Источник

22. В неделю Мытаря и Фарисея

Для чего святая церковь ежегодно выводит пред очи наши гордого фарисея и смиренного мытаря, молящихся в церкви? Для того, чтобы мы уразумели, что есть молитва Богу приятная и неприятная, полезная и бесполезная, плодотворная и бесплодная; есть молитва, которую Бог принимает и которую не принимает, но отвергает ее, оскорбляется ей, и вместо награды наказывает человека за такую молитву. Всмотритесь же хорошенько в молящегося фарисея и посмотрите на мытаря, прислушайтесь к молитве первого и заметьте слова молитвы последнего.

Видите, куда забрался фарисей со своей молитвой, – он стал перед святыми иконами, перед Богом. Замечательно, что и христианский фарисей становится впереди всех, лезет на амвон, врывается даже в алтарь, будучи недостоин ногой ступить сюда.

Не верьте ему, если он большим крестом молится и громко молитву читает, – он делает это для одного вида, чтоб обмануть других молящихся. Посмотрите на его гордую осанку, на его надменные взоры: «благодарю Тебя, Боже, – думает он в уме, – что я не такой, как прочие – люди-грешники». Беден и несчастен ты, если себя считаешь праведником по внешним делам, а других осуждаешь и презираешь. Другие, хотя и грешники, но не называют себя праведниками, а плачут, каются и смиряются перед Богом. А у тебя нет ни смирения, ни сокрушения, ни слез. Большим крестом молишься ты, а живешь большой неправдой, оскверняешь руки лихоимством, взятками, лихвами, презираешь бедняков, живешь чужими трудами, – да еще осуждаешь других перед Богом. Ты милостыню даешь самую убогую, и то для одного вида, тогда как сам живешь потом и трудами убогих братий. Ты пост соблюдаешь, но твой пост, при объедении и разнообразии постной пищи, греховнее самого мясоястия. Пост несешь телом, а душа твоя не знает поста, слова твои полны соблазнов, сердце твое полно мрака страстей, а совесть темнее ночи. Нет! Такой фарисейской молитвы, поста и милостыни, Господь не принимает, а отвергает их: «поста вашего такого, и праздников ваших, и молитв таких ваших ненавидит душа Моя»34, – говорит Бог через пророка Исаию.

Посмотрите на кающегося мытаря: весь свет знает его грехи и презирает его, и он глубоко в душе чувствует, что он грабитель, что он многих бедных обидел; но падает он лицом до земли около дверей церковных и горько плачет, и воздыхает, и не может посмотреть на святые иконы. Вот пример истинно христианской молитвы, на которую взирает Бог, все Ангелы и все святые, потому именно, что она истекает из сердца сокрушенного и смиренного, из души глубоко пораженной страхом Божиим, из разума, разумеющего всю свою греховность, из сознания: коль страшен Господь и сколь тяжек Его гнев, висящий над главой грешника, столь много Его оскорбившего, столь долго согрешившего. Не просит мытарь Бога ни о прощении грехов, ни о рае, ни о наградах небесных, – он просит только одной милости при покаянии: помилования при гневе Божием, пощады при каре Божией, снисхождения при ударах Божиих: «Боже! Милостив буди мне грешному», – и воздыхает, и плачет он, и бьет себя в грудь, считая себя недостойным стоять между молящимися, не дерзает подойти ближе к алтарю, воззреть очами на разгневанного Бога.

Боже! Милостив будь и мне грешному. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle