Гонки, или поприще жизни старца схиархимандрита Гавриила
1844 г. Рождение Гани в Пермской губернии Ирбитского уезда Бобровской волости в деревне Фроловой от Феодора и Евдокии Зыряновых.
1849 г. Первое видение после первой Пасхальной службы.
1854 г. Чудесное исцеление праведным Симеоном Верхотурским.
1856 г. Паломничество по обету в Верхотурье.
1859 г. Ганя начинает помогать отцу в хозяйстве, но слаб здоровьем.
1863 г. Он вымаливает себе силу и здоровье. Первые проблески прозорливости. Чудесная пшеница.
13 августа 1864 г. Приход и поступление брата Гавриила в Оптину пустынь Калужской губернии.
28 декабря 1874 г. Прибытие в Москву, в Высокопетровский монастырь.
13 августа 1876 г. Пострижение в монашество с именем Тихона.
20 февраля 1877 г. О.Тихона посвящают в иеродиакона.
19 августа 1880 г. Официальное перемещение о.Тихона в Богоявленский монастырь.
29 июня 1881 г. Прибытие в Раифскую пустынь Казанской губернии.
24 января 1883 г. О.Тихон – иеромонах и вскоре братский духовник.
С октября по 7 ноября 1883 г. Казначей Архиерейского дома в городе Казани.
1883 г., половина ноября. Иеромонах о.Тихон назначается в Седмиезерную пустынь.
5 октября 1892 г. Пострижение в схиму с именем Гавриила.
1893–1895 гг. Батюшка в болезни лежит недвижим сперва полтора года на левом боку, потом столько же и так же на правом.
1896–1897 гг. Два года еще лежит на спине. Видения и откровения.
1898 г. Батюшка начинает поправляться. Выздоравливает.
1898 г. Строит церковь (смета, заготовка материала, 16 мая – закладка фундамента).
16 октября 1899 г. Освящение храма во имя преп.Евфимия Великого и свят. Тихона Задонского для поминовения усопших. Начало самоличного служения батюшки.
1900 г. Награждение золотым наперсным крестом от Священного Синода и потом возведение о.Гавриила в сан схиархимандрита.
7 января 1903 г. Явление бесов о.Гавриилу, угрожающих ему изгнанием из монастыря.
1903–1908 гг. Клевета, доносы на о.Гавриила; пристрастная ревизия по монастырю.
Конец июня 1908 г. Прибытие старца в Псков и в Спасо-Елеазарову пустынь. Перед тем отставка и увольнение из Седмиезерного монастыря.
1910 г. Старцу его почитатели строят домашнюю церковочку в Спасо-Елеазаровой пустыни.
1912 г. Начало усиленных предсмертных болезней старца. Построение усыпальницы.
1914 г. Первая германская война. Отношение к ней о.Гавриила. Старчество.
24 августа 1915 г. Отъезд батюшки о.Гавриила в г.Казань.
24 сентября 1915 г. Кончина блаженного старца.
29 сентября 1915 г. Погребение в построенном им храме Седмиезерной пустыни.
Завещание
старца схиархимандрита Гавриила своим духовным детям
Скоро, может быть, я умру… Оставляю вам в наследство великое богатство, для всех не оскудеваемое. Его всем хватит, только пусть пользуются и не сомневаются. Будут жить безбедно, кто сумеет его себе присвоить.
1. Когда кто почувствует себя грешником и не находит выхода себе, пусть затворится в келье один, читает Сладчайшему Иисусу Христу канон с акафистом и плачем утешится, уврачеванный.
2. Когда кто находится в напастях, каких бы то ни было, пусть читает молебный канон Божией Матери («Многими содержимь напастьми…»), и пройдут для него все напасти бесследно, к стыду нападающих на него.
3. Когда нуждается кто во внутреннем душеосвящении, пусть читает со вниманием 17-ю кафизму. И откроются ему внутренние очи, последует потребность осуществить то, что в ней написано. Возникнет потребность чаще очищать свою совесть исповедью и причащаться Святых Таин Тела и Крови Христовых. Явится добродетель милосердия к другим, чтобы не зазирать их, а страдать о них и молиться. Тогда явится и внутренний страх Божий, в котором проявятся для внутреннего ока души заслуги Спасителя: как Он страдал за нас, любя нас. Явится и любовь к Нему благодатная с силой Святого Духа, который поставляет нас на все подвиги, научает совершать и терпеть. В терпении нашем мы увидим и восчувствуем в себе пришествие Царствия Божия в силе Его, и воцаримся воедино с Господом, и обожимся.
Тогда для нас покажется сей мир совсем не тем, каким он нам теперь рисуется. Впрочем, мы его не станем судить, так как судить его будет Иисус Христос, но мы увидим мирскую ложь и грех. Мы увидим и правду, но только в Спасителе, и будем ее почерпать только в Нем одном.
Ложь. Мы ее видим и не видим. Ложь – это сей век со всеми его прелестями скоропреходящими, ибо все минует и не возвратится!
Правда же Христова пребудет во век века. Аминь.