144. Об уничижении ближнего
Самый обыкновенный, самый частый, самый привычный у нас грех – осуждение или укоризна ближнего, – в мысли или на словах. Подумать худо о ближнем или сказать, по нашему суждению, это ничего не значит, это не важный грех. Думайте, как вам угодно; но послушать то, что я вам скажу – следует, да и подумать об этом стоит. Вы знаете, какой это грех и как он важен, и как тяжко наказывается? А вот чем наказывается; – тем, что мы ни Бога, ни ангела хранителя своего не видим своими очами – именно через этот грех. Феодор столпник стоял пятьдесят лет на столбе – около города Едеса, – стоял и молился день и ночь. Вдруг является к нему ангел и говорит: «мир тебе и спасение». – «Зачем ты отверг меня, оставил меня, не являлся столько лет ко мне?» – спросил Феодор. – «За твое высокоумие, – отвечал ему ангел; – за то, что ты в помыслах уничижил брата своего, – за это Бог запретил мне видимо показываться тебе до сего времени. Правда, что я не отходил от тебя, что я не бросил тебя, что я не отступал от тебя и невидимо служил тебе; а теперь, ради твоего смирения и твоих молитвенных подвигов, Бог простил тебе грех твой и повелел мне видимо служить тебе, как в сей, так и в будущей жизни». Чем же, спросите, согрешил Феодор Столпник? А вот чем. Шли они однажды с братом через лес: Иоанн увидел перед собой мешок золота и перескочил через него. Феодор взял мешок с деньгами и настроил церквей и богаделен – и похвалил себя в мысли, а брата Иоанна уничижил. И тут-то ангел явился к нему и сказал: «зачем ты уничижил в мысли брата своего? Ты знаешь, что его скачок далеко выше и дороже перед Богом всех твоих добрых дел, потому, что ты людям сделал угодное, а он Богу: он перескочил ту пропасть, которая находится между адом, в котором богач горел, и между лоном Авраамовым; – за это ты ни меня, ни брата своего не увидишь до самой смерти». Вот что значит только в мысли себя похвалить, а брата унизить. После этого не удивляйтесь, что мы очами на земле не видим ангела хранителя.
Сколько раз в жизни мы себя хвалили и ближнего поносили, уничижали и осуждали? Пусть так, – пусть мы лишены на земле утешения видеть ангела хранителя своего. Что, если мы и по смерти будем лишены сего величайшего утешения – лицезрения Бога и ангелов? Очевидно, что мы поэтому недостойны будем жить и в раю; а придется жить там, где нет Бога, и где живут одни демоны. Так-то мы иногда ропщем и говорим, «почему ангел хранитель видимо не служит нам»? А о том не подумаем, что мы во тьме грехов живем; что мы окружены такой крепкой стеной грехов и беззаконий, через которую не может пробиться свет ангела хранителя нашего. Это действительно великое несчастье, о котором, впрочем, мы не думаем и не заботимся; но вот будет несчастье, когда мы будем навеки удалены от лицезрения Божия, когда вечный мрак покроет нас; когда болезни ада обымут нас, когда демоны одни сделаются нашими друзьями и будут иметь страшную радость мучить нас. О, бедные, о несчастные мы слепцы!
Господи! вразуми Ты нас теперь и сохрани нас от тяжкого греха осуждения и уничижения нашего брата. Аминь.