24. О тяжести грехов
Тяжел грех потому, что Бога оскорбляет, заповеди нарушает, совесть мучит, страхом наказания угрожает. Тяжек грех, если Бог за него еще в этой жизни не наказывает, – хотя всякое наказание облегчает тяжесть греха. Особенно тяжел грех потому, что в содеянии греха – человек делает орудием греха самого Иисуса Христа; ибо человек во Христа крестится, во Христа облекается, Христа призывает в молитве, и, принимая тело и кровь Христову, члены Христовы имеет, а членами тела грешит. Потому-то и апостол сказал: Христос греху ли служитель – да не будет44. Поэтому, когда ты грешишь, то Христа делаешь служителем, орудием греха своего, как бы, святейшего Сына Божия – делаешь таким грешником, как ты сам. Разумеешь ли это? Ты блудодействуешь – и члены тела твоего, члены Христовы – делаешь членами блудницы; пьянствуешь – опять делаешь орудием пьянства тело Христово. Ибо – спрашиваю тебя: какими членами грешишь? какою головою? какими руками? каким телом? какою утробою? Не тою ли, которою принимаешь тело и кровь Христову? Не потому ли и распинаешь ты вновь Сына Божия? А это весьма тяжелый грех. Лучше обжечься огнем, нежели опалиться похотью; лучше утонуть в воде, нежели заливать душу в пьянстве; лучше погибнуть самому на стуже, нежели от скупости заставить других переносить голод и холод. Лучше в темнице самому сидеть, нежели за долги туда заключить братий Христовых; лучше привязать жерновный камень на шею и броситься в воду, нежели соблазнить кого-либо из молодых юношей или девиц; лучше в бедной хижине жить и в рубище ходить, нежели в больших палатах в роскошах и сластях, за деньги, добываемые чужым потом и трудами. Лучше, говорю, в море утопиться, или сквозь землю провалиться, нежели жить воровством, мошенничеством, обманами, хитростью, граблением весами и аршином.
От смерти всякой, даже насильственной и скоропостижной Христос избавит; но если ты умрешь во грехе своем, то кто избавит тебя от вечной погибели? Родные только заботятся, ради своей чести, о шумном, пышном и видном твоем погребении, а о том, – что делается с душою твоею после смерти, – в чьи она руки перешла – в руки ли Божии, или в руки бесов, они о том редко заботятся. Молитвы церкви? но они действительны только тогда, когда ты умрешь в покаянии и с верою и надеждою на милосердие Божие, а без сего и молитвы всех святых не спасут тебя... Правда, и разбойники величайшие спасались, но только дверями продолжительного, многотрудного, многослезного и глубокого покаяния. Так братия, без собственного покаяния, без собственной веры и запаса добрых дел невозможно спасение. Ей, истинно! Аминь.
* * *