82. В неделю 19-ю по Пятидесятнице
Любите враги ваша. (Лк.6:35).
Не без причины мы иногда наживаем врагов. Ты говоришь: «Бог вооружил такого-то врага против меня». Зачем так думать? Если ты не оскорбил Бога ничем, если ты Бога любишь всей душой и всем сердцем; то для чего Бог станет обращать против тебя злых людей, зверей, все, что вокруг тебя, все, что может быть вредно для тебя? Нет! Врагов мы наживаем или сами, или злые люди вооружают их против нас, или диавол. Иногда, говорю, мы сами вооружаем против себя людей, даже добрых: гордость наша, неуважение, оскорбление словами и поступками вооружают против нас добрых людей и делают их врагами. Смиренный, обходительный, услужливый и ласковый человек всякого врага может расположить к себе. Может ли кто разгневаться на тебя или питать к тебе неудовольствие, если ты не оскорбляешься ничем и никого не оскорбляешь, если дела твои не касаются людей, если ты никого не трогаешь ни словом, ни делом – и готов всякому всеусердно чем-нибудь и как-нибудь услужить, особенно если ты благочестив, богобоязлив и набожен? Люди могут вооружить человека против тебя, очернить тебя перед ним, представить тебя во враждебном виде. Чем здесь враг виноват? Но разумный человек не поверит людским словам; да и ты сам, если только ты разумный и добрый, не почтешь обижающего тебя за врага твоего. Ты должен думать, что этот человек в заблуждении против тебя, что он ослеплен людьми, что он болен душой; – не обвиняй его в том, что он обижает тебя, – он еще не враг твой. Наш самый злейший враг тот, кто благоснисхождением к нам, ласками, поблажкой и слепой любовью доводит нас до своеволия и разврата, какими бывают часто безрассудные родители в отношении к детям. Друзья наши, которые говорят: «и то не грех, и другое не грех», или: «пойдем выпьем, пойдем такого-то обберем», – вот настоящие враги ваши. А кто словами, гневом, угрозами и обидами вразумляет нас, смиряет нас, – этот человек не только не враг, но еще друг наш. Толчки, обиды, брани вразумляют, исправляют нас. Тот наш злейший враг, который препятствует нам на пути ко спасению: кто не пускает нас в церковь, кто препятствует нам Богу молиться, поститься, изучать Божие писание, не дает совершать добрых дел, наводит на грех, – вот это настоящий наш враг. Такого врага надобно удаляться, обегать; хотя все же должно любить его из сострадания к его слепоте. Остается один для нас величайший враг наш, диавол, у которого вся цель состоит в том, чтобы не допустить нас до Царствия Небесного, чтобы развратить вас, сделать вас врагами Божиими, чтобы наполнить нас ядом греха, сожечь нас страстями и похотями, сделать нас безбожными, развратными, буйными, злобными, ни к чему доброму не способными. Вот это враг – действительный. Но против его есть крест, молитва, пост, слово Божие, смирение и всякая святыня. А ругать и проклинать его запрещается потому, что злыми словами ты свою же душу осквернишь. Тем только ты докажешь, что он враг твой, если ты не станешь его слушать, его воли исполнять; а если только уклонишься от воли Божией и волю диавола станешь выполнять, – тогда он сделается для тебя величайшим другом, только все же погубит тебя.
Господи! Даруй нам силу и разум любить всех врагов наших, кроме диавола. Аминь.