Источник

21. О покаянии

Видали ль вы, братия, как иная мать старается примирить сына с отцом? Сын, оскорбивший отца разными предосудительными поступками, является уже не прямо к огорченному отцу, а к матери, и спрашивает: «как мне явиться к отцу? Что мне сказать ему? Крепко ли он на меня сердит? В каком он теперь расположении духа? Простит ли он мне? Где я могу его увидеть?» Известно, добрая мать, зная нрав своего мужа, говорит сыну: «пойдем, я сама буду за тебя ходатайствовать перед отцом; он теперь, кажется, не сердит; а ты стань перед дверями его комнаты или упади к ногам его, и заплачь перед ним, и скажи ему то и то; не бойся, он не станет тебя бить, он теперь добр; а ты обещайся более не оскорблять его своими дурными поступками». Так, точно так поступает и святая церковь, сия духовная матерь наша. Желая примирить грешника с разгневанным Отцем небесным, она влагает в уста грешника слова, которые вы слышите на каждом утреннем богослужении, начиная с нынешнего дня, слова песни трогательные, потрясающие, кажется, небо и землю, и располагающие к покаянию каждого сколько-нибудь чувствительного грешника. В таком разе, церковь как бы так говорит грешнику: «Не бойся, не отчаивайся, но только покайся и проси прощения у Отца небесного; Он милосерд, Он простит тебя. Для сего или стань ты у дверей церкви на месте мытаря, посмотри, как мытарь молился: «Боже милостив буди мне грешному»33, и Он его простил; или повергнись к ногам Его, как сделал блудный сын, и говори: «согреших на небо и пред Тобою»; или стань перед дверями Его чертога, как Адам стоял перед дверями рая, и плачь, и говори: «покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»; в каждое утро порывался я к Тебе, приходя ко храму Твоему святому: «утренеет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но, яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию». Или обратись ты со слезами к Матери Божией и взывай: «На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехами, и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты»; или говори: «Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшного дне судного; но, надеясь на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». Так молись ты непрестанно перед Господом милосердым и перед Царицей небесной; Она великая Споручница грешников; молись и плачь, кайся и проси, как каялись другие величайшие грешники: мытарь, блудный сын, блудница, разбойник; кайся: многим грешникам Господь простил, и тебя простит; ибо Он хотя и правосуден, но и премилосерд, но более стал милосерд с тех пор, как послал на землю Сына Своего единородного.

Боишься, страшишься явиться пред лице Божие? Проси святых, друзей Божиих; мало ли их под небесами около престола Божия; а еще усерднее проси Матерь Господа, Которой добрее между святыми никого нет, не было и не будет – ни на небе, ни на земле; Она сама себя называет Скоропослушницей, Утолением печали, Взысканием погибших, и разными другими многознаменательными и дорогими для нас названиями; проси, плачь, кайся; ночью вставай и стой перед образом Ея и проливай слезы, и веруй, и надейся, и не отчаивайся; нет такого греха, которого бы Господь не простил; нет такого грешника, которого бы Он не помиловал, если он смиряется, воздыхает и бьет себя в грудь, как мытарь; падает к ногам, как блудный сын; омывает слезами ноги, как блудница, или кается, как разбойник на кресте покаялся.

«Покаяния двери и мне грешному отверзи, Боже, и помилуй меня по велицей милости Твоей». Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle