71. Поучение на день св. славного пророка Илии
Читал ли ты, христианин, жизнь и деяния, празднуемого ныне святаго, славного пророка Илии? – Если читал, то скажи мне: что тебя более удивляет: – упорство ли во грехах царя Ахаава и жены его Иезавели; или ревность и горячность пророка Божия Илии; или – долготерпение Божие? – Царь и царица идолопоклонники: на их стороне идолы, страсти и диавол, или лучше сказать, все его полчище, сила, власть, царство. Пророк – святой муж – на его стороне правда, благочестие, вера – все святые, ангелы, сам Бог. – Но надобно помнить то, что такое разделение, такая борьба между светом и тьмою, между добродетелью и пороком, между добром и злом, между правдою и неправдою – всегда была, и теперь есть, и всегда будет.
Что, если бы в настоящее время явился такой ревнитель благочестия и правды, как пророк Божий Илия? – Не возревновал ли бы он о благочестии христианском – особенно теперь в царстве благодати? – Что сказал бы он, если бы явился видимо среди нас, а невидимо он здесь присутствует; – если бы он увидел эту леность к делам благочестия, эту взаимную ненависть, это оскудение любви, этот взаимный грабёж, это повсюдное пьянство, разврат? – Если бы увидел пророк Божий эти идольские храмы – питейные и развратные дома, клубы, театры; этих богов и богинь красоты, чрева, мамоны; – скажите: не возревновал ли бы против всего этого пророк Божий? Не воспламенился ли бы страшным гневом? – Не низвёл ли бы он на землю голод, огонь, смертоносные язвы? – Мне кажется, что нечестие настоящих времён далеко большее, нежели какое было во дни пророка в царстве израильском. Уверяю вас, что во всем царстве израильском не было столько питейных домов, сколько в нашем одном городе. – У евреев вовсе не было распутных домов, хотя и были развратные люди; не было клубов, театров, и всех этих трущоб, в которых блудные сыновья убивают последнюю заработанную копейку.
Писание указывает нам, как на редкое событие – убиение Навуфея и отнятие у него сада; а у нас в России столько умножилось грабежей и убийств, что трудно и исчислять их и следить за ними. Не голод только – ежегодно по разным губерниями в России бывающий; но ежегодная язва по многим городам и повсюду свирепствует, и поражает безвременно сотнями людей; а пьянство и разврат, а грабежи и убийства – продолжаются и умножаются ежемесячно. Именно в настоящие времена надлежало бы вызвать на какую-либо гору всех поклонников мамоны, развратной красоты, всех чревоугодников и – поставить два жертвенника: один Богу, другой идолам – и свести огнь на главы нечестивцев; ибо добродетель в уничижении, а порок торжествует ныне; благочестие в презрении, а нечестие в славе; богатству поклонение, а бедности гонение; Христу бесчестие, а Велиару честь; смирению – поношение, а гордости – превозношение; духовенству презрение, а беспутству похвала; храмов Божиих опустение, а храмов страстей наполнение человеками.
Святый пророче Илие! Найдёшь ли ты ныне среди восьмидесяти миллионов христиан царства Русского, – таких седмь тысяч человек, на которых Бог указал во Израеле – которые бы пред каким-либо идолом, не преклоняли колеи своих? – Пощадишь ли ты, Господи стольких грешников, ради немногих праведников? Аминь.