Источник

81. В неделю 19-ю по Пятидесятнице

Спросите, христиане, как можно взойти на небо? Ответ можно найти у св. Апостола Павла, который восхищен был на первое небо, не на второе, но даже на третье. Но разница большая: быть восхищенным на небо и взойти. Кто восхищается на небо, того сила Божия поднимает на небо так, что он едва чувствует, а может быть, и вовсе не чувствует, как это он поднят на небо. Так восхищен или взят был на небо патриарх Енох; так восхищен был пророк Илия на огненной колеснице. Удивительно то, что тот и другой взяты с телом на небо. Но разница, говорю, большая: быть восхищенным на небо силой Божией и подниматься самому, собственной силой, разумеется, не без помощи Божией; человек без помощи Божией и по земле ходить не может, не то, чтобы ему подниматься на небо. Человек может подняться на небо телом, может подняться и душой, как бестелесные Ангелы нисходят на землю и восходят на небо. Апостол Павел был в теле, когда был восхищен; но говорит: «в теле ли я был, не знаю, вне ли тела – не знаю; Бог знает»43; значит, он сам не знал, как это случилось; но узнал, что человек может подняться на небо: в теле ли, или без тела, только не без помощи Божией. Вот и мы желаем подняться или взойти на небо. Но думаем, что надобно о сем и Бога просить, и самому потрудиться. Ты говоришь: «в свое время Бог меня поднимет». Нет, – кто теперь не поднимается душой, тот и с телом туда не взойдет. С телом теперь, положим, нам трудно подняться, и с душой хотя трудно, но возможно. Как Ной выпускал голубя из ковчега, чтобы узнать: спала ли вода, чтобы где-нибудь остановиться и выйти на сухое место; как евреи посылали соглядатаев в ту землю, которую им Господь обещал; так надобно нам посылать свои мысли, свое сердце и свою душу на небо; когда ты восходишь на гору или поднимаешься по лестнице, то смотришь вверх, хватаешься – то одной, то другой рукой, то переставляешь ноги, то бросаешь на пути то, что тянет тебя вниз, то схватываешься за что-либо руками, то просишь кого, чтобы тебя поддержал, то стараешься опереться на что-нибудь; так надобно трудиться и душой: то мыслями возноситься горе, то сердцем, то стараться исполнять то ту, то другую добродетель; то вопрошать о сем святых и опытных мужей, то подвязывать крылья веры и любви, то опираться на жезл надежды, то просить молитв церкви и помощи Божией. Без тяжести, без ноши легче восходить на гору; так душе легко подниматься, когда сбросишь с нее всякое пристрастие, всякий грех. Когда поднимаешься на гору, то опасно смотреть вниз, – голова закружится, можно упасть, убиться; не смотри и ты тогда на мир – долу, когда духом хочешь высоко подняться к небесам. Говорят, что на горах воздух жиже, реже, и чем выше поднимаешься, тем легче и легче становится; так, когда душа восходит горе, то ей становится легче, и чем более уменьшается в ней мера пристрастия к земным вещам, тем выше и легче поднимается душа, тем пламеннее становится дух человека, тем сильнее влечет его благодать Божия. Когда взойдешь на самый верх горы, легко дышится там, вся тяжесть спадает с тебя, ты чувствуешь себя свободным от всякого бремени; так и душа, когда очистится от всякого греха, перейдет за пределы всякого пристрастия, вступит в область полного самоотвержения, не нуждается ни в чем земном, ничто мирское не тяготит ее, ей живется легко и свободно, она тогда в своем отечестве, где царствует дух и свобода, где нет ничего оскверняющего и растлевающего.

Поднялись на небо люди святые, христиане, – станем и мы трудиться, чтобы и нам подняться.

Господи! Помози нам. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle