Источник

143. О свободе человека

Где Дух Господень, там и свобода. (2Кор. 3:17).

Самый высокий, самый драгоценный дар в человеке есть его свобода; она более всех других душевных даров уподобляет его Богу; ибо прочие силы души – разум, сердце, память и воображение – имеют сходство со способностями животных; есть нечто подобное в бессловесных тварях, но свободы ни в одной твари нет. Что такое свобода человека? Дар Божий, сила, власть, право и решимость действовать по собственному своему желанию, но по желанию совершеннейшему, согласному с волей Божией и с законом Евангельским. Совершеннейшую свободу имеет один Бог, а свобода всех тварей ограничена по ограниченности самой твари. – Но и сия свобода была бы совершенна, достаточна, если бы не коснулся ее грех. Но, к прискорбию, и к этой силе души коснулся тлетворный яд греха, и хотя свобода человека менее других сил подлежит его влиянию, однако подлежит. Ей скорее других сил можно бы возвратить самостоятельность, самодеятельность; однако сама собой без Духа Божия она не может окрепнуть, установиться, устоять, удержать за собой вполне все качества свободы. Правда – рассудок несколько может влиять на свободу человека; человек по рассудку может избирать лучшее, в противность всем склонностям животным; но не может сделать свободу свою непреклонной ко злу навсегда; это может сделать с нашей свободой только Дух Божий, и действие Его тотчас приметно в человеке. Если человек стремится к одним Евангельским добродетелям и противится всем плотским наклонностям, то он имеет Духа Божия; следовательно, в нем есть самостоятельность свободы. Каждая добродетель совершается свободой, освященной Духом Божиим, и ведет к свободе, расширяет круг для свободной деятельности, ибо праведнику закон не лежит. Напротив, каждый грех порабощает свободу и надевает на человека тяжкие узы рабства; каждая добродетель одухотворяет, так сказать, свободу человека; каждый грех оземлевевает ее. Возьмем в пример какую бы то ни было добродетель и поставим в сравнение с грехом, например, смирение и гордость, или самолюбие. Смиренный не порабощается ничем, а гордый всем; смиренному открыт пространный круг свободной деятельности, а гордый стесняется и словами, и взорами, и похвалами других. Бескорыстный свободен от всего, а любостяжательный и сребролюбец носят тяжкие узы рабства, налагая на себя иго постоянно собирать и добывать сокровища. Трезвый свободен, а пьяница раб своей страсти; ибо апостол сказал: где Дух Господень, там и свобода180, разумея здесь свободу совершенную, освященную Духом. Сия свобода усматривается особенно в святых людях, которые при помощи Духа Божия возводили свою свободу до такой степени совершенства, что не подчинялась она у них нимало влиянию естества; в их членах не действовал уже другой закон – закон природы естественной, а действовала одна благодать Духа Божия: они были в теле, как бы чужом; требование плоти ослабевали, ветхий человек в них умирал, в них действовал только новый человек, созданный по Богу в правде и преподобии. Падали некоторые с высоты и области высшей свободы – падали; но не упадали навсегда; чаще опять восходили на ту же высоту свободы. Дух Господень может на время оставить свободу ее естеству, чтобы показать ее без Него немощь; но Он опять может подать помощь человеку. Станем просить Духа Божия, чтобы Он не отступал от нас, жил в нас и мы в Нем, пока возрастем в мужа совершенна, т. е. в меру полного возраста Христова.

Господи! Духа Твоего Святого не отнимай от нас. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle