершается литургия и на оной – святейшее таинство евхаристии.
В нашей заупокойной молитве вознесённой ныне ко Господу Богу пред престолом сего храма, вы слышали разные имена: мы поминали лиц, служивших в нашем крае Богу и людям в святительском, священническом и священно-диаконском сане: они сами, живши на земле, возноси ли ко Господу молитвы о спасении душ своих духовных чад, благоговейно совершали богослужение в наш их храмах, поучали словом и делом своих пасомых и услаждали наш слух своим сладкогласных пением; в благодарность за всё это теперь мы молимся о них. Помянули мы также в своей молитве и всех праотец, отец и братий наших, сродников и знаемых, здесь лежащих и повсюду православных, чтобы Господь даровал им отраду и утешение в настоящем их загробном состоянии и помиловал их в день страшного суда своего.
Но среди произнесённых имён вы слышали имя усопшего раба Божия Евграфа (Е. В. Чешихина, бывшего редактора «Рижского Вестника» и автора «Истории Ливонии»). Он скончался около трёх лет назад: жил и трудился в сем крае и в нашем граде несколько десятков лет на пользу русского дела, на пользу русской истории сего края и православия в нём, русской литературы и русского языка. Русское общество по достоинству оценило его труды и на собранные пожертвования устроило на его могиле памятник. И этим видимым знаком, в назидание потомству, увековечило имя его и отметило могилу его, как видного деятеля в сем крае и борца за русско – православное дело. Честь вам, русские люди, что вы сами цените и своим примером учите других ценить действительные заслуги.
Но, создавши вещественный памятник над могилой Е. В. Чешихина, вы тем самым усилили молитву об упокоении души его в царствии небесном: каждый верующий человек, случайный ли посетитель кладбища, или приходящий поклониться могилам своих родных, проходя мимо памятника Чешихина, сотворит молитву об упокоении души его. С церковной точки зрения такова вообще цель надмогильных памятников, а не тщета мирская.
Но, братья, посещая кладбища и молясь об умерших, будем помнить, что все мы странники и пришельцы в сем мере, что рано или поздно все мы приложимся к отцам и братьям нашим, а потому будем постоянно готовиться к смерти.
Живыми и мёртвыми обладая, воскресый из мёртвых Христос истинный Бог наш молитвами пречистой Своей Матери, св. славных и всехвалъных апостол, преподобных и богоносных отец наших и всех святых души представлявшихся от нас отец и братий наших здесь лежащих и повсюду православных в селениях праведных учинит, в недрах Аврамовых упокоит, с праведными причтёт и нас помилует и спасёт, яко благ и человеколюбец. Аминь.
* * *
20 января 1891 г.